» » » Нурия Мифтахова - Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе


Авторские права

Нурия Мифтахова - Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе

Здесь можно купить и скачать "Нурия Мифтахова - Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Нурия Мифтахова - Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе
Рейтинг:
Название:
Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7882-1322-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе"

Описание и краткое содержание "Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе" читать бесплатно онлайн.



Рассмотрены проблемы адаптационного обучения студентов первого курса химической дисциплине в технологическом вузе, связанные со сменой языка обучения при переходе из довузовского учебного заведения в высшую школу. Представлены структура процесса учебно-дидактической адаптации, модель, технология адаптационного обучения химии отечественных и зарубежных студентов на двуязычной основе.






В дальнейшем при реализации модульного и тезаурусного обучения общей и неорганической химии следует учитывать педагогические предложения по определению уровней усвоения дескрипторов – химических знаний в виде базисных понятий, законов, научных моделей, принципов и т.д., которые составляют содержание изучаемой дисциплины.

Установим соответствие содержания выбранных нами уровней усвоения химических знаний содержанию уровней усвоения дескрипторов учебной дисциплины, составленных по образцу таксономической модели другими исследователями (прил. 7) [3; 64, c. 187]. Из сопоставительного анализа содержания уровней усвоения знаний в виде дескрипторов следует, что первый уровень усвоения предполагает идентификацию понятия, то есть представление о нем, о его предназначении, понимание его содержания настолько, чтобы из одной формы выражения переводить в другую. Например, оперируя понятием «атом», студент должен с позиции химика представлять модель атома (состав ядра, электронной оболочки) и уметь составлять электронную формулу атома, энергетическую диаграмму распределения электронов.

Второй уровень усвоения знаний предусматривает использование идентифицируемых дескрипторов для решения учебной задачи по ранее установленному алгоритму операций. Например, зная предназначение таких термодинамических параметров, как энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, их стандартные значения из таблиц, размерности, можно по известным расчетным формулам вычислить тепловой эффект химического процесса, изменение энтропии системы, изменение энергии Гиббса при заданной температуре.

Третий уровень усвоения знаний предполагает решение задач, требующих самостоятельной разработки алгоритма операций, установления причинно-следственных связей между фактами, творческих действий в проблемных ситуациях. Например, при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием стандартных электродных потенциалов студентам предстоит самостоятельный выбор необходимых уравнений полуреакций, направлений их протекания, что не всегда подчиняется какому-либо отработанному алгоритму действий.

Таким образом, интерпретация учебных целей, или уровней усвоения знаний (дескрипторов), рядом авторов практически идентична и обозначается одними и теми же категориями, в которые укладываются и наши представления об уровнях усвоения дескрипторов. Достижение представленных уровней усвоения знаний на учебно-дидактическом этапе обучения первокурсников является преддверием их адаптированности (готовности) к учебной деятельности на учебно-профессиональном и учебно-производственном этапах адаптации, что в конечном итоге приводит к достижению профессиональных компетенций будущих специалистов-химиков.

* * *

Структурирование процесса учебно-дидактической адаптации при изучении дисциплины «Общая и неорганическая химия» осуществляется с целью адаптации студентов к учебной деятельности при химической подготовке. Структурирование основано на разделении этапа учебно-дидактической адаптации на периоды: подготовительный, дидактический, профессионально ориентирующий. В каждый период соответственно реализуются доминантные факторы адаптации: психологическая комфортность, мотивация, самоорганизация. Перечисленные факторы способствуют успешности в изучении соответствующих модулей дисциплины «Общая и неорганическая химия»: входного модуля, промежуточных и выходных модулей.

На основе структуры процесса создана модель адаптационного обучения перечисленным модулям дисциплины на протяжении трех периодов (подготовительном, дидактическом, профессионально ориентирующем) с присущими для каждого периода компонентами: целью, содержанием, формами, методами и средствами обучения. Особенностью модели является элемент коррекции знаний школьного курса химии и усиление входного контроля знаний как способов достижения адаптации студентов в новой организационной системе обучения, требующей их развитой интеллектуальной деятельности.

Процессуальные компоненты (формы, методы и средства обучения) содержат аспект обучения на двуязычной основе, повышающий уровень адаптированности – готовности студентов к учебной деятельности при изучении химических дисциплин. Адаптированность оценивается критериальным аппаратом, входящим в структуру процесса учебно-дидактической адаптации.

Глава 2

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ АДАПТАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Методической основой адаптационного обучения химии является семантизированное освоение понятийно-терминологического аппарата (ПТА) на родном и русском языках. В устойчивом освоении терминов, понятий и определений, осознании дальнейшей применимости ПТА при изучении химических дисциплин, в профессиональной необходимости тезауруса специалиста есть аспекты адаптации и развития студентов, то есть их предметно-ориентированного адаптационного обучения.

При использовании метода семантизированного освоения понятийно-терминологического аппарата химии представляется необходимым выбор соответствующих и дополняющих друг друга подходов к отбору и структурированию содержания изучаемой дисциплины и ее ПТА. На наш взгляд, наибольшее дидактическое соответствие устанавливается между модульным и тезаурусным подходами, которые позволяют структурировать содержание учебной дисциплины на уровне дидактических единиц (терминов, понятий).

2.1. Модульное структурирование содержания химической дисциплины

Принципы модульности, структуризации и динамичности, на которых базируется модульный подход к изучению дисциплины, послужили руководством к представлению содержания дисциплины «Общая и неорганическая химия» в виде совокупности модулей (М) и учебных элементов (УЭ), что приобретает особую значимость при структурно-логическом изложении и восприятии учебного материала на двуязычной основе. «Общая и неорганическая химия» (ОиНХ) состоит из двух курсов – «Общая химия» и «Неорганическая химия». Она относится к дисциплинам естественно-научного цикла и, находясь в генетической взаимосвязи с химическими дисциплинами общепрофесионального и специального циклов, является для них источником базовых дескрипторов ПТА. Семантизированное освоение дескрипторов учебных элементов ОиНХ по двуязычным методам – залог успешного усвоения содержания химических дисциплин других циклов, а следовательно, и достижения адаптированности к учебной деятельности при химическом образовании в вузе.

Модульный подход к отбору и структурированию содержания курса химии с целью его познания студентами в процессе их обучения в вузе находится в соответствии с системным подходом, нацеленным на эффективное построение этого курса, который рассматривается в ряде учебной литературы. Системный подход к построению курса химии отражен в работах О.С. Зайцева [21] и других исследователей (З.А. Решетовой, Е.М. Соколовской, Т.А. Сергеевой). Курсу «Общая и неорганическая химия», изучаемому в технологических вузах, в том числе в КНИТУ, отвечает подход к системному построению курса химии, изложенный в работах О.С. Зайцева [20, 21]. Автором курс химии рассматривается как система четырех основных учений – термодинамики, кинетики, учения о строении вещества и учения о периодическом изменении свойств элементов и их соединений, а процесс обучения химии заключается в рассмотрении вещества и реакций с точки зрения этих четырех учений.

Системное построение курса химии в базовом для КНИТУ учебнике Н.С. Ахметова «Общая и неорганическая химия» как нельзя лучше предоставляет возможность модульного структурирования содержания химии [1]. Учебник состоит из двух частей: часть первая – «Общая химия», часть вторая – «Неорганическая химия». Разделение учебника на две части само по себе предполагает выделение двух основных блоков, содержание которых разделяется на модули.

В календарных планах лекций и лабораторно-практических занятий, составляемых на кафедре неорганической химии КНИТУ для учебного процесса студентов технологических специальностей, по курсу общей химии выделяются следующие темы: строение атома, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химическая связь, агрегатное состояние и растворы, энергетика химических превращений, химическое равновесие, химическая кинетика, гидролиз, окислительно-восстановительные реакции. По курсу неорганической химии – темы, касающиеся изучения химии s-, p-, d– и f-элементов.

Модульное структурирование содержания общей химии позволяет каждую из девяти тем данного курса представить как самостоятельный модуль (М-1 – М-9), а темы по изучению химии элементов – в виде четырех модулей (М-10 – М-13), имеющих единый алгоритм изучения химии каждого типа элемента (s-, p-, d– и f-элемента). Модульное структурирование содержания курсов «Общая химия» и «Неорганическая химия» представлено соответственно в прил. 2 и прил. 3.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе"

Книги похожие на "Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нурия Мифтахова

Нурия Мифтахова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нурия Мифтахова - Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе"

Отзывы читателей о книге "Методология и методика адаптационного обучения химии на дуязычной основе в высшей школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.