» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






В мифологических представлениях китайцев происхождение живой и неживой природы, а также человека включало ряд последовательных этапов.

1. Изначальное состояние мира – Великий Хаос (Хунь-Тунь), являвший собой бесформенную массу, символически изображаемый как огромное яйцо.

2. Далее следует этап, продлившийся 18 тыс. лет, – зарождение в яйце-хаосе первопредка всего сущего в мире – гиганта Пань-Гу.

3. По мере роста Пань-Гу начинает трансформироваться и Великий Хаос, и когда Пань-Гу вырастает до больших размеров, он разрывает скорлупу Яйца, что приводит к гибели Хаоса и образованию из Хунь-Туня Неба и Земли. Небо возникает в результате концентрации всего легкого и сухого вверху (Ян), а все тяжелое и влажное (Инь) превращается в твердь – Землю. В течение жизни гиганта Пань-Гу Небо и Земля твердо и навечно закрепились на своих местах.

4. Пань-Гу создает все явления природы: его вздох рождает ветер и дождь, выдох – гром и молнии. Пань-гу создает светила – Солнце и Луну, он открывает глаза – наступает день, закрывает – наступает ночь.

5. Смерть Пань-гу приводит к возникновению всех вещей в мире: когда гигант умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы с его тела становятся деревьями и травами, из крови возникают реки, из жил – дороги, из костей и зубов Пань-гу появляются камни и полезные ископаемые, а из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, появляются люди.

Таким образом, космогенез в китайской культуре прошел следующие стадии: первоначальный хаос разделился на инь-ци и ян-ци: в результате их взаимодействия и сочетаний образовалось все сущее в мире – «десять тысяч вещей». Идеальное гармоничное состояние этих двух начал мироздания запечатлено на главной схеме-формуле Вселенной – эмблеме Великого Предела (Тай-цзи).

В повседневной жизни китайской культуры важной чертой стало воспроизведение представлений об упорядочении первозданного хаоса как в окружающем мире, так и во внутренней духовной жизни человека. Для решения данной задачи в целях максимальной реализации всех потенциальных возможностей китайцы развивали и совершенствовали «естественные» психические способности человека, в соответствии с нравственными, религиозно-философскими и социальными нормами и принципами, выработанными в рамках традиционных китайских учений.

В силу того что китайская империя считалась земным воплощением Небесного, в котором сходятся божественное и человеческое начало, в Китае сложилась уникальная система управления, которая, с одной стороны, была техникой манипулирования людьми, а с другой – торжественным священнодействием. Единство того и другого запечатлено в знаменитом понятии «ритуал», который стал основой и важнейшей чертой социально-политической и духовной жизни Китая.

Еще одной важной составляющей мифологии Китая является объяснение космологической модели мира, которая состоит из пяти первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли, находящихся в постоянном круговороте; все во вселенной, включая людей, состоит из пяти основополагающих сил – первоэлементов143. Эти элементы могут существовать в согласии и неразрывной связи друг с другом, созидая новые формы. Или же они могут вступать в конфронтацию и тем самым разрушать друг друга и окружающий мир. Все в мире соответствует этим пяти элементам: географические координаты, цвета, стадии развития и т. д.

Мировое пространство располагается строго по четырем основным сторонам света (юг, запад, восток, север) и особого пространственного отрезка – Центра – чжун, который является воплощением Мировой Оси.

Цветовая символика древнего Китая также отражала понимание соотношений вещей в мире. Только при правильном и гармоничном взаимодействии этих сил возможны нормальные условия для проживания: в центре мира восседал Желтый (императорский) дракон, на востоке правил бирюзовый дракон, на западе – белый тигр, на севере – симбиоз из черной черепахи и змеи – воин Сюаньу, ну а юг подчинялся красной птице фениксу (табл.).

Соотношение пяти первоэлементов Вселенной

Принцип анализа взаимодействия энергий выражен в концепции, носящей название «практика символического освоения (организации) пространства» – фэн-шуй, что дословно можно перевести как «ветер и вода». Именно взаимодействие различных стихий – пяти элементов – имеет большое значение при организации гармоничного пространства в практике фэн-шуй: с ее помощью, согласно представлениям китайцев, можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или верной разбивки сельскохозяйственного участка, распределить внутреннее пространство в доме, а также выбрать место захоронения. Задача фэн-шуй состоит в определении благоприятных потоков энергии ци и ее использования на благо общества и человека. Энергия ци – «Дыхание Жизни Вселенной», основа нашей жизни, которое заполняет все пространство нашего мира, именно поэтому ее правильное использование имеет определяющее влияние на жизнь человека144.

Для китайской философской традиции также характерно и антропоцентрическое мировоззрение. Человек, согласно китайской традиции, – это микрокосм, подчиняющийся Разумному Космическому Порядку, временное состояние равновесия, гармонии космических сил.

Человек рассматривался как «самое одухотворенное из всех существ», «семя мировых стихий», «посредник между Небом и Землей» и, следовательно, средоточие мирового круговорота, «сердце мироздания». Поэтому жизненный идеал в китайской традиции – это «середина и постоянство», «срединный Путь», который равнозначен вечной преемственности просветленного духа145.

В силу этого задачей человека становится содержание в «чистом» состоянии духовной психофизической энергии ци, для чего необходимо освободиться от всех лишних переживаний, отказаться от вредных помыслов, выработать правильное отношение к окружающей действительности, уважать окружающих людей, почитать старших. Для воплощения данной задачи, человек должен был соблюдать ряд принципов, т. е. культивировать себя: работать над своим телом и душой, употреблять лекарства и целебные травы, правильно питаться, приносить пользу обществу, соблюдать общественные порядки.

В китайской традиции оригинально решена проблема бытия «социального Космоса», нашедшая воплощение в этико-философских учениях. Даосизм – древнейшее философское учение Китая, одно из основных направлений китайской философии, возникшее во второй половине I тыс. до н. э. Родоначальником учения считается Лао-цзы, которому приписывают авторство основополагающего даоского трактата Даодэ-цзин. В даосизме основой природы и общества является великое Дао (букв. Путь), т. е. всеобщий закон существования Природы и Абсолюта. Дао господствует везде и во всем, всегда, оно безгранично, никем не сотворено, но из него происходят все вещи в мире. Проявляется Дао через свою эманацию – Дэ – силу, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир. Таким образом, если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает. Согласно учению даосизма, человек, чтобы познать Дао, следовать ему, слиться с ним, должен следовать природе, жить естественной жизнью, достичь простоты и чистоты помыслов, смирения и сострадания путем не-деяния (у-вэй), т. е. невмешательства, ненасилия над природой вещей. В этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм призывал вернуться к естественному, природному существованию – первобытной общине, в рамках которой только и можно, согласно даосским воззрениям, реализовать принцип у-вэй146.

Конфуцианство – этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, которое рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основателем учения и самой авторитетной философской школы в Китае был Кун-цзы (латинизированная версия – Конфуций) (551–479 гг. до н. э.). Основной источник его учения – произведение Лунь Юй (Беседы и суждения).

Главную задачу своего учения он видел в сохранении лучших традиций древней культуры, так как мудрость исходит из прошлого, и отвергающего традицию ждет неудача. Традиция ограждает общество от потрясений и ориентирует людей на достижение социального идеала, который выражен принципом хэ (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений, так как в основе всех вещей лежит слияние противоположностей. Конфуций полагал, что порядок вещей в государстве определяется Небесным законом, и каждый человек должен следовать этому закону, который выражается в следовании «срединному пути», избежании крайностей. Поэтому личное благополучие и желания личности должны быть подчинены заботе о других.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.