» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Появление ребенка в китайской семье всегда было важным событием, но отношение к детям разного пола было неодинаковым: рождение мальчика было большим праздником в семье, в то время как рождение девочки было не столь радостным, особенно если семья была небогатой, так как девочку считали лишним ртом.

Особую роль играло рождение мальчика-первенца, так как именно с появлением на свет сына считалось, что отец выполнял свой главный долг перед усопшими предками – на свет появлялся человек, который будет заботиться об их могилах. Рождение остальных сыновей было радостным событием, но им отводили роль преемников или помощников старшего брата. При рождении первенца отец производил ритуал «представления предкам», а самого малыша называли чжуньцзы, или «сын могилы», так как именно старшему сыну предстояло заботиться об усопших, совершая обряды жертвоприношения.

Воспитанию мальчика придавали огромное значение, главный акцент делали на подготовке человека к жизни в обществе и семье, для чего с ранних лет ему прививали уважение к старшим и особенно к отцу. Власть родителей над детьми была безграничной, и, даже став взрослыми людьми, дети продолжали беспрекословно слушаться родителей.

Система воспитания в Китае отличалась строгостью, мальчиков воспитывали посредством включения его в трудовую деятельность семьи: поначалу в виде игр, а с возрастом в качестве помощника отцу. Первое, что внушали мальчику, он должен стать хорошим членом общества, т. е. вписаться в строгую социальную иерархию, знать свое место, научиться достойно себя вести, быть послушным и покорным. Ребенка учили быть бережливым и рачительным, рассчитывать только на свои силы и помощь родных. Важной задачей родителей было воспитать в ребенке глубокое уважение к традиции, поэтому зачастую обучение имело авторитарный характер, а в качестве наказания использовали различные способы порицания, а также применяли физическую силу.

Первые школы в Китае появились в III тыс. до н. э. Они назывались сяо и сюй. В школах сяо обучали военному ремеслу, в дальнейшем в XVI–XI вв. до н. э. для обозначения школ стали применять термин сюэ (букв. изучать). Здесь обучались дети состоятельных свободных людей. В программу обучения входили шесть предметов: музыка, стрельба из лука, верховая езда, умение писать, считать, знание древних ритуалов и церемоний. Посещать школу начинали с 6–7 лет.

Процесс обучения начинался с особой церемонии: мальчик в сопровождении отца шел в школу, имея при себе набор для каллиграфии: кисточку, тушь и тушечницу. Дальше он кланялся своему будущему учителю, выражая таким образом покорность и уважение, после этого учитель давал мальчику новое школьное имя, подчеркивающее его новый статус ученика. Весьма распространены были такие имена: «Сметливый в грамоте» и «Первый в учении».

Мальчиков и девочек воспитывали отдельно. Девочку держали в строгости, стараясь ей привить женские добродетели, которые в будущем помогут ей стать хорошей женой. В семье полагали, что девушка потенциально принадлежит другой семье, так как она выйдет замуж и покинет родной дом. В возрасте 5–6 лет девочкам запрещали играть с братьями, выходить без провожатого из дома, одевали в женское платье. С 12 лет девочку начинали готовить к замужней жизни: обучали рукоделию, учили вести хозяйство. Если семья была состоятельной, по возможности учили чтению, письму, пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. В брачном возрасте (14–16 лет) девушка не могла носить яркую одежду, так как она полагалась только замужним женщинам, девушкам запрещали выходить самостоятельно к гостям, без разрешения вступать с ними в разговор, громко смеяться.

После смерти отца его имущество поровну разделяли его сыновьям, а в случае смерти одного из сыновей до смерти отца его долю наследовали его дети. Бывали случаи, когда единые семьи разделялись, но это было из ряда вон выходящее событие и происходило оно после смерти главы рода, в случае застарелых обид, разногласий или серьезного экономического и социального неравенства между его наследниками – женатыми сыновьями. В качестве третейского судьи при разделе единого имущества выступал не заинтересованный в прибыли и уважаемый всеми членами семьи родственник. Несмотря на раздел имущества, родственники старались сохранить семейные узы. Так, несмотря на разлад, продолжали оставаться частями единого клана, главой которого становился старший из братьев.

Для традиционного китайского общества было характерно три способа аннулирования брака: 1) по обоюдному согласию (при этом муж должен написать бракоразводное письмо); 2) признание брака недействительным (такое случалось в случае, если один из супругов совершил серьезное преступление против другого или его (ее) семьи); 3) муж мог в одностороннем порядке объявить о разводе, правда для этого должны были быть веские причины, например отсутствие со стороны жены должного благочестивого уважения к мужу или его родителям. В последнем случае инициировать развод могли сами родители. Если жена не могла родить сына, если она была неверна, была чрезмерно болтлива или вела себя недостойно – вульгарно выражалась и т. д., если жена была серьезно больна, если она совершила преступление – все это служило поводом для развода.

В сознании древних китайцев число прожитых лет автоматически возвышало человека над более молодыми, а почтительность к родителям считалась высшей добродетелью. Таким образом, особым уважением в китайской традиции пользовалась старость. Старики имели статус мудрецов – людей знающих жизнь и традицию, поэтому им буквально поклонялись. Во многом развитию культа старости способствовала конфуцианская этика, возведшая роль отца и личность учителя в ореол святости и беспрекословного послушания. В Китае сложился особый цикл образцовых примеров сыновней почтительности, куда входили рассказы о сыновьях, настолько горячо любивших свой родителей, что став уже взрослыми и даже пожилыми людьми, они продолжали изображать из себя детей, чтобы не огорчать родителей напоминанием им об их возрасте155.

Сформировавшийся в семье стереотип безмерного уважения к старшим получил логическое продолжение в «школьной семье» и на службе, а объектом почитания оказывался «учитель-отец» и начальник.

Одежда, внешний вид. Благодаря большому количеству живописных портретов, можно представить себе эстетический идеал женщины и мужчины, распространенный в китайской культуре. Важно подчеркнуть, что эстетический идеал претерпевал изменения. Так, в эпоху Тан ценились «луноликие» красавицы с округлыми формами, а уже в Сунскую эпоху получил распространение идеал изящной, тонкой, с прямыми линиями женской фигуры. Идеалом мужской красоты считалась хорошая осанка и пластика движений, утонченные манеры, эрудиция и хорошее воспитание.

Китайский традиционный костюм многослоен и состоит из нижней и верхней наплечной одежды. Количество слоев зависело от времени года и статуса хозяина. Что же касается половой дифференциации в костюме, то мужчины и женщины носили сходные типы одежды. С древности основой и мужского и женского китайского костюма были нижняя рубаха, длинные штаны, укрепленные на талии матерчатым поясом и свободный халат с длинными широкими рукавами, с запáхом слева направо и тесемочной завязкой. Поверх халата китайцы могли надевать кофту, а в холодную погоду – сразу несколько.

Женщины также носили длинную или короткую кофту с юбкой (широкой или узкой), такой наряд выглядел как платье, напоминающее русский сарафан, поверх которого надевали накидку или легкий халат. Как отмечает В. В. Малявин, главным видом наплечной одежды китайцев был длиннополый халат (то, си), причем в древности мужской и женский халаты не слишком отличались друг от друга. Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров.

Со времени династии Чжоу существовал строгий иерархический порядок в оформлении внешнего вида, сохранившийся вплоть до начала ХХ в., так как именно одежда являлась показателем социального статуса хозяина. Регламентировались цвет костюма, длина и ширина рукава. Халаты знатных людей были яркими и должны были полностью закрывать ноги, а нижние края халата нередко волочились по земле. Простолюдинам полагалось носить более скромную по цвету и длине одежду. В конфуцианском каноне «Записки о ритуале» зафиксирована должная форма халата: ширина его талии должна была быть в три раза больше, чем ширина обшлагов, а ширина халата внизу должна была соответствовать ширине талии156.

Отличительной чертой одежды знати был тип и качество ткани, а также изобилие украшений из бисера, жемчуга и самоцветов. В древности императорский костюм отличался от остальных только цветом, с периодов Юань и Мин, одежда императора стала украшаться вышитыми узорами драконов, но только в Цинскую эпоху вышитое императорское платье получило название «одеяние дракона» (лунпао), став обязательной частью официальной торжественной и парадной одежды правителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.