» » » Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия


Авторские права

Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89100-138-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



В хрестоматию включены фрагменты текстов Священного писания Ветхого и Нового Заветов, писаний отцов церкви, постановлений церковных соборов, посланий священнослужителей, исследований богословов, историков искусства, философов, филологов, размышлений иконописцев и художников, а также отрывки отдельных художественных произведений. Тексты расположены в соответствии с разделами курса «Церковная архитектура и изобразительное искусство», который читается в СФИ.






<…>


18. Кого изображают служители алтаря?

Чрез имеющие право входить в алтарь чины изображаются премирные силы.


19. Что (означает) фимиам?

А чрез каждение, начинающееся от жертвенника, изображается распростирающаяся всюду и благоуханная благодать Духа.


20. А что – светильники?

Посредством же возжигаемых светильников – присущее Святым непрестанное озарение от Духа. Итак, вот что изображает Церковь алтарем!


21. Что означает храм, находящийся вне алтаря?

Посредством целого храма означается или, как сказали мы прежде, этот земной мир, или и видимое небо. Ибо, когда мы совершаем пред храмом молитвы, то он имеет значение неба, как мы сказали, и едемского рая.


22. Какое значение имеют завесы у притворов?

Потому-то в священных обителях и ограждают храмы некоторыми завесами во время пения, совершаемого вне храма; а входя в храм, отдергивают их, выражая тем, что Христос нисшел ради нас и, разорив средостение ограды и дав мир, возвел нас на небо. Да и впавшие во грехи не дерзают входить внутрь храма. И совершая чин обновления, мы наблюдаем это. Когда же внутри (храма) мы совершаем молитвословия и страшное за всех священнодействие, то жертвенник составляет для нас как бы другое небо, а храм означает как бы землю: потому что в нем все вместе стекаются и стоят, и вместе воссылают к Богу молитвы.


23. Что означает амвон?

Амвон пред алтарем означает камень, отваленный от гроба (Спасителя); здесь дьяконы и священники, имея образ ангельский, возглашают божественное евангелие: дьяконы на литургии, а священники на утрене, читая утренние (евангелия).


24. Что (означают) украшения храма?

Великолепие храма напоминает о совершенстве творения; а возжигаемые светильники представляют подобие звезд, свод же – твердь (небо. – Прим. ред.).


25. Какое значение имеют вещи, приносимые в храм?

Мы приносим елей, воск и фимиам; первый – во образ божественной милости; второй, как собранный с бесчисленных цветов, – в знамение всецелого приношения нас самих и жертвы от всего; а последний – во образ божественной любви, сообщаемой всем, и благоухания Духа.


26. Кого изображают священники?

А священники, начинающие божественные песнопения внутри священного алтаря, изображают первые чины, предстоящие Богу.


27. Кого – прочие клирики?

Дьяконы же с чтецами и певцами, продолжающие по чину божественные псалмы и чтения св. писания, представляют средний хор небесных сил.


28. Кого – верный народ?

А весь народ, право содержащий веру, расположением души соединяется с поющими, призывая милость Божию. Он изображает последний чин. С ним вместе не должен стоять ни преступник, ни иноверный: так как нет общения света ко тьме. Если же кто обратится к свету, то должен быть принят к (сынам) света. Так вот что изображает божественный храм, хотя получившим от Бога силу созерцания можно видеть здесь еще большее.

<…>


33. Что изображает стихарь?

Стихарь представляет светлую одежду Ангелов, поелику часто облеченными светлою одеждою являлись Ангелы; так, явившийся на гробе (Спасителя) облечен был в белые ризы. Стихарь означает также чистоту и безукоризненность священнослужебного чина, за которую иерей и удостаивается такой благодати; означает и божественное озарение, которое подает верным диакон посредством евангелия и других чтений. Об этом он и свидетельствует, говоря при облачении (в него): Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и проч.

<…>


35. Что такое орарь?

Он представляет как бы крылья, ради невещественности и духовности ангельского чина.

<…>


37. Что означают источники (нашитые сверху тонкие полосы. – Прим. ред.) архиерейского стихаря?

Архиерейский стихарь имеет на себе нисходящие сверху так называемые источники, знаменующие благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему вышних дарований, чрез него на всех изливаемых. И между Ангелами не все принадлежат к одному и тому же чину; но и там есть учители и раздаятели просвещения для низших. Название же источников основано на словах Спасителя в евангелии: веруяй в мя, реки из чрева его истекут воды живы (Ин 7:38).


38. Что такое источники и скрижали на мантии?

То же выражает и архиерейская мантия, на которой находятся источники, имеющие вышесказанное значение, и скрижали (две квадратные нашивки из твердой ткани. – Прим. ред.) – во образ древней и новой благодати. Они и лежат поверх источников, и это означает, что учитель должен почерпать и предлагать учение из двух заветов. Вот что означает стихарь.


39. Что изображает епитрахиль?

Епитрахиль же знаменует совершительную и нисходящую свыше благодать Духа. Посему-то архиерей и священник, возлагая ее на выю, говорят: благословен Бог, изливаяй благодать на священники своя. Потому каждый архиерей и священник и употребляет ее при всяком священнослужении. Сверх того, епитрахиль показывает, что священник подначален Христу, должен совершать службы, взирая на Него, как Началосовершителя; внушает смиренно подклоняться игу Христа и с Ним творить Его дела, и ничего не делать без Него: поелику без Него и невозможно совершить ничего, так как вся тем быша и бывают.


40. Что такое пояс?

А пояс (изображает) служение за нас Спасителя, которое и здесь совершил Он, и в будущем обещал совершать ради нас. Препояшется, сказано, и посадит их, и пришед, послужит им (Лк 12:37). Он изображает также крепость и владычество Его силы, а еще и целомудрие. Кроме того, пояс, лежащий на чреслах, означает освящение тела вместе с душою, о чем свидетельствуют и слова (произносимые при опоясании): благословен Бог, припоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой.


41. Что – так называемый епигонатий?

Иерарх возлагает также, прикрепляя к поясу, и так называемый епигонатий, который означает и победу над смертью, и нетление нашего естества, и великую Божию силу над властью лукавого, явленную через безгрешное рождение Господа от

Девы, безгрешную жизнь Его и распятие, победу над породившим грех и воскресение, которым восставил Он падшего через грех Адама. Посему он имеет вид меча и привязывается при бедре, в знак того, что человек имеет силу и целомудрие. Об этом свидетельствуют и слова, произносимые при возложении его; ибо говорится: препояши меч твой по бедре твоей, сильне. То же показывают слова: облечеся Господь в силу и препоясася.


42. Что означают поручи?

А так называемые поручи изображают и всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус своими руками совершил священнодействие собственного тела и крови. Оттуда и присвоены каждой особые слова, произносимые при возложении: десница твоя, Господи, прославися в крепости; и руце твои сотвористе мя и создасте мя. Некоторые говорят, что поручи означают и те узы, в которых, по предательстве, Спаситель веден был к Пилату.


43. Что означает фелонь?

Священная же фелонь являет высочайшую и подаваемую свыше силу и озарение Духа: так как светлость горних чинов преимуществует у тех из них, которые выше; означает также всеобъемлющую, промыслительную, всезиждительную и благодетельную силу Божию, ради которой низошло до нас Слово и, воплотившись, претерпевши распятие и воскресши, горняя и дольняя соединило Собою и в Себе. Поэтому она прекрасно изображает и ту багряницу (царская одежда), которою в поругание облечен был Спаситель; почему и имеет вид багряницы, потому что она не имеет так называемых рукавов, составляя одежду, обнимающую со всех сторон. Но всего яснее изображает это надеваемый высшими архиереями так называемый саккос. И прочие архиереи облачаются фелонью со многими крестами, отчего она и называется полиставрием (многокрестною); а это ясно показывает, что она изображает страдания Спасителя и представляет Того, который крестными страданиями совершил истинную правду, даровал нам избавление от власти мучителя и спас всех. Потому, при облачении в фелонь, говорится: священницы твои облекутся в правду и преподобнии твои радостию возрадуются. Ибо, поистине, оправдание чрез крест даровало нам радость. Таковы одежды, которые надевает диакон и священник, за исключением епигонатия, и таково значение их, сколько мы могли узнать.


44. Что означает омофор и для чего он из волны (шерсти. – Прим. ред.)?

Иерарх вместе с епигонатием и прочими одеждами (так как он имеет и благодать всех прочих, и особенную архиерейскую силу), облачается также и в священный омофор, который, будучи из волны, спереди и сзади вокруг облегает плечи. Он ясно изображает самое нас ради бывшее воплощение и вочеловечение Слова от Девы, почему и устрояется из волны, так как изображает заблудшее овча, которое Спаситель восприял на рамена (плечи. – Прим. ред) свои, т. е. естество наше; и так как Христос, нисшедши к нам, воплотился и Сам на земле был Агнцем, заколенным за нас. Эту мысль подтверждают слова, произносимые при возложении его на плечи; так как при этом архиерей говорит: на рамо взял еси, Христе, заблудшее естество, вознесся, Богу и Отцу принесл еси. Так вот что о священных одеждах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Книги похожие на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копировский

Александр Копировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.