» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






В V в. до н. э. началось строительство Великого канала, который достигает в длину 1930 км и проходит по восточной части страны. Самый древний его участок длиной 225 км начали сооружать на последнем этапе существования государства Чжоу, около в VI в. до н. э. Он соединил две великие реки – Хуанхэ и Янцзы. На строительство канала ушло почти 2 тыс. лет, и когда оно было завершено, канал стал важной транспортной артерией между севером и югом Китая.

Но самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. для защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протяженность Великой Китайской стены, известной к настоящему, времени составляет около 5 тыс. км, длина боковых ответвлений – 2,7 тыс. км. Ширина стены – до 7 м, а высота – до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен.

В Китае издревле существовали культы естественных сил и явлений природы, а также культ предков и почитание императора, возведенного конфуцианством в культ «сына неба», наряду с концепцией «золотой середины» как высшей формы бытия, как наиболее совершенной формы существования всего в мире. Эти идеи нашли свое воплощение в основных правилах строительства китайских зданий и композиции китайского городов.

В Древнем Китае сформировались ритуальные традиции закладки городов, храмов, жилых и общественных зданий, а также появились специальные служители: жрецы, оракулы, землемеры, призванные следить за строгим выполнением этих традиций. Особая значимость пространства и размещения в нем зданий базировалась на нормативных правилах фэншуй, который предполагал, что наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось «Север-Юг». Возникла наука геомантия, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и пр.). Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» Земли участок считался подходящим для строительства. Для реализации идей фэн-шуй были изобретены компас, созданы карты звездного неба. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов: круга и квадрата. В силу особенностей восточного менталитета такая схема строительства городов сохраняла свою актуальность до конца XIX в.

Главным принципом строительства была опора на теорию срединного выбора главного элемента городской структуры и осевой симметрии, а также концепции квадратных городов с двойными или тройными рядами стен, площадью 1–2 тыс. км2. По свидетельствам письменных источников, в частности трактата Чжоу ли (III в. до н. э.) древние города Китая строились по заранее созданному плану (Лоян и др.).

Дворцовые, культовые и бытовые сооружения Китая, как правило, располагались по оси «Север – Юг», а вспомогательные и хозяйственные постройки размещали параллельно ей и симметрично по отношению друг к другу по обе стороны от главной оси.

Все здания, расположенные на главной оси, имели большую высоту по сравнению с расположенными на удалении от этой оси. Китайская знать и чиновники строили свои дома в наиболее выгодной с точки зрения природных условий части города. В центре располагался дворец императора и административные здания, которые получили название «Запретный город», куда не допускали простых горожан.

Дома простолюдинов размещались на периферии от главной оси, в основном, на западной и восточной сторонах; там же находились большие торговые рынки.

Китайская ось имела гипотетический, невидимый характер, проходя через центр композиции любого архитектурного ансамбля. В реальности же пространство постоянно пресекалось входами во дворы или здания, а нередко и специальными каменными или кирпичными ширмами перед входами. Закрытые двери-входы во дворцах, монастырях и домах знати полностью открывали только в церемониальных случаях.

Особенность древнекитайских городов – строгий регламент высоты зданий в городе, подчеркивающий роль и значение правящей элиты, что было обусловлено социальным положением домовладельцев, которые в соответствии со своим рангом должны были селиться ближе или дальше от центральной оси. На силуэте города видно, что с приближением к центру города, ко дворцу императора здания становятся все выше. Но здания выше императорского дворца строить было строго запрещено, что подчеркивало могущество правителя и его близость к небу.

Простой люд имел право строить только одноэтажные здания.

Китайский дом. Тип китайских домов не претерпевал серьезных изменений в течение длительного времени, так как он идеально соответствовал мировоззрению и социальным условиям китайской жизни. Для китайских жилых зданий и комплексов характерна организация всех помещений вокруг двора. В китайском доме обычно проживала большая семья, причем каждое поколение имело отдельный двор, что обеспечивало необходимую раздельность во избежание возможных раздоров и соответствовало идеалу единства под покровительством главы семьи. Все дома, независимо от их размера и статуса, были похожи в своей планировке, везде сохранялся один тот же принцип организации пространства.

Простейшие дома состояли из двух жилых помещений, соединенных вместе в виде буквы «Г». Часто к ним присоединялось еще отхожее место, и, будучи дополнен стеной-забором, такой дом получал в плане форму квадрата и представлял собой замкнутый дворик.

С развитием китайской цивилизации основным элементом китайского города и дома становится своеобразная китайская усадьба – сыхэюань, что можно перевести как «закрытый с четырех сторон двор». Сыхэюань всегда был прямоугольной формы и представлял собой ансамбль с жилыми пристройками, ориентированный строго по частям света и расположенный по четырем сторонам двора, где, как правило, жила одна семья. Дом обязательно был обнесен глухой стеной, а вход во все помещения был со стороны двора; с внешней стороны, выходящей на улицу, в постройках часто не было даже окон. Около дома обязательно разбивался парк, в котором располагался комплекс жилых хозяйственных построек.

Согласно традиции, все здания должны быть вписаны в природную среду. Один замкнутый двор соединялся с другим через ворота, создавая как бы анфиладу, поэтому оформлению ворот и входов придавалось большое значение, что приводило к многочисленным окнам и дверям в жилых домах, обращенным во двор. Это символизирует то, что жилое пространство не огорожено от окружающей среды, а является его продолжением.

Сыхэюань изначально стал воплощением универсума, так как его центром было не функциональное здание (жилая, культовая или производственная постройка), а пространство двора, т. е. ничто, пустота, символизировшая центр мира. Но именно через и вокруг этого «ничто» шло главное наполнение и формировались любые варианты и возможности.

Среди обязательных элементов дома были: внутренний двор (юаньло); основное жилое помещение (тан), которое располагалось обычно в глубине двора у северного участка стены фасадом к воротам; боковые флигели – восточный (дунфан) и западный (сифан) – располагались по обе стороны от главного помещения; кухня (чуше) занимала отдельное знание; привратное строение (мэнь-дао). В больших домах могли быть и другие строения, в том числе и галереи, которые обычно шли по периметру стены, соединяя все здания.

Вход в дом делали строго в южной стене: либо в самом ее центре, либо, сместив его к восточному углу, что, как полагали китайцы, облегчает проникновение в дом светлой энергии ян. Торцевая (северная) стена обычно оставалась глухой – без окон и украшений, что предотвращало проникновения в дом злых духов и темной иньской энергии. Чаще всего эта стена вплотную примыкала к стене соседней усадьбы или сама внешняя стена и служила одновременно и задней стеной соседского дома.

Важным архитектурным элементом в оформлении традиционного китайского дома стало украшение дверей и окон. Обычно центральный вход дома защищали ширмой от злых духов (ин би), небольшой стеной, сооруженной прямо напротив главного входа, для того, чтобы внутренний двор не был виден снаружи. Согласно китайским поверьям, духи могут двигаться только по прямой, поэтому ин би становилась весьма надежной преградой для проникновения в дом злых сил.

Широкие дверные проемы в доме чаще всего располагались друг против друга и соединяли жилые помещения с внутренним двором. Встречались двери причудливой формы: в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые, или «лунные» двери служили символом совершенства бытия и напоминанием, что «возвращение в Небо» есть состояние перехода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.