» » » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Флинта, Наука, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-89349-910-7, 5-02-034049-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.



С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






С позиций гуманизма, как отмечено выше, в настоящее время принято решать вопрос о позитивном или негативном значении социальных явлений, об их отношении к миру культуры.

8.4. Культурный статус телесности человека

Включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его телесности. В дополнение к своим природным атрибутам она приобретает свойства и «окраску» не только социального, /100/ но и культурного толка – как объективного характера (телесно-двигательные атрибуты), так и субъективного, проявляющегося в придаваемых телу смыслах, значениях, его символизации и т. п.

Даже такие естественные физиологические потребности человека, как сон, питание и др. удовлетворяются в определенных культурных формах. Самые элементарные двигательные акты также существенно модифицируются под влиянием той социально-культурной среды, в которой находится человек. Люди разных культур, профессий и поколений ходят по-разному. Они по-разному воспринимают физическую сторону своего существа, разными способами контролируют и используют тело, по-разному обращаются с ним.

Каждая культура создает определенные нормы «контроля за телом», которые выступают как регуляторы поведения человека. Социально принятые нормы указывают, например, как сидеть за столом, как держать руки во время и после еды и определяют, какие манеры поведения являются «хорошими», а какие – «плохими». В этих нормах учитываются пол, возраст и социальное положение людей. Например, что разрешено для мальчиков, запрещено или с трудом может быть допустимо для девочек.

В системе культурных норм «контроля за телом» одни положения тела считаются приличными, а другие не должны демонстрироваться. Определяется «порог стыдливости», т. е. ситуации, когда тело может быть обнаженным и когда, наоборот, оно должно быть скрыто от взора. Устанавливаются точные правила, когда, в каких ситуациях разрешены определенные рефлексы или спонтанные движения, такие, как чихание, кашель, вздох, смех или слезы. Считается важным и то расстояние, которое должно быть между двумя людьми. Это свидетельствует об их отношениях и их интимности. Уточняются приемлемые и неприемлемые способы поведения, связанные даже с тем, как люди должны смотреть друг на друга. В некоторых случаях рекомендуется смотреть человеку прямо в лицо, когда мы говорим с ним, в других наоборот – человек должен опускать глаза. Есть бесчисленное множество средств и путей ухода за телом для того, чтобы сделать его более красивым. Имеются в виду такие естественные способы, как загар (пребывание на солнце), а также искусственные средства. Прическа, припудривание, /101/ макияж лица, бровей, использование губной помады, особый уход за руками и ногами, элегантная или неряшливая одежда полностью покрывающая тело или соблазнительно показывающая особо красивые части тела и наконец полная нагота – все это относительно строго регулируется определенными условностями и зависит от традиций, от отношения к телу, от определенных установленных норм и прежде всего от возраста, пола и различных обстоятельств. Проблема контроля тела проявляется с особой остротой при определении состояния здоровья, болезней, необходимых профилактических действий, в половом (сексуальном) поведении, а также при решении вопросов об интенсивности рождаемости, плотности населения и т. д.

Даже отношение к человеку в обществе, его социальный престиж во многом определяются тем, в какой мере его тело позволяет наиболее полно реализовать ту культурную модель телесности, которая принята данным обществом.

В рамках культуры тело человека выполняет и символические функции. Особо важную роль в этом плане играет язык жестов и взглядов. Для того, чтобы понять и истолковать определенным образом жесты и взгляды требуется знание определенного кода, который является частью данного типа культуры. Данная функция жестов и взглядов находит яркое выражение в таких видах искусства, как театр, пантомима, балет, танцы или фигурное катание.

Известны и другие аспекты такой модификации тела человека, в результате которой оно приобретает культурный статус (характер), становится элементом мира культуры.

Таким образом, тело человека при определенных условиях выступает как социальный, культурный и социокультурный феномен. Имеется в виду социальная и культурная сформированность того, как люди воспринимают физическую сторону своего существа, как контролируют ее, как используют тело, как обращаются с ним, как владеют телом, как к нему относятся.

Проведен ряд конкретно-социологических исследований с целью выяснить отношение различных групп населения к своей телесности, к различным ее параметрам и компонентам. /102/ В их числе: конкретно-социологические исследования на тему «Показатели, компоненты и факторы физической культуры и здорового образа жизни различных групп населения», которые проведены в 1983–1992 гг. по программе и под руководством автора данного учебника; эмпирическое социологическое исследование отношения различных групп населения к наготе в различных формах и при различных обстоятельствах, которое проведено в 1979–1980 гг. под руководством и по программе польского ученого 3. Кравчика, а также социологическое исследование на тему «Физическая культура в общественном сознании», проведенное в 1983–1984 гг. под руководством и по программе того же ученого; международное социологическое исследование ученых Финляндии и России, проведенное в 90-е годы, для получения сравнительных данных, касающихся субъективных показателей здоровья, образа жизни, отношения к здоровью и восприятия процесса старения, по полу, возрасту и социально-экономическим группам населения этих стран; проводимое в настоящее время сравнительное социологическое исследование, в котором принимают участие ученые Германии, России и Чехии.

Результаты исследований показывают, что отношение человека к телесности, к тем или иным ее социокультурным модификациям зависит от пола, возраста, профессии, особенностей культурных традиций того общества, в котором он живет и т. д. В современном обществе на представления о своей телесности, о том, какой она должна быть, влияет и вид физкультурно-спортивной деятельности, в которую включен индивид. Существенное влияние на все культурные образцы, связанные с телесностью, оказывает рели-

Вопросы для повторения (самопроверки) к главе 8

1. Какие задачи решаются в социологии ФКС при изучении телесности (телесного бытия) человека?

2. Что такое органическое и неорганическое тело человека?

3. Какие особенности телесности человека дают основание для отнесения ее к миру социальных явлений?

4. Что такое культура?

5. Каковы основные идеалы и ценности гуманизма?

6. Каковы основные особенности телесности человека как феномена культуры?

Глава 9. Физическая культура как элемент социума и культуры

/103/ С приобретением телом человека культурного статуса связано возникновение особого элемента культуры, который в отечественной литературе чаще всего обозначают термином «физическая культура».

Этот термин не совсем удачен. Не только в обыденном языке, но и в научной литературе он имеет очень широкий диапазон значений, которые к тому же недостаточно четко отличаются друг от друга, постоянно смешиваются между собой. Не случайно в зарубежной социологической литературе этот термин используется редко.

Поэтому как синонимы термина «физическая культура» (или вместо этого термина) нередко используются термины «соматическая культура», «телесная культура», «культура тела». Эти термины как синонимы используются и в данном учебнике.

9.1. Понятие физической культуры

Вопрос о том, что такое физическая (соматическая, телесная) культура, является предметом длительных и острых дискуссий.

В системе используемых в данном учебнике понятий физическая (телесная, соматическая) культура понимается как такой элемент культуры, основу которого составляет процесс и результаты социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека.

Указывая на связь физической культуры с телесностью человека и ее социокультурной коррекцией, важно иметь в виду два важных обстоятельства.

1. Телесность человека характеризует физическую культуру лишь в той мере и в том отношении, в какой она вплетена в систему социальных отношений, в сферу культурной деятельности, выполняет здесь определенные социокультурные функции, а, значит, модифицирована определенным образом в результате стихийного влияния социальной среды, /104/ а также сознательных, целенаправленных действий в соответствии с той или иной ориентацией социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом).

2. Процесс социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека предполагает определенное отношение человека, социальных групп, общества в целом к телу, к физическому состоянию, использование особых средств для изменения их в нужном направлении, формирование соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентации, норм и правил поведения и т. п. На определенном этапе развития общества появляются также специальные социальные институты, которые направляют свои усилия на то, чтобы обеспечить функционирование и развитие человеческой телесности, физических качеств и способностей человека в соответствии с общественными и личными запросами. В ходе этой деятельности между ее участниками складываются определенные социальные отношения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.