» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Еще одним из ведущих ремесел в Китае стала резьба по камню. Для резьбы китайские камнерезы использовали нефрит и близкий ему по расцветке жадеит, яшму, а также агат, аметист, бирюзу, горный хрусталь, коралл, халцедон и другие камни, которые привлекали мастеров своей твердостью и разнообразием красок. Китайские мастера очень любили нефрит и яшму, так как считали их магическими камнями, отводящим несчастья. Покойнику в Древнем Китае все «отверстия» затыкали пробочками из нефрита, а в рот клали кусочек этого камня. Из нефрита изготавливали различные украшения и аксессуары, подвески, кухонные принадлежности, а также небольшие статуэтки.

Еще с доисторических времен в Китае была известна резьба по слоновой кости. На раскопках развалин столицы династии Инь, существовавшей 3,7 тыс. лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости, помимо этого в древних раскопках находят множество резных изделий: женских украшений, расчесок, шпилек, кубков, ложек и др. Также из кости резали предметы обихода: крюки для транспортировки дичи, ложки и курительные трубки, наконечники стрел и гарпунов, рыболовные крючки, рукоятки ножей.

Высокий уровень развития имела деревообработка и резьба по дереву, так как этот природный материал активно использовался для сооружения различных построек: дворцов, домов, храмов; изготовляли транспортные средства: колесницы, суда. Из дерева делали луки и стрелы.

Очень важным для повседневного обихода Китая было изготовление плетеных изделий (блюд для фруктов, вееров, корзин, ширм, шляп, и т. д.) из бамбука, раттана (индийский тростник), альпийской ивы и стеблей злаковых растений. Очень важную часть в ряду плетеных изделий составляли циновки. Собственно название «циновка» произошло от искаженного французского China (Китай, т. е. слово означает что-то вроде «китайский коврик»), потому что первые циновки были завезены в Европу именно из Китая. Циновки были сплетены из рисовой соломы и особой тонкой бумаги. Их использовали в качестве подстилки на постели, ковриков на полу, они служили скатертями и салфетками, украшением стен домов, их дизайн был простым и незамысловатым, основным элементом украшения было сочетание различных видов плетения.

Столь же популярным ремеслом было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено Лэй Цзу – женой божественного императора Хуанди. Самый древний кокон насекомого, которое способно было производить шелковые нити, был найден в провинции Шаньси, которая расположена на севере Китая и датируется около 2200–1700 гг. до н. э. К V в. до н. э. тутовых червей разводили в шести провинциях, а основным центром шелководства стал Ханчжоу. При династии Чжоу было создано специальное управление для контроля шелководством, а при правлении династии Западная Хань был открыт знаменитый Шелковый путь, соединяющий Китай с Ближним Востоком и Европой. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.

Для получения нитей шелка требовалось множество усилий и сложных операций. Личинки бабочки-шелкопряда собирали и погружали в чан с соленой водой, со строго определенной температурой. Через некоторое время из личинок вылуплялись гусеницы, которые были очень прожорливые и привередливые – их кормили свежими листьями тутового дерева до тридцати раз в день. Еще одним условием развития гусениц была тишина в помещении и приятный запах. Если было шумно или пахло чем-нибудь острым, гусеницы могли погибнуть. Когда гусеницы вырастали, они начинали окукливаться. Производством шелка занимались в основном женщины, которые сортировали коконы, отбирая лучшие для дальнейшей обработки. Коконы варили, чтобы размягчить клейкое вещество, для чего их постоянно помешивали палочками. Далее из коконов начинали вить нити, пропуская их через нефритовые кольца и подводя к бамбуковым мотовилам. За день женщина могла намотать около четырехсот граммов шелка. Длина одной нити могла достигать от 350 м до одного километра. Потом полученную нить передавали в ткацкую мастерскую.

Секрет производства шелковых тканей строго охраняли, запрещалось вывозить за пределы Китая тутовые деревья и коконы шелкопрядов, технологию производства ткани тщательно скрывали. Только в Средние века контрабандным путем удалось вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию.

Швейное ремесло и ткачество стимулировало развитие вышивки. Самые ранние образцы китайской вышивки, их возраст датируется IV в. до н. э., относятся к правлению династии Чжоу (1027 г. до н. э. – 221 г. до н. э.). Это предметы ритуальной одежды, найденные в усыпальнице в Машане в провинции Хубэй. Интересно, что изготовлением китайской вышивки поначалу занимались одни мужчины, и лишь спустя годы это ремесло освоили женщины. Основными мотивами вышивки на шелковых тканях были узоры, связанные с флорой и фауной, очень любили изображать птиц.

Китайская пословица гласит: «Лучше три дня не есть зерна, чем один день не пить чая». В мире нет другого напитка, который был бы так популярен и любим всеми и во все времена, как чай. Чайное дерево изначально было открыто в Китае и только потом распространилось по всему миру. В настоящее время в десяти провинциях Китая в 198 местах все еще растут древние дикие чайные деревья. Одному из них, в провинции Юньнань, около 1700 лет.

Есть версия, что впервые чай был открыт в XXVIII в. до н. э. божественным земледельцем Шень Нуном. В классическом фармакологическом труде «Трактат Шень Нуна о корнях и травах» рассказывается: «Шень Нун пробовал сотни трав и каждый день отравлялся семьюдесятью двумя ядами. Действие ядов он нейтрализовывал чайными листьями». В те времена чайные листья ели, тщательно разжевывая, так как они служили «лекарством от тысяч болезней». В «Трактате о пище» Шэнь Нyна говорится: «Если употреблять чай в течение долгого времени, то он дает телу силу, уму удовлетворение, а воле решительность»152.

С развитием чая особый статус получила чайная церемония. Культ чая в Китае тесно связан с чань-буддизмом, так как всю чайную церемонию пронизывает идея гармонии, чистоты, покоя и почтительности. По сути, чайная церемония была одной из духовных практик чань-буддизма, позволявшая максимально сосредоточиться на предмете постижения.

Классическая китайская чайная церемония называется гун-фу-ча – «высшее мастерство чаепития» (гун-фу – высшее искусство или высшее мастерство, ча – чай)153. Долгое время люди разрабатывали регламент чайного действа, составляли правила приготовления, сервировки чая, приуроченной к разным событиям.

Для китайской чайной церемонии характерно большее сосредоточение на чае как напитке, а не на внешней стороне самой церемонии. Процесс чаепития полагал церемонию, где необходимо соблюдать определенный порядок в заваривании чая: приготовлении воды, подготовки посуды для заваривания и чаепития, извлечении собственно чая, которые должны были реализовать основную цель чайной церемонии – раскрытие аромата и вкуса напитка. Участники действа обращают внимание на цвет чайного листа и настоя, на форму листа, на, аромат, вкус, на то, чем вкус предыдущей чашки отличается от последующей. Особую атмосферу должны были создать тишина и приятная музыка. Приготовление чая рассматривалось как взаимодействие пяти энергий, называемых в традиции у-син, или «пять образов»: «дерево» – чайный лист, «вода» – кипяток, «почва» – чайник, «огонь» – жаровня, «металл» – человек, поэтому приготовление и употребление чая отождествлялось с воплощением мировой гармонии и приобщением к ней через употребления напитка.

Город. Развитие ремесел и торговли стимулировало рост и развитие городов, которые создавались как административные центры, крепости, становясь со временем экономическим сердцем страны. Согласно последним археологическим исследованиям, древнейшим городом Китая является Линцзятань, который расположен на востоке страны, его возраст составляет приблизительно 5,5 тыс. лет. В древности он состоял из трех частей: центральная площадь, жилой квартал и кладбище. Археологи также обнаружили крепостной ров, три больших каменных строения и мастерскую каменных изделий. Китай можно считать самой урбанизированной страной древности: в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов, а в чжоускую были основаны 560 новых городов. Начиная с VIII в. до н. э. в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал железо, лак, фарфор, шелк, цветные металлы, а импортировал виноград, коней, золото, серебро, ценную древесину.

Китайское правительство выделяло огромные средства из казны на обширные государственные строительные работы, например на строительство дорог. Если в конце III в. до н. э. общая длина государственных дорог составляла примерно 6,5 тыс. км, то к 200 г. их протяженность возросла до 32 тыс. км. В стране велись большие работы по строительству ирригационных сооружений, которые были предназначены для орошения полей и защиты от наводнений, а также использовались в качестве транспортных магистралей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.