» » » » Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи


Авторские права

Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Описание и краткое содержание "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать бесплатно онлайн.



Данная работа – второй выпуск новой тематической серии «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра», которую издают Спартианский Гуманистический Центр РГУФК и АНО «Центр развития спартианской культуры». Издание научных трудов данной тематической серии имеет целью ознакомить читателей с основными идеями нового гуманистического движения «СПАРТ», которое зародилось в нашей стране в 1990 г., со спартианской гуманистической системой оздоровления, воспитания и организации досуга детей и молодежи, с программой использования спорта и спартианского движения для формирования и развития культуры мира, с положениями новой научной дисциплины под названием «гуманистическая теория соперничества», с другими инновационными гуманистическими теориями, проектами и программами XXI века. Новая тематическая серия трудов является логическим продолжением предыдущих серий: «Духовность. Спорт. Культура» (5 выпусков), «Спорт, духовные ценности, культура» (9 выпусков), «Гуманистическая теория и практика спорта» (3 сборника) и «Гуманистика соревнования: теория и практика гуманизации соперничества» (3 сборника), которые в 1996–2005 гг. издал Гуманитарный Центр «СпАрт» РГУФК. В предлагаемой вниманию читателей работе дается характеристика спартианских инновационных форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи – Спартианских игр, клубов школ, игротек, спартианского движения и др. При этом автор опирается на многолетний (с 1991 года) опыт разработки и внедрения в практику этих форм и методов, вносит в их характеристику целый ряд существенных уточнений и дополнений. Особое внимание уделяется обоснованию положений о том, что разработка и реализация спартианских форм и методов обусловлены необходимостью решения важных современных социокультурных и педагогических проблем и что эти методы содействуют не только отдыху, развлечению, но также духовному и физическому оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию личности детей и молодежи. Дано подробное теоретическое обоснование спартианских форм и методов и показано их не только сходство, но и принципиальное отличие от других форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи. Работа предназначена в первую очередь для специалистов, занимающихся воспитанием и организацией досуга детей и молодежи. Вместе с тем она представляет значительный интерес для ученых, разрабатывающих проблемы гуманизма, философские, социологические, культурологические, социально-педагогические проблемы воспитания, рекреации и развития личности, а также для всех, кого интересует и кто хотел бы ближе познакомиться со спартианской инновационной гуманистической системой воспитания и организации досуга.






Такие взгляды, оценки и подходы следует признать ошибочными.

По мнению многих философов, социологов, педагогов и психологов, задача реализации гуманистического идеала целостного развития человека, предусматривающего не только гармоничность, но также всесторонность (универсальность) его развития, является актуальной, имеет важное значение и в настоящее время.

В 1968 г. был создан Римский клуб – международная общественная организация, которая включает в свой состав около ста известных ученых, деятелей культуры, политических деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран. Деятели этого Клуба ставят перед собой цель донести до человечества тревогу относительно той критической ситуации, которая сложилась в мире в связи с ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими «принципиальными пределами роста», а также подсказать обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы «разумно вести дела» и достичь «глобального равновесия» [см.: 580, С. 859]. В книге, принадлежащей перу президента Римского клуба А. Печчеи, «Человеческие качества» указывается, что для преодоления кризиса современной цивилизации все стратегии, политические программы и перспективные планы развития в национальных и глобальных масштабах должны быть подчинены цели формирования «человеческих качеств», полного и всестороннего развития возможностей и способностей всех людей планеты. По мнению автора этой книги, «наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества» [465, С. 45, 205].

Известная писательница И. Грекова (литературный псевдоним математика, доктора физико-математических наук Е.С. Вентцель) написала в одной из своих статей: «Когда-то, в очень далекие времена, существовал тип ученого-универсала, одновременно философа, геометра, художника, литератора, изобретателя. В дальнейшем история культуры пошла в направлении все более узкой специализации, четкого разграничения различных отраслей. По-видимому, сегодня мы возвращаемся (разумеется, на другом уровне) к некой синтетической культуре, объединяющей и сплавливающей ранее разобщенные ветви».

Авторы работы «Культура и устойчивое развитие мирового сообщества в XXI веке», которая разработана и принята на заседании Международного круглого стола «Принципы и механизмы устойчивого развития мирового сообщества в XXI веке», приводят данное высказывание и замечают по этому поводу: «Думается, что синтетизм, о котором говорит И. Грекова, имеет все основания стать доминирующей особенностью образования при переходе к информационной цивилизации» [319, С. 61].

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов (этот центр включает в себя ведущих экспертов в области высшего образования нашей страны) на основе анализа данных проблем пришел к аналогичному выводу: «Образование становится образовательно-педагогическим производством “человека-цели” – всестороннего, гармонично развитого человека, готового взять на себя ответственность за будущее социоприродного развития. На смену образованию как производству образовательных услуг, как производству “человека-средства” для хозяйства, производства, экономики, приходит образование как производство социального человека, человека-творца, универсального человека, способного адекватно реагировать на изменения в быстро меняющемся мире» [423, С. 49].

Важно отметить, что ориентация системы воспитания студентов в настоящее время на спартианский идеал всесторонне развитой личности оправданна не только с гуманистической точки зрения, но и в прагматическом отношении. Необходимость разностороннего развития личности определяют процессы, происходящие в настоящее время в науке, производстве, общественной жизни. Происходит быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Это требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно узким специалистам, страдающим «профессиональным кретинизмом». На первый план выходят науки (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т. п.), в которых исследование ведется на стыке различных научных дисциплин. Успехов в такой работе можно достигнуть лишь при наличии обширных, разносторонних фундаментальных знаний. В докладе экспертов Всемирного банка «Россия: образование в переходный период» (1994) отмечалось, что в условиях новой экономики главными качествами необходимо считать способность решать проблемы и профессиональный универсализм. Становление и развитие гражданского общества, основанного на инициативной и ответственной деятельности граждан, их способности к сотрудничеству, повышает значимость этих важных качеств всесторонне развитой личности. В силу ряда отмеченных выше причин особенно возрастает ценность духовно-нравственного, эстетического и экологического компонентов ее структуры.

Ректор Московского гуманитарного университета И.М. Ильинский подвергает критике существующую систему образования, в рамках которой во многом утрачен смысл образования. Лучшим объявляется то знание, которое приносит быструю и наиболее ощутимую практическую пользу. Современное образование ориентировано лишь на то, чтобы дать учащимся как можно больше «полезных знаний». Оно менее всего озабочено тем, чтобы развить личностные задатки, раскрыть огромный потенциал творчества, связать знание с нравственным ростом. Идеалом такого образования оказывается узкий специалист, страдающий, если воспользоваться выражением К. Маркса, «профессиональным кретинизмом». По мнению И.М. Ильинского необходимо возродить идеал подлинного образования, связанного не с подготовкой специалистов, а с развитием личности, ее целостности и неисчерпаемого творческого потенциала. Нынешней России, полагает он, нужен именно интеллектуальный капитал, творчески разносторонние люди [234].

Аналогичного мнения придерживаются другие ученые и педагоги. Ю.Н. Афанасьев считает, что сферу массового производства узких специалистов вообще нельзя называть образованием в полном смысле этого слова [29]. Не только философы, но и ряд представителей технической интеллигенции причиной кризисных явлений в современном образовании и в современной цивилизации в целом, считают подготовку узких специалистов, имеющих ограниченный кругозор, страдающих от дефицита целостной системы знаний и в силу этого принимающих решения которые, хотя и обладают высокой локальной эффективностью (здесь и теперь), в долгосрочной перспективе развития являются не оптимальными и зачастую опасными [447]. Можно упомянуть и тот факт, что в Дубне, в Центре ядерных исследований, всегда ценили людей с многосторонними способностями. Как однажды выразился акад. Александров, настоящий талант проявляется всегда в нескольких областях сразу. Известный психолог Б.М. Теплов, также считает – вопреки традиционным представлениям об односторонности таланта —, что «талант как таковой многосторонен» [705].

В научных публикациях приводятся и другие аргументы в пользу признания важного значения всестороннего (универсального) развития личности для современного человека [см., например: 146, 221–227, 232 и др.].

Таким образом, ориентация воспитания детей и молодежи на спартианский идеал гармонично и всесторонне (универсально) развитой личности не только имеет под собой реальные основания, но также в полной мере отвечает потребностям и современной цивилизации и современной России.


Выше были изложены основные теоретические положения, принципы, культурные идеалы и ценности, которые определяют содержание и направленность спартианских форм и методов, те задачи, которые они призваны решать: воспитание у детей и молодежи качеств и способностей, характеризующих целостную, гармонично и всесторонне развитую личность; организация увлекательного, творческого, активного отдыха и общения.

Эти задачи являются сложными и многоаспектными. Поэтому для их решения предусматривается комплекс инновационных форм и методов. В первую очередь это Спартианские игры, клубы, школы, игротеки и спартианское движение.

II. Спартианские игры

Центральное место среди спартианских форм и методов, как и в большинстве других форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи занимает игровая деятельность.

Это объясняется тем, что, как давно и фундаментально обосновано в философской и психолого-педагогической литературе, игра имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал и является не только эффективным, но и необычайно привлекательным для детей, подростков и молодежи средством воспитания и организации досуга.

Ведь в игре человека интересует не столько результат, сколько те эмоции, которые она вызывает, удовольствие, получаемое от включения в эту деятельность [см. 725, С. 202]. Игра «представляет собой эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности» [729, С. 119]. В этом смысле принято говорить, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе» и что «подлинная игра… содержит цель в самой себе» [338, С. 388; 575, С. 475; 739, С. 238]. Игра выступает как одна из форм преодоления человеком не только узко утилитарного отношения к реальности, но и зависимости от нее и тем самым обретения свободы. Она является добровольной деятельностью, так как никого не заставляют играть насильно. Игра проводится в свободное время, может быть начата и закончена по желанию игроков. Она предполагает переход из мира реального в мир «условный», создание искусственных, «мнимых» ситуаций. В играх соперники чаще всего ведут себя так, как будто все равны и находятся в равных условиях, и многочисленные аспекты «внешней реальности», такие как расовые различия, образование, профессия, финансовое положение на время проведения игры не принимаются во внимание. Игра способна формировать и развивать физические, психические, эстетические, нравственные и другие способности и тем самым вносить огромный вклад в воспитание гармонично и всесторонне развитой личности. Не случайно нидерландский историк и философ И. Хёйзинга рассматривал игру как высшее проявление человеческой сущности и основу культуры [739]. Известны также слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [774, С. 302]. Важно отметить также, что игра является необычайно привлекательной формой отдыха, развлечения не только для детей и подростков, но и для молодежи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Книги похожие на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Отзывы читателей о книге "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.