» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






В конфуцианстве общество делилось на две категории – благородных (цзюнь-цзы) и простолюдинов (сяожэнь). Благородный муж заботится о соблюдении закона, а простолюдин – о получении благодеяния, о себе самом. Поэтому, согласно Конфуцию, общественный идеал должен реализовать цзюнь-цзы – «совершенный муж», обладающий пятью добродетелями: мудростью, гуманностью, верностью, почитанием старших и мужеством, которые достигаются благодаря хорошему и качественному образованию. Образование способствует развитию у человека справедливости и законности, которые являются следствием длительного развития мышления и практики. Со временем превращение конфуцианства в официальную идеологию, его базовые принципы воспитания, образования и государственного управления, стали определяющим образом жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал единство китайского народа и способствовал этнической консолидации147.

Необходимо отметить, что вопрос о появления буддизма в Китае и проникновении первых буддистов и буддистских идей, а также их датирование остаются в буддологии пока нерешенными148. Процесс распространения буддизма был сложным и проходил несколько веков. Распространению нового учения способствовали переводы сутр и основания новых центров буддийской мысли. Согласно общепринятому мнению, буддизм проник в Китай в I в. н. э. Одной из ведущих школ китайского буддизма стала школа чань, возникшая в V–VI вв. и сложившаяся в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая, например, с даосизмом. Китайское слово чань происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна), что означает «созерцание». Тайваньский ученый Цзюн-сюн утверждал, что чань можно рассматривать как наиболее полное развитие даосизма путем его соединения с близкими по духу буддийскими заимствованиями и могущественным апостольским рвением149.

В чань-буддизме особое внимание придавалось развитию определенного типа личности: делался акцент на культуре психической деятельности, особое внимание уделялось методам психической саморегуляции, перестройки и управления психикой150. Ядром чань-буддизма стал отказ от словесных разъяснений трансцендентных понятий, так как все рассуждения считались бесполезными, а постижение идей достигалось при помощи практик психофизической саморегуляции. Основной метод такой практики – медитация. Поэтому в чань-буддизме большое значение придавалось духовным практикам, а анализ идейно-философского учения отодвигался на второй план151.

Синтез трех основных религиозно-философских систем в Китае – даосизма, конфуцианства и буддизма привел к формированию оригинальной гармоничной концепции бытия и выработал у китайцев особое отношение к миру, которое основано на понимании цикличности времени, этических принципах социальной регуляции, исключающих социальную агрессию, а также особом, толерантном, отношении к природе, базирующемся на принципе не-деяния – у-вэй.

Сельское хозяйство. Основным занятием китайцев являлось земледелие: уже в III тыс. до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения. Основой экономики Древнего Китая была сельская община, что было обусловлено спецификой сельскохозяйственного труда, где главную роль играла патриархальная семья. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун (Божественный пахарь), легендарное божество, обучивший людей пахоте и знанию лекарственных трав, а также изобретший сельскохозяйственные орудия.

В Китае возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: местные сорта проса (чумизу), бобовые, конопля, лук, огурцы, пшеница, редька, тыква, ячмень, но постепенно рис стал ведущей сельскохозяйственной культурой. В Китае не получили распространение скотоводство и садоводство. В сельской общине земли делились на девять равных участков, обязательным для всех общинников было возделывания одного из участков для общественных нужд, остальные восемь крестьяне обрабатывали для себя. Сначала работы проводились на общественном участке, а затем – на семейных. Кроме того, с полученного урожая общинники платили налоги.

В Китае использовали труд рабов на полях и в домах вана и богатых людей. Рабами становились общинники, попавшие в рабство в результате невозможности выплаты долгов, а также пленные воины. В древнекитайском государстве император считался «сыном неба» и был владельцем всего на земле, включая земли сельских общин.

Успешное ведение сельского хозяйства и урожай зависели от интенсивности осадков: недостаток дождевой воды или ее изобилие приводило к неурожаям и голоду. Поэтому с древних времен китайцы создавали системы искусственного орошения и способы защиты земель от наводнений. Труд земледельца уважали и ценили: начало сельскохозяйственного года приходилось на весну и сопровождалось пышным празднеством и церемониями в честь богов весны и сельского хозяйства.

В древности ритуалы совершал сам император – проводил ритуал первой борозды, идя за плугом. Осенью император первым пробовал хлеб из зерна нового урожая. Во всех провинциях и областях губернаторы и префекты также совершали подобный ритуал. Данная церемония свидетельствует о важной роли земледельцев в политике империи и глубоком благоговении перед земледелием, которое было основой китайского быта. О высоком значении сельского хозяйства свидетельствует тот факт, что в гробницы знатных китайцев помещали не только оружие, но и мотыгу.

Ремесло. Уже в ранних китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел, для чего создавались государственные мастерские с применением наемного и рабского труда. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись на государственном уровне, что способствовало появлению различных изобретений и открытиям, развитию техники, оказавшим большое влияние на мировое развитие науки и техники.

Уже неолитические культуры Восточного Китая можно считать одним из самых крупных в мире центров древнего гончарства. Сначала керамические изделия лепились ленточным способом вручную: глиняные ленты клались по спирали, позже стали использовать гончарный круг. Сосуды были различной формы и назначения, с различным орнаментом, что свидетельствовало о высоком искусстве китайских гончаров. Обжигали керамическую посуду при достаточно высоких температурах в специальных печах, что позволяло получать прочные и надежные изделия.

Результатом развития гончарного мастерства стало изобретение фарфора (слово «фарфор» означает на языки фарси «императорский»), чему способствовало также наличие в стране высококачественной белой глины – каолина. Каолиновую глину стали использовать еще в иньскую эпоху, добавляя в нее песок и кварц. На исходе древности – в I–II вв. н. э. китайцы научились получать фаянс, или «серый фарфор». В III в. до н. э. китайцы начали изготавливать селадон – цин-тао (зеленую керамику), для чего смешивали каолиновую глину, песок и глазурь зеленого цвета, ставший предтечей собственно фарфора, который впервые был получен в 620 г. Фарфор ценили за его свойства – высокую прочность, термостойкость, изоляционные свойства и безупречный блеск и белизну поверхности. Производство фарфора было семейным делом, секрет его передавали из поколения в поколение, а для того чтобы секреты изготовления фарфора не стали достоянием других, брачные союзы между семьями, занятыми в изготовлении фарфора, строго регламентировались.

Большое значение в Китае имела металлургия: с ее развитием сначала стали изготавливать медные, а позже бронзовые и железные изделия как для повседневных нужд (сельскохозяйственные орудия, домашнюю утварь и т. д.), так и для ритуальных церемоний: знаменитые бронзовые сосуды дин, бронзовые колокола дотаку, бронзовые зеркала. Также из драгоценных металлов производили прекрасные ювелирные изделия. Метеоритное железо был известно еще в период династии Шан (1766 г. до н. э. – 1122 г. до н. э) и Западного Чжоу (1122 г. до н. э. – 770 г. до н. э.), а с середины I тыс. до н. э. в Китае началось широкое использование высококачественного железа для изготовления различных предметов обихода.

Еще одним из ведущих ремесел в Китае стала резьба по камню. Для резьбы китайские камнерезы использовали нефрит и близкий ему по расцветке жадеит, яшму, а также агат, аметист, бирюзу, горный хрусталь, коралл, халцедон и другие камни, которые привлекали мастеров своей твердостью и разнообразием красок. Китайские мастера очень любили нефрит и яшму, так как считали их магическими камнями, отводящим несчастья. Покойнику в Древнем Китае все «отверстия» затыкали пробочками из нефрита, а в рот клали кусочек этого камня. Из нефрита изготавливали различные украшения и аксессуары, подвески, кухонные принадлежности, а также небольшие статуэтки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.