» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Досуг. Начиная разговор о досуге в Древней Индии, бесспорно, необходимо упомянуть о таких развлечениях, свойственных преимущественно кшатрийскому сословию, как охота, а также наслаждение танцами и музыкой в исполнении придворных. Необходимо различать охоту как профессиональное занятие, цель которого – добывание пропитания посредством сооружения ловушек и капканов, призванных обеспечить стопроцентный успех предприятия, и охоту как развлечение аристократов, вооруженных в основном луками. Охота-профессия была уделом «неприкасаемых» и не считалась достойным занятием, тогда как охота-развлечение служила своеобразной тренировкой воинов, нуждавшихся в постоянной адреналиновой подпитке. Однако для более полного понимания роли досуга в древнеиндийской культуре, для попытки раскрыть ментальные категории данной культуры более важно рассмотреть такую разновидность досуговой деятельности, как игра.

В Индии она не воспринималась как отдых, приятное времяпрепровождение, противоположное повседневным заботам. Когда все каждодневные цели реализованы, насущные задачи выполнены, а сиюминутные желания удовлетворены, наступало время игры, самоценной и самодостаточной. Отношение к игре в Древней Индии было особенным: она рассматривалась как проекция высшей, божественной, игры, которой могли приобщиться и простые смертные. Как «божественная игра» – лила – рассматривалось и возникновение вселенной, ее развитие, угасание и гибель. Так, Шива-Натараджа в своем божественном танце также создает, а затем разрушает вселенную.

Пожалуй, самой известной в древнеиндийской культуре игрой являлась игра в кости. Это развлечение многократно описано в текстах (и в гимнах Ригведы, и в Махабхарате), представлено во множестве ритуалов, в том числе и в ритуале царского посвящения – раджасуе. На кон могло быть поставлено все что угодно – жена, семья, богатство, исход битвы и даже все царство. Будучи целиком во власти фортуны, игроки испытывали таким образом собственное «соответствие» дайве – «божественному порядку»: ведь тот, кто более благочестив, кому благоволят боги, и выходил победителем из данного «состязания».

Не менее известной игрой была чатуранга (букв. четыре конца) – прародительница шахмат. Чатурангой называли четырехсоставное войско в древней Индии – пехота, конница, колесницы и боевые слоны под предводительством раджи (или военачальника), что нашло свое отражение в шахматных фигурах. Однако в данном случае чатуранга получила свое название, поскольку предполагала четырех игроков, игравших пара на пару. Целью, как и обычных шахматах, являлся «полный разгром» вражеской армии либо же «пленение» фигуры короля (раджи) соперника.

Игровой комплект чатуранги состоял из четырех наборов фигур разных цветов: черного, зеленого, желтого и красного. Каждый набор насчитывал восемь фигур: раджа (король), слон, конь, колесница (ладья) и четыре пешки. В отличие от привычных шахмат, игры сугубо логической, в чатуранге присутствовал элемент неожиданности: несмотря на то что ходы в игре выполнялись по очереди, характер хода определяли игральные кости.

И если охота как развлечение была призвана поддерживать на должном уровне индивидуальные физические данные воинов (ловкость, меткость, силу, быстроту реакции), то чатуранга – игра полководцев, шлифовавших свои навыки стратега в условиях постоянно меняющейся реальности. Элемент случайности обеспечивался включением игральных костей, что, как и в случае с обычной игрой в кости, выявляло помимо выдающихся полководческих качеств также и благосклонность богов к тому либо иному игроку.

6.5. Повседневность традиционного Китая

Китайская цивилизация сформировалась на основе неолитических культур, сложившихся к V–III тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. С древности установилось название государства – Чжун-го или центральное, Срединное государство. Также бытовал этноним Тянь-ся – Поднебесная страна, так как китайцы полагали, что они проживают в центре, на самой возвышенной части Земли, поднятой к небу.

Как отмечает М. Е. Кравцова, современный термин «Китай» по общераспространенной версии происходит от «Катай», восходящему к названию группы кочевых племен киданов (кидане) из Маньчжурии, которые в 907 г. захватили территории Северного Китая и основали в нем династию Ляо. В дальнейшем данный этноним закрепился в качестве топонима Северного Китая и, благодаря европейским купцам, в первую очередь, Марко Поло, в форме «Катай» (Cathay) попал в средневековую Западную Европу и Россию141. А вот название China, которое собственно и означает Китай, во многих европейских языках, скорее всего, восходит к названию китайской династии Цинь.

Этническая общность древних китайцев сформировалась приблизительно в V–III тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. С середины I тыс. до н. э. начинается процесс расширения территории в южном направлении – сначала в район бассейна Янцзы, а затем дальше на юг. Современный этнический состав Китая весьма разнообразен, на этой территории издревле обитали народности, относящейся к четырем основным языковым группам: тайской, тибето-бирманской, тюркской и монгольской. Несмотря на пестроту этнического состава, в Китае около 90 % населения составляет китайская этническая общность, название которой – хань жэнь, или «люди Хань», «ханьцы». Помимо ханьцев, в Китае проживает 55 других народов, среди которых бай, ицзу, казахи, корейцы, ли, маньчжуры, монголы, мяо, тайцы, туцзя, уйгуры, хуэй (дунгане), чжуаны и др.

Большому локальному разнообразию китайской цивилизации способствовали преимущественно два фактора: во-первых, существенное различие климатических условий Севера и Юга, с которым связано и различие хозяйственно-культурных укладов северных и южных китайцев, и, во-вторых, контакты китайцев с сопредельными народами142.

Китай имеет очень разнообразный рельеф и ландшафт, территория страны протянулась от западного края Памирского нагорья до берегов Тихого океана и от берегов Амура до Южно-Китайского моря. Побережье континентальной части Китая на востоке и юге омывается водами Бохайского, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

В Китае протекают две великие реки: Хуанхэ (около 5 тыс. км) и Янцзы (более 6 тыс. км), по берегам которых возникли обширные естественно орошаемые долины, удобные для высокопродуктивного земледелия, которое и стало основой хозяйственной деятельности древнекитайской цивилизации и сохраняет свое значение по сей день.

Спецификой историко-культурного развития Китая является его культурное единство и своеобразие, а также замкнутость цивилизации, которые, оформившись в древности, просуществовали почти без изменений вплоть до XVII в. н. э. Каждая культурно-историческая эпоха Китая внесла неповторимый по разнообразию, ценности и самобытности вклад в развитие повседневной китайской культуры. Выделяются следующие историко-культурные периоды Китая:

– архаический Китай (с раннего палеолита и до возникновения государственности):

• Яншао (V–II тыс. до н. э.);

• Луншань (3300–2000 гг. до н. э.);

• Древний Китай (XVI вв. до н. э – III в.);

• эпохи Шан-Инь (XVI–XI вв. до н. э.);

• Чжоу (XI–III вв. до н. э.);

– период ранних империй:

• Цинь (221–207 гг. до н. э.);

• Хань (206 г. до н. э. – 220 г.);

– традиционный Китай (III в. – 1912 г.):

• эпоха шести династий, или предклассический период (III–VI вв.);

• эпохи Тан и Сун, или классический период (VII – начало XII вв.);

• эпохи Южная Сун и Юань (начало XII – середина XIV вв. – период чужеземных экспансий и монгольского владычества);

• эпоха Мин (середина XIV – середина XVI вв. – период возрождения национальной государственности);

• эпоха Цин (середина XVII в. – 1911 г. – период маньчжурского правления);

– современный Китай (с 1912 г. по настоящее время):

• Китайская Республика (1912–1949 гг.);

• КНР (с 1949 г. по настоящее время).

Мировоззрение китайцев. Повседневная культура китайцев опирается на мировоззрение, опосредованное космогоническими и религиозными представлениями китайцев. Суть картины мира Древнего Китая представлена в древних трактатах: Шуцзин, И-Цзин (Книга Перемен), Чжуан-цзы, Ле-цзы, Хуайнань-цзы, «Критические суждения» Ван Чуна, а также в труде Шань хай цзин (Книга гор и морей). Главная идея, лежащая в основе китайской космологии, – это идея изменчивости, основной смысл заключается в том, что все явления во вселенной имеют динамический характер.

В мифологических представлениях китайцев происхождение живой и неживой природы, а также человека включало ряд последовательных этапов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.