» » » Наталия Бабина - Технология: методика обучения и воспитания. Часть II


Авторские права

Наталия Бабина - Технология: методика обучения и воспитания. Часть II

Здесь можно купить и скачать "Наталия Бабина - Технология: методика обучения и воспитания. Часть II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталия Бабина - Технология: методика обучения и воспитания. Часть II
Рейтинг:
Название:
Технология: методика обучения и воспитания. Часть II
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3764-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Технология: методика обучения и воспитания. Часть II"

Описание и краткое содержание "Технология: методика обучения и воспитания. Часть II" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие содержит материал о современной технологической подготовке школьников. Особое внимание уделяется формированию у учащихся самостоятельности и развитию творческих способностей. Рассмотрены вопросы методики преподавания технологии, приведены разработки уроков, выдержки из дневника учителя. Учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование». Также оно может быть использовано для самообразования учителями технологии.






4.5. Дидактические средства обучения

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Как подчеркивает В. Оконь, хотя дидактические средства не оказывают решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, тем не менее, обогащая используемые методы обучения, они содействуют росту их эффективности. Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых учителем методов и организационных форм обучения дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому, они не только улучшают условия непосредственного познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опирается косвенное познание, мыслительная деятельность, а также различные виды практической деятельности.

С помощью дидактических средств обучения осуществляются те или иные приемы или методы: инструкционно – технологические карты, карточки-задания, карты учета успеваемости, таблицы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал, технические, электронные средства обучения и пр.

После подбора учебного материала, анализа его содержания в соответствии с целями, определяется тип урока, форма его организации, методы и приемы обучения; продумываются все логические связки переходов от одного вида деятельности к другому, предусматриваются формы организации работы учащихся, возможность индивидуальной помощи, в случае необходимости. После чего начинается подбор и разработка дидактических средств обеспечения данного урока.

При этом важна методика выбора дидактических средств, которые бы способствовали наиболее эффективной организации процесса обучения на уроках технологии.

Научные исследования показали, что люди усваивают и запоминают более 50 % услышанного и увиденного одновременно. Поэтому использование дидактических средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.

Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т.д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в приведенном определении относится как к предметам реальной действительности, так и к их модельным, образным, словесным или символическим заменителям.

Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

– служат непосредственному познанию определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

– являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);

– представляют собой важный источник знаний и умений, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п.

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Качество проведения занятий в школе зависит от изложения, от использования средств наглядности, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения (ТСО), которые обладают следующими дидактическими возможностями:

– являются источниками информации;

– рационализируют формы подачи учебной информации;

– повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

– организуют и направляют восприятие;

– обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;

– наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам школьников;

– создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

– усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

– делают доступным для школьников такой материал, который без ТСО не доступен;

– активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

– являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знания;

– иллюстрируют связь теории с практикой;

– создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

– экономят учебное время, энергию учителя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:

1) информационная насыщенность;

2) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

3) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

4) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

5) реальность отображения действительности;

6) выразительность, богатство изобретательных приемов, эмоциональная насыщенность.

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда учителя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

4.5.1. Классификация дидактических средств обучения

Дидактические средства обучения включают в себя как учебные пособия (предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей и задач образования), так и индивидуальные средства учащихся (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включается также спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки – все то, с чем связана работа и учителей, и учащихся.

Существует множество различных классификаций дидактических средств. Чаще всего используются классификации, основания которых связаны с характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. Визуальные средства – это оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, модели, макеты, диаграммы, карты и др. Способы использования визуальных средств обучения имеют много достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют учащимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда учитель располагает естественными образцами или их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, то есть модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в разрезе и т.п. (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

Целый ряд визуальных средств обучения испытывает все большее влияние новейших достижений техники. Например, классная доска начала подвергаться стремительным преобразованиям. Сначала появились фланелевые доски, позволяющие свободно прикреплять и перемещать соответствующим образом подготовленные элементы. Затем были введены магнитные доски, на которых можно свободно размещать визуальные элементы с встроенными в них плитками из стали. Позже начали выпускать графоскопы, называемые также световыми досками или про екто рами письма, которые позволяют лектору писать или рисовать на обычной бумаге, не отходя от кафедры или стола, а учащимся все это видеть на экране с соответствующим увеличением. В настоящее время используются интерактивные электронные доски.

Аудиальные (радио, магнитофон и т.п.) средства обучения. Их доля в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе проигрыватели, радио и магнитофоны, то есть средства, которые имеют безусловные дидактические достоинства. Они оказывают учителю неоценимую помощь на уроках по различным предметам.

Аудиовизуальные – это звуковой фильм, телевидение.

Наконец, существует классификация дидактических средств с точки зрения степени их сложности. В соответствии с таким делением различают дидактические средства простые и сложные. К числу простых относятся естественные образцы естественных условиях, естественные образцы, демонстрируемые в искусственных условиях, препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т.д. Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы, телевизионная аппаратура, мультимедийные устройства, автоматизирующие процесс обучения и т.п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались подчиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические машины.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Технология: методика обучения и воспитания. Часть II"

Книги похожие на "Технология: методика обучения и воспитания. Часть II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталия Бабина

Наталия Бабина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталия Бабина - Технология: методика обучения и воспитания. Часть II"

Отзывы читателей о книге "Технология: методика обучения и воспитания. Часть II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.