Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"
Описание и краткое содержание "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать бесплатно онлайн.
Данная работа – второй выпуск новой тематической серии «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра», которую издают Спартианский Гуманистический Центр РГУФК и АНО «Центр развития спартианской культуры». Издание научных трудов данной тематической серии имеет целью ознакомить читателей с основными идеями нового гуманистического движения «СПАРТ», которое зародилось в нашей стране в 1990 г., со спартианской гуманистической системой оздоровления, воспитания и организации досуга детей и молодежи, с программой использования спорта и спартианского движения для формирования и развития культуры мира, с положениями новой научной дисциплины под названием «гуманистическая теория соперничества», с другими инновационными гуманистическими теориями, проектами и программами XXI века. Новая тематическая серия трудов является логическим продолжением предыдущих серий: «Духовность. Спорт. Культура» (5 выпусков), «Спорт, духовные ценности, культура» (9 выпусков), «Гуманистическая теория и практика спорта» (3 сборника) и «Гуманистика соревнования: теория и практика гуманизации соперничества» (3 сборника), которые в 1996–2005 гг. издал Гуманитарный Центр «СпАрт» РГУФК. В предлагаемой вниманию читателей работе дается характеристика спартианских инновационных форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи – Спартианских игр, клубов школ, игротек, спартианского движения и др. При этом автор опирается на многолетний (с 1991 года) опыт разработки и внедрения в практику этих форм и методов, вносит в их характеристику целый ряд существенных уточнений и дополнений. Особое внимание уделяется обоснованию положений о том, что разработка и реализация спартианских форм и методов обусловлены необходимостью решения важных современных социокультурных и педагогических проблем и что эти методы содействуют не только отдыху, развлечению, но также духовному и физическому оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию личности детей и молодежи. Дано подробное теоретическое обоснование спартианских форм и методов и показано их не только сходство, но и принципиальное отличие от других форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи. Работа предназначена в первую очередь для специалистов, занимающихся воспитанием и организацией досуга детей и молодежи. Вместе с тем она представляет значительный интерес для ученых, разрабатывающих проблемы гуманизма, философские, социологические, культурологические, социально-педагогические проблемы воспитания, рекреации и развития личности, а также для всех, кого интересует и кто хотел бы ближе познакомиться со спартианской инновационной гуманистической системой воспитания и организации досуга.
Это объясняется тем, что, как давно и фундаментально обосновано в философской и психолого-педагогической литературе, игра имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал и является не только эффективным, но и необычайно привлекательным для детей, подростков и молодежи средством воспитания и организации досуга.
Ведь в игре человека интересует не столько результат, сколько те эмоции, которые она вызывает, удовольствие, получаемое от включения в эту деятельность [см. 725, С. 202]. Игра «представляет собой эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности» [729, С. 119]. В этом смысле принято говорить, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе» и что «подлинная игра… содержит цель в самой себе» [338, С. 388; 575, С. 475; 739, С. 238]. Игра выступает как одна из форм преодоления человеком не только узко утилитарного отношения к реальности, но и зависимости от нее и тем самым обретения свободы. Она является добровольной деятельностью, так как никого не заставляют играть насильно. Игра проводится в свободное время, может быть начата и закончена по желанию игроков. Она предполагает переход из мира реального в мир «условный», создание искусственных, «мнимых» ситуаций. В играх соперники чаще всего ведут себя так, как будто все равны и находятся в равных условиях, и многочисленные аспекты «внешней реальности», такие как расовые различия, образование, профессия, финансовое положение на время проведения игры не принимаются во внимание. Игра способна формировать и развивать физические, психические, эстетические, нравственные и другие способности и тем самым вносить огромный вклад в воспитание гармонично и всесторонне развитой личности. Не случайно нидерландский историк и философ И. Хёйзинга рассматривал игру как высшее проявление человеческой сущности и основу культуры [739]. Известны также слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [774, С. 302]. Важно отметить также, что игра является необычайно привлекательной формой отдыха, развлечения не только для детей и подростков, но и для молодежи.
Но формы игровой деятельности, используемые в реальной практике воспитания и организации досуга детей и молодежи, очень разнообразны – по содержанию создаваемых игровых ситуаций, способностей, которые требуются от игроков, характеру и степени воздействия на личность и социальные отношения и т. д.
Некоторые игры носят не только гуманный, но и антигуманный характер. Выше уже отмечалось, что в настоящее время широко распространены пошлые, грубые, агрессивные формы игровой деятельности, противоречащие критериям нравственности и эстетики.
Формы игровой деятельности, применяемые в практике воспитания и организации досуга детей и молодежи, разнообразны и по своей ориентации. Некоторые из них ориентируют участников на сотрудничество, кооперацию. Но наиболее широко распространены соревновательные игры – спортивные соревнования, творческие (интеллектуальные, художественные и т. п. конкурсы), в которых акцент делается на победу в соперничестве. Различной может быть ориентация и самих соревнований и конкурсов. Их программа может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности, система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной, состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т. д. При этом характер и особенности используемых форм игрового соперничества существенным образом влияют на личность и социальные отношения.
Поэтому спартианский подход к воспитанию и организации досуга предусматривает использование не любых форм игровой деятельности, а только таких, которые адекватны спартианским идеалам и ценностям.
Центральное место среди такого рода форм игровой деятельности занимают «Спартианские игры»[14] [см.: 612, 623, 631, 644, 653].
Дадим характеристику основных элементов организации этих Игр.
2.1. Соревнования и конкурсы в программе Спартианских игр
Спартианские игры предусматривают определенные формы соперничества участников. Соревновательная (агональная) часть программы этих Игр включает в себя комплекс игровых соревнований и конкурсов. Они могут быть очень разными, как традиционными (например, по футболу, в беге, плавании, в пении, танцах и т. п.), так и новыми, необычными. Однако во всех случаях при включении в программу Спартианских игр тех или иных соревнований и конкурсов важно соблюдать основополагающие принципы, определяемые целями и задачами этих Игр.
Прежде всего, запрещается включать в программу Игр антигуманные соревнования и конкурсы, которые угрожают здоровью участников, унижают достоинство их личности и т. д. Соревнования и конкурсы должны быть интересными для участников Игр и соответствовать их возможностям (способностям). Они должны быть такими, чтобы в них могли принимать участие лица разного пола, физического состояния и т. д., включая лиц с ограниченными возможностями.
Очень важный принцип отбора соревнований и конкурсов для включения в программу Спартианских игр связан с предметом соперничества участников Спартианских игр (т. е. с тем, в чем они соревнуются, что оценивается в ходе их соперничества).
При организации любого игрового соперничества ставится задача сравнить определенные качества участников. Как правило, речь идет о сравнительной оценке способностей (например, физических или интеллектуальных, художественных или даже более узких, например: быстроты, меткости, способности рисовать, петь и т. д.) или результатов в каком-то одном виде деятельности (например, в спорте, в искусстве и т. д.). Исходя из этого в программу игрового соперничества включаются соответствующие соревнования (конкурсы).
Специфика Спартианских игр в этом отношении состоит в том, что включаемые в их программу соревнования и конкурсы должны позволять сравнить и оценить разносторонность развития участников, а в идеале – такие их качества и способности, которые характеризуют целостное (гармоничное и всестороннее, универсальное) развитие личности. Комплекс используемых для этой цели соревнований и конкурсов называется «спартианский агон» (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир) или кратко «СПАРТ-агон» (в данном случае слово «СПАРТ» расшифровывается как «Соревнования Поклонников Активного Разностороннего Творчества»). Программа Спартианских игр может включать в себя один или несколько таких агонов. В первом случае спартианский агон выступает как Спартианские игры в целом.
Очень важно, чтобы в программе Спартианских игр были сбалансированы (представлены в равной мере) соревнования и конкурсы, которые требуют от участников тех или иных качеств и способностей. Соблюдение этого принципа «сбалансированности соревнований и конкурсов программы» необходимо для того, чтобы исключить возможность достижения победы на Играх за счет одностороннего развития лишь физических или психических качеств, спортивного или художественного мастерства, знаний и т. д.
Включаемые в программу Спартианских игр соревнования и конкурсы призваны содействовать приобщению всех участников к самобытной национальной и народной культуре, их патриотическому воспитанию, а также воспитанию уважения (толерантности, терпимости) к ценностям других культур, идеологий, верований.
На основе этих принципов возможно несколько вариантов формирования программы спартианского агона (а, значит, и Спартианских игр).
1-й вариант. В программу включаются соревнования и конкурсы, которые требуют от участников проявления знаний, способностей, умений, связанных с различными видами деятельности: физкультурой, спортом, туризмом, искусством, педагогической, медицинской, экономической, политической деятельностью, научным и техническим творчеством и т. д.
2-й вариант. Программа строится на основе специализированных упражнений, тестов, заданий, которые позволяют оценить у каждого участника разнообразные качества и способности: физические качества и двигательные способности; психические способности (память, внимание, интеллект, точность и скорость психомоторики, эмоциональную устойчивость и др.); эстетические способности; творческие способности и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"
Книги похожие на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"
Отзывы читателей о книге "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи", комментарии и мнения людей о произведении.