» » » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Флинта, Наука, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-89349-910-7, 5-02-034049-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.



С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






Опираясь на введенные понятия и разграничения, перейдем к обсуждению вопроса об отношении тела человека к миру социальных явлений.

Вопрос о социальной природе неорганического тела человека не вызывает особых затруднений. Вполне логично относить его к миру социальных явлений. Против этого трудно что-либо возразить, ибо технические устройства и другие аналогичные явления, /92/ составляющие неорганическое тело человека, – сугубо социальные образования, значительно расширяющие возможности и способности человека, его «сущностные силы».

Более сложным является вопрос о социальной природе органического тела, которое ниже будем называть просто «телом» человека. Организм человека, особенно его морфофизиологию и моторику – в отличие от психических, нравственных, эстетических и других явлений духовного мира человека, которые носят ярко выраженный социальный характер, – чаще всего относят к сфере «чистой» биологии.

Конечно, тело человека, рассматриваемое само по себе и в той мере, в какой оно биологически детерминировано, дано ему от природы, не принадлежит к миру социальных явлений. В случае изоляции человека от общества, как показывают случаи «диких детей», тело человека так и остается «чистым организмом», биологическим феноменом.

Совсем иначе обстоит дело, когда человек включается систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность. Его тело начинает выполнять важные социальные функции в жизни людей.

Вместе с тем, под воздействием социальной среды – как стихийного, так и сознательного, целенаправленного (в соответствии с определенными образцами, нормами, традициями, идеалами, на основе использования специально выработанных для этой цели средств) оно определенным образом видоизменяется, модифицируется. На социальную модификацию телесности человека указывал еще Гегель. Он писал о том, что свою собственную природную форму человек не оставляет такой, какой он ее находит, а намеренно изменяет. В этом причина всех украшений и уборов, всех мод, какими бы варварскими и безвкусными они ни были. В качестве примера он ссылался на крошечные ножки китаянок и процедуру прокалывания ушей и губ.

Значит, тело человека, с одной стороны, выступает как средство социальной жизнедеятельности людей, выполняет социальные функции в ней, а, с другой стороны, является результатом этой деятельности (по крайней мере в определенных своих аспектах). Тем самым «оно является выражением общественных ситуаций, которые определяют, как мы воспринимаем физическую сторону нашего тела и контролируем ее, /93/ как мы используем тело в качестве экспрессивного средства выражения, как мы обращаемся с телом и владеем им, как мы пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему» (К. Heinemann, 1980).

Включаясь в систему социальных отношений, выполняя определенные социальные функции и подвергаясь воздействию социальных факторов, телесность человека становится тем самым социальной по своему содержанию, характеру и значению.

Все это свидетельствует о том, что телесное бытие человека имеет «общественно-исторический характер» (Анцыферова, 1982).

При определенных условиях происходит процесс преобразования телесности человека в культурный феномен. Для разъяснения этого положения прежде всего уточним понятие культуры.

8.2. Понятие культуры

Понятие культуры является сложным и дискуссионным. Специалисты насчитывают более 250 его определений.

Используемое в данном учебнике понятие культуры связано с ценностным отношением социального субъекта, которое выступает прежде всего как оценка социальным субъектом определенных объектов с точки зрения их значимости, важности, полезности.

Оценка проявляется в различных формах: в виде различных компонентов сознания человека (таких, например, как мнения, выражаемые в определенных высказываниях, суждениях о данном объекте, связанные с ним различные эмоциональные реакции, наличие или отсутствие интереса к нему, ориентации на него, потребности в нем и т. д.), а также в реальных действиях, поступках, поведении, которые являются индикаторами, объективными интегральными показателями реального (а не просто желаемого, декларируемого) ценностного отношения человека к явлениям окружающей его действительности. В качестве субъекта ценностного отношения может выступать индивид, социальная группа, общество в целом. При оценке объекта может учитываться его значимость для определенного индивида, для других лиц, для той или иной социальной группы, страны, народа, общества, человечества и т. д.

/94/ Отношение социального субъекта к тем или иным объектам с учетом их значимости (выявляемой в ходе оценки) может быть различным. К некоторым из них он безразличен, индифферентен, нейтрален. К другим относится негативно, рассматривает их как незначимые (не имеющие существенного значения); они вызывают у него негативные эмоциональные реакции; он старается избежать данных объектов, воспрепятствовать их распространению и т. д. Наконец, существуют такие объекты, которые субъект оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные; они вызывают у него положительные эмоциональные реакции. Поэтому и в своей деятельности он проявляет положительное отношение к этим объектам: сохраняет их, передает из поколения в поколение и т. д.

Социальные явления, которые социальный субъект (индивид, социальная группа или общество в целом) оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные, а потому поддерживает, сохраняет, передает из поколения в поколение, выступают для него как ценности.

Ценности выступают для людей как принципы, цели или средства деятельности, как «образцы» и модели поведения, которым они стремятся подражать, как идеалы, на которые они ориентируется в своей деятельности и т. д.

Особенно важное место в системе компонентов сознания социального субъекта, определяющих его субъективное отношение к тому или иному явлению, занимают такие тесно связанные друг с другом состояния готовности личности к определенному способу действий, для обозначения которых в социологии используют термины «жизненная позиция», «направленность интересов», «социальная установка», «доминирующая мотивация», «ориентация» и т. п.

Ориентации (установки) людей на определенные ценности называют ценностными ориентациями (франц. orientation: установка).

Эти ориентации, господствующие в той или иной социально-культурной системе, не всегда осознаются ее членами и нередко проявляются лишь как предрасположения. Они оказывают огромное влияние на социальное поведение людей, обеспечивают наиболее высокий уровень регуляции этого поведения.

/95/ Ценности и связанные с ними ценностные ориентации, а также уровни ценностного отношения, многообразны. Например, в зависимости от того, какие социальные явления (политические, экономические, эстетические, нравственные и т. д.) оцениваются, выделяются соответствующие политические, экономические, эстетические, нравственные ценности. В рамках ценностного отношения может оцениваться утилитарная польза тех или иных явлений, а также их символическое значение. С этим связано различие утилитарных и символических ценностей.

Особенно важно различать три вида ценностных ориентации (и соответственно три уровня ценностного отношения):

1) декларативные, о которых можно судить по высказываемым суждениям, мнениям, отзывам, характеристикам и т. п. (когнитивный уровень ценностного отношения);

2) эмоциональные, показателями которых являются чувства, переживания, положительные или отрицательные эмоции (эмоциональный уровень ценностного отношения);

3) реальные, индикатором которых является реальное поведение, реальные поступки (поведенческий уровень ценностного отношения).

С учетом отмеченного выше уточним понятие культуры.

В рамках той системы понятий, которая используется в данном учебнике для описания социальной реальности, понятие культуры вводится для характеристики деятельности социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей.

Она выступает, следовательно, как регулятивное основание жизнедеятельности человека, определяющее характер и направленность форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности, в которых находит свое выражение определенная система ценностей и образцов поведения, социальных норм и идеалов, символов и смыслов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.