» » » » Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи


Авторские права

Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Описание и краткое содержание "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать бесплатно онлайн.



Данная работа – второй выпуск новой тематической серии «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра», которую издают Спартианский Гуманистический Центр РГУФК и АНО «Центр развития спартианской культуры». Издание научных трудов данной тематической серии имеет целью ознакомить читателей с основными идеями нового гуманистического движения «СПАРТ», которое зародилось в нашей стране в 1990 г., со спартианской гуманистической системой оздоровления, воспитания и организации досуга детей и молодежи, с программой использования спорта и спартианского движения для формирования и развития культуры мира, с положениями новой научной дисциплины под названием «гуманистическая теория соперничества», с другими инновационными гуманистическими теориями, проектами и программами XXI века. Новая тематическая серия трудов является логическим продолжением предыдущих серий: «Духовность. Спорт. Культура» (5 выпусков), «Спорт, духовные ценности, культура» (9 выпусков), «Гуманистическая теория и практика спорта» (3 сборника) и «Гуманистика соревнования: теория и практика гуманизации соперничества» (3 сборника), которые в 1996–2005 гг. издал Гуманитарный Центр «СпАрт» РГУФК. В предлагаемой вниманию читателей работе дается характеристика спартианских инновационных форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи – Спартианских игр, клубов школ, игротек, спартианского движения и др. При этом автор опирается на многолетний (с 1991 года) опыт разработки и внедрения в практику этих форм и методов, вносит в их характеристику целый ряд существенных уточнений и дополнений. Особое внимание уделяется обоснованию положений о том, что разработка и реализация спартианских форм и методов обусловлены необходимостью решения важных современных социокультурных и педагогических проблем и что эти методы содействуют не только отдыху, развлечению, но также духовному и физическому оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию личности детей и молодежи. Дано подробное теоретическое обоснование спартианских форм и методов и показано их не только сходство, но и принципиальное отличие от других форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи. Работа предназначена в первую очередь для специалистов, занимающихся воспитанием и организацией досуга детей и молодежи. Вместе с тем она представляет значительный интерес для ученых, разрабатывающих проблемы гуманизма, философские, социологические, культурологические, социально-педагогические проблемы воспитания, рекреации и развития личности, а также для всех, кого интересует и кто хотел бы ближе познакомиться со спартианской инновационной гуманистической системой воспитания и организации досуга.






Это объясняется тем, что, как давно и фундаментально обосновано в философской и психолого-педагогической литературе, игра имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал и является не только эффективным, но и необычайно привлекательным для детей, подростков и молодежи средством воспитания и организации досуга.

Ведь в игре человека интересует не столько результат, сколько те эмоции, которые она вызывает, удовольствие, получаемое от включения в эту деятельность [см. 725, С. 202]. Игра «представляет собой эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности» [729, С. 119]. В этом смысле принято говорить, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе» и что «подлинная игра… содержит цель в самой себе» [338, С. 388; 575, С. 475; 739, С. 238]. Игра выступает как одна из форм преодоления человеком не только узко утилитарного отношения к реальности, но и зависимости от нее и тем самым обретения свободы. Она является добровольной деятельностью, так как никого не заставляют играть насильно. Игра проводится в свободное время, может быть начата и закончена по желанию игроков. Она предполагает переход из мира реального в мир «условный», создание искусственных, «мнимых» ситуаций. В играх соперники чаще всего ведут себя так, как будто все равны и находятся в равных условиях, и многочисленные аспекты «внешней реальности», такие как расовые различия, образование, профессия, финансовое положение на время проведения игры не принимаются во внимание. Игра способна формировать и развивать физические, психические, эстетические, нравственные и другие способности и тем самым вносить огромный вклад в воспитание гармонично и всесторонне развитой личности. Не случайно нидерландский историк и философ И. Хёйзинга рассматривал игру как высшее проявление человеческой сущности и основу культуры [739]. Известны также слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [774, С. 302]. Важно отметить также, что игра является необычайно привлекательной формой отдыха, развлечения не только для детей и подростков, но и для молодежи.

Но формы игровой деятельности, используемые в реальной практике воспитания и организации досуга детей и молодежи, очень разнообразны – по содержанию создаваемых игровых ситуаций, способностей, которые требуются от игроков, характеру и степени воздействия на личность и социальные отношения и т. д.

Некоторые игры носят не только гуманный, но и антигуманный характер. Выше уже отмечалось, что в настоящее время широко распространены пошлые, грубые, агрессивные формы игровой деятельности, противоречащие критериям нравственности и эстетики.

Формы игровой деятельности, применяемые в практике воспитания и организации досуга детей и молодежи, разнообразны и по своей ориентации. Некоторые из них ориентируют участников на сотрудничество, кооперацию. Но наиболее широко распространены соревновательные игры – спортивные соревнования, творческие (интеллектуальные, художественные и т. п. конкурсы), в которых акцент делается на победу в соперничестве. Различной может быть ориентация и самих соревнований и конкурсов. Их программа может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности, система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной, состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т. д. При этом характер и особенности используемых форм игрового соперничества существенным образом влияют на личность и социальные отношения.

Поэтому спартианский подход к воспитанию и организации досуга предусматривает использование не любых форм игровой деятельности, а только таких, которые адекватны спартианским идеалам и ценностям.

Центральное место среди такого рода форм игровой деятельности занимают «Спартианские игры»[14] [см.: 612, 623, 631, 644, 653].

Дадим характеристику основных элементов организации этих Игр.

2.1. Соревнования и конкурсы в программе Спартианских игр

Спартианские игры предусматривают определенные формы соперничества участников. Соревновательная (агональная) часть программы этих Игр включает в себя комплекс игровых соревнований и конкурсов. Они могут быть очень разными, как традиционными (например, по футболу, в беге, плавании, в пении, танцах и т. п.), так и новыми, необычными. Однако во всех случаях при включении в программу Спартианских игр тех или иных соревнований и конкурсов важно соблюдать основополагающие принципы, определяемые целями и задачами этих Игр.

Прежде всего, запрещается включать в программу Игр антигуманные соревнования и конкурсы, которые угрожают здоровью участников, унижают достоинство их личности и т. д. Соревнования и конкурсы должны быть интересными для участников Игр и соответствовать их возможностям (способностям). Они должны быть такими, чтобы в них могли принимать участие лица разного пола, физического состояния и т. д., включая лиц с ограниченными возможностями.

Очень важный принцип отбора соревнований и конкурсов для включения в программу Спартианских игр связан с предметом соперничества участников Спартианских игр (т. е. с тем, в чем они соревнуются, что оценивается в ходе их соперничества).

При организации любого игрового соперничества ставится задача сравнить определенные качества участников. Как правило, речь идет о сравнительной оценке способностей (например, физических или интеллектуальных, художественных или даже более узких, например: быстроты, меткости, способности рисовать, петь и т. д.) или результатов в каком-то одном виде деятельности (например, в спорте, в искусстве и т. д.). Исходя из этого в программу игрового соперничества включаются соответствующие соревнования (конкурсы).

Специфика Спартианских игр в этом отношении состоит в том, что включаемые в их программу соревнования и конкурсы должны позволять сравнить и оценить разносторонность развития участников, а в идеале – такие их качества и способности, которые характеризуют целостное (гармоничное и всестороннее, универсальное) развитие личности. Комплекс используемых для этой цели соревнований и конкурсов называется «спартианский агон» (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир) или кратко «СПАРТ-агон» (в данном случае слово «СПАРТ» расшифровывается как «Соревнования Поклонников Активного Разностороннего Творчества»). Программа Спартианских игр может включать в себя один или несколько таких агонов. В первом случае спартианский агон выступает как Спартианские игры в целом.

Очень важно, чтобы в программе Спартианских игр были сбалансированы (представлены в равной мере) соревнования и конкурсы, которые требуют от участников тех или иных качеств и способностей. Соблюдение этого принципа «сбалансированности соревнований и конкурсов программы» необходимо для того, чтобы исключить возможность достижения победы на Играх за счет одностороннего развития лишь физических или психических качеств, спортивного или художественного мастерства, знаний и т. д.

Включаемые в программу Спартианских игр соревнования и конкурсы призваны содействовать приобщению всех участников к самобытной национальной и народной культуре, их патриотическому воспитанию, а также воспитанию уважения (толерантности, терпимости) к ценностям других культур, идеологий, верований.

На основе этих принципов возможно несколько вариантов формирования программы спартианского агона (а, значит, и Спартианских игр).

1-й вариант. В программу включаются соревнования и конкурсы, которые требуют от участников проявления знаний, способностей, умений, связанных с различными видами деятельности: физкультурой, спортом, туризмом, искусством, педагогической, медицинской, экономической, политической деятельностью, научным и техническим творчеством и т. д.

2-й вариант. Программа строится на основе специализированных упражнений, тестов, заданий, которые позволяют оценить у каждого участника разнообразные качества и способности: физические качества и двигательные способности; психические способности (память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональную устойчивость и др.); эстетические способности; творческие способности и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Книги похожие на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Отзывы читателей о книге "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.