» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






В Китае существует оригинальное божество – богиня отхожего места Цзы-гу. Бытует легенда, которая говорит о том, что у богини был исторический прототип, реальная женщина – наложница крупного сановника, которую убила старшая жена господина в припадке ревности. Причем способ убийства был крайне жесток и необычен: она утопила женщину в нечистотах. Боги были возмущены таким злодеянием и, чтобы восстановить справедливость, они превратили бывшую наложницу в богиню, даровав ей бессмертие и способность предсказывать будущее.

Обязательным элементом китайского дома-усадьбы был сад или садик, который олицетворял свойственную китайцу любовь к природе. Домашние садики имели довольно ясную композицию, воплощавшую принцип космической гармонии – единства всех элементов. Поэтому их создание было подчинено ряду принципов. Во-первых, сады должны были воплощать идею естественности в размещении всех его компонентов, главное, чтобы было ощущение непричастности человека к его созданию. Такая композиция достигалась с помощью живописных криволинейных объемов и силуэтов, использовании полузатопленных валунов в водоемах, красочных цветов, причудливо изогнутых деревьев на фоне очертаний горных массивов и холмов. Во-вторых, необходимо было достичь эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к ее периметру. Важно, чтобы по мере удаления от дома деревья и кустарники увеличивались в размерах, становясь более густыми, и визуально сливаясь с лесом, стирая, таким образом, границу между домом и естественной природой.

В саду большое внимание уделяли извилистым дорожкам, инкрустируя их мелкими камешками, цветным песком, украшая иероглифическими узорами. Иногда создавали имитацию извивающейся между холмами чешуи гигантской змеи или дракона. Также строили изогнутые мостики и изящные беседки.

Семья. Как отмечает В. В. Малявин, в Китае семейные отношения находились под сильным влиянием официальной конфуцианской идеологии, строго регламентировавшей практически все сферы жизни людей. Собственно термин «семья» в китайской письменной традиции означается иероглифом цзя, который представляет собой сочетание двух знаков: «крыша дома» и «свинья». Таким образом, идеографическая этимология хорошо передает экономическое и ритуальное значение семьи в Китае: для крестьян было нормой держать в хозяйстве свиней и та же свинья была главным жертвенным животным для умерших предков. Так, в слове «цзя» отобразились важнейшие признаки семьи: родство по крови или браку, общность имущества, хозяйственная и культовая самостоятельность154.

В Китае закрепился конфуцианский тип семьи, где важным условием было подчинение младших старшим, детей – родителям, жен – мужьям. В представлении древних китайцев семья была миниатюрной моделью государства, которое возглавлял отец, обладавший почти неограниченной властью. В традиционной конфуцианской идеологии существовал важный принцип приоритета интересов общества над интересами личности: именно поэтому в реализации этого принципа в семейных отношениях, интересы семьи преобладали над потребностями отдельных ее членов.

Еще один важный принцип развития семейных отношений, стимулировавшийся конфуцианством – численность семьи: чем больше, тем лучше. Такое отношение к семейным узам сформировало норму совместного проживания нескольких поколений родственников под одной крышей, а некоторые семьи образовывали целые деревни.

Идеалом считалась забота всех членов семьи друг о друге и даже о самых дальних родственниках. Семейное сообщество поддерживало и помогало всем членам клана, следило за тем, чтобы одаренные дети получали хорошее образование, больные и немощные ни в чем не нуждались. Важным принципом сплочения семьи становилась общая собственность на землю и наличие на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников. Глава семьи от имени рода управлял всей собственностью и доходами членов семьи. Но это единство не ограничивалось экономической стороной дела, так как считалось, что семья обладает не только общим имуществом, но и общей для всех удачей. Именно поэтому, если члены семьи имели серьезные проблемы со здоровьем, были неудачны в делах или были скверными людьми, полагали, что это проявление общесемейного неблагополучия или даже проклятия.

Мощное влияние на китайскую семью оказывали древние культы: культ предков и культ сыновней почтительности сяо. Начиная с эпохи Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) культ сяо официально поддерживался государством, культ же предков был, по сути, продолжением кровнородственных связей и после смерти. Клан сплачивался во многом благодаря соблюдению обязательных церемоний почитания общих предков, что воспитывало у всех членов коллектива чувства гордости за свой род.

В китайской культуре брак считается соединением двух семей, именно поэтому родня невесты и жениха участвует в планировании совместной жизни будущих супругов и с самого начала. Брачный возраст в Китае наступал в 14–16 лет, его маркером становилась взрослая прическа, которую делали подросткам. Решение о браке принимали родители молодых, после чего уже обсуждали вопрос свадьбы. Традиция не предполагала согласия детей, так как вступление в брак и доверие мнению родителей было обязательным для всех членов семьи. Родители будущих супругов обменивались сведениями об именах, дне, месяце, годе и месте рождения молодых, после чего семьи отправлялись к астрологу, составлявшему личные гороскопы совместимости вступающих в брак, если гороскопы совпадали, назначали день свадьбы.

Китайцы рассматривали брак как соглашение между мужем и женой, основанное на морали и взаимных обязательствах, на доверии и любви друг к другу в течение всей жизни. От мужа требовалось соблюдение моральных принципов, привязанности к жене, заботе о детях. Жена должна была быть преданной мужу и вести себя подобающим образом. В брачном союзе жена занимала центральное место, важнейшие обязанности жены – быть уважительной, дружелюбной, мягкой и приятной, потому что ее истинная сущность – инь. А сущность ян, присущая мужчине, проявляется через его силу и благородство.

Слово «муж» в китайском языке означено иероглифом фу, что буквально можно перевести как «поддерживать», так как мужчину рассматривали как опору семьи, на котором лежит ответственность заботиться о родителях, супруге, детях и об обществе в целом.

Китайцы осуждали публичное проявление любовных чувств, считалось недопустимым на людях прикасаться друг к другу, держаться за руки, садиться рядом. Кроме того, супруги были обязаны следовать жесткому регламенту совместного проживания: жить в раздельных комнатах, пользоваться индивидуальной посудой и спальными принадлежностями. Холостяками могли остаться лишь буддийские и некоторые даосские монахи и крайне бедные и тяжело больные мужчины.

Жена должна была слушаться мужа и его родителей, если же глава семьи и его родители уходили из жизни, она переходила в подчинение ближайшего родственника мужа или своего взрослого сына. В знатных семьях женщина практически не покидала ворот дома, а если была такая необходимость, то передвигалась по городу в паланкине, закрытом со всех сторон.

Со времен династии Чжоу китайцы оценивали женщину по четырем критериям: внешний вид, поведение, речь и работа. Женщина должна была быть верной женой, проявлять скромность в каждом движении и жесте, контролировать свое поведение. Женская речь должна быть немногословной и ясной: необходимо тщательно подбирать слова, не использовать вульгарных выражений, не болтать. Внешней красоте – лицу и фигуре – придавали меньшее значение, чем характеру женщины. Считалось, что женская красота заключается в благоразумии и доброжелательности. Важнее было, чтобы жена имела достойный внешний вид: следила за собой, заботилась о своей одежде. Главной работой женщины были домашние занятия: воспитание детей, прием гостей, содержание дома в должном порядке. Именно совокупность этих характеристик определяла достоинство и красоту женщины.

Для любого китайского мужчины иметь семью и родить сына становилось важной целью жизни, так как в обязанности мужчины входило совершение обрядов над могилами предков, чьи души не должны страдать от голода, холода и забвения. Согласно традиции забота о могилах предков была уделом старшего мужчины в семье, поэтому рождение мальчика было событием желанным и ценным, так как именно он становился единственным исполнителем традиционных поминальных ритуалов.

Появление ребенка в китайской семье всегда было важным событием, но отношение к детям разного пола было неодинаковым: рождение мальчика было большим праздником в семье, в то время как рождение девочки было не столь радостным, особенно если семья была небогатой, так как девочку считали лишним ртом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.