» » » Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия


Авторские права

Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89100-138-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



В хрестоматию включены фрагменты текстов Священного писания Ветхого и Нового Заветов, писаний отцов церкви, постановлений церковных соборов, посланий священнослужителей, исследований богословов, историков искусства, философов, филологов, размышлений иконописцев и художников, а также отрывки отдельных художественных произведений. Тексты расположены в соответствии с разделами курса «Церковная архитектура и изобразительное искусство», который читается в СФИ.






<…>


106. О том, что предложение и принадлежности его изображают Вифлеем и то, что было при рождении Спасителя нашего и при поклонении волхвов.

Здесь же и то место, на котором первоначально совершается проскомидия, напоминающее ясли, и притом вблизи жертвенника: потому что вблизи от Иерусалима и гроба Господня – Вифлеем, где первоначально вместилось воплотившееся ради нас Слово Божие, родившееся от Девы Святой (потому и агнец вынимается из чистой просфоры), а над Собою явившее звезду, которую здесь изображает звездица, – повитое пеленами, которые изображаются покровами, и принявшее троякие дары, вместо коих (здесь) три следующие, принесенные Ему, дара: вместо злата – священные сосуды, вместо смирны – одежды покровов и так называемый воздух, означающий плащаницу, склеившуюся со смирною, вместо ливана – фимиам, а вместо поклонения и славословия от пастырей и волхвов – молитвы и славословия иереев и народа. Вот какое значение утварь в предложении имеет по отношению к Вифлеему! <…>


108. Что (означают) многосвечники, двенадцатисвечники, и трисвечники, и прочие (светильники), возжигаемые в церкви?

… В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников 2 изображает твердь и круги планет. Кроме того, и другие вешаются сосуды со свечами: одни во образ древнего огненного столпа – в виде столпа и прямые, другие во образ купины, иные во образ колесницы, восхитившей Илию, – колесообразные; одни трисвечные в честь Троицы, каковы трикирии, другие семисвечные по числу даров (Св. Духа), иные двенадцатисвечные в честь апостольского лика, посреди коих ставится одна высшая свеча во образ великого света – Иисуса. Бывают еще дикирии, знаменующие два естества Его, и светильники односвечные, знаменующие единство Троицы, или указующие на одного какого-либо Святого, пред которым они повешены. Ибо и каждый из Святых есть свет по причастию (света Христова) и душа его есть как бы живая сияющая свеча. Твердость же и благолепие храма, и чистота помоста означают красоту, чистоту и благолепие

Святых, также красоту рая, потому что божественный храм, как мы сказали, изображает и рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары, заключая в себя не простое древо жизни, но самую Жизнь, священнодействуемую и раздаваемую.

<…>


109. Для чего в храме священные одежды и завесы, и разнообразные украшения, и различные благоухания?

Драгоценные завесы во храме (употребляются) потому, что Бог в лепоту облечеся (Пс 92:1), – во образ величия и славы Божьей. Разнообразные украшения – потому, что Ему принадлежит слава, у Него велелепие и красота, и великое богатство дарований. Благовония и мира бывает исполнено место сие соответственно слову Писания: воня мира твоего паче всех аромат, и смирна и стакти и касиа от риз твоих (Пс 44:9). Одеяния же (ризы) Христовы суть живущие по духу Его. Посему вместе с благовонными и драгоценными вещами надобно приносить Ему души и тела чистые и благоухающие, т. к. в высшем смысле храм Божий – мы сами, – тело и члены Христовы, как говорит Павел (1 Кор 6:32), и ради нас сии вещи чувственные, которые изображают нас. Ибо мы существа духовные и вместе чувственные, что и изображают принадлежности алтаря и внешние украшения его, (указывая) также и на спасителя нашего, соделавшегося ради нас двойственным, Бога сущего и истинного, сделавшегося человеком истинным и действительным, не преставая однако же быть и Богом.

<…>


122. Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных?

Притворы называются так потому, что они суть преддверия храмов, а места оглашенных потому, что в них стоят оглашенные. Они устроены для того, чтобы и сии последние участвовали, по крайней мере, в слушании и зрении предметов божественных, исповедовали веру устами и языком, и воспевали глаголы благочестия. Но они не имеют общения с верными ни в стоянии, ни в молитве; ибо не присоединены и еще отделены (от Церкви). Если же они недостойны стояния и молитвы вместе с верными во время литургии, то тем более недостойны приобщения страшных таинств. Посему мы и сказали, что притворы и места для оглашенных изображают только землю, так как стоящие в них живут на земле еще подобно бессловесным животным – одни, т. е. некрещеные, как не родившиеся в жизнь (духовную), а другие, т. е. отрекшиеся и падшие, как не жившие по слову Божию, и живут на земле как бы неверными и изгнанными из рая.

<…>


140. Что означает поднятие рукоположенного и одеяние в священные одежды?

Подняв рукоположенного от священного престола, иерарх выражает, что от низшего и смиреннейшего чина он возвел его на высший, и лежавшего долу и уничиженного восстановил и возвысил. Потом возлагает на него и одежды, соответствующие степени. И во-первых, еще прежде рукоположения повелев распустить пояс стихаря и отложить полотенце с рукомойником, он показывает, что рукополагаемый восходит из низшего чина в высший и принимает служение уже не вещественное, но отрешенное от вещества: ибо поставляется не врата затворять, не свечи возжигать и не оглашенных выводить вон, но служить при таинствах, пред которыми и Ангелы трепещут.


141. Что значит орарь, и для чего дьякон возлагает его на левое плечо?

И дьяконы препоясуются орарями, но только во время приобщения, в знак сокрушения, благоговения и смирения. Посему на рукоположенного, как получившего ангельский чин, возлагается орарь, который означает духовное существо Ангелов и, повешенный на плечах, представляет как бы крылья; – на нем бывает написана и трисвятая песнь Ангелов. Архиерей знаменует орарь, а он целует его и руку архиерея, в знак того, что с любовью принимает дар и чтит его, равно и дающего его, как благодетеля. Возлагает орарь на левое плечо дьякона: потому что дьякон принадлежит еще к меньшему и низшему чину и есть служитель одного только дела – служения при священнодействии. Когда же будет поставлен во пресвитера, тогда и на правое плечо получит его, как получивший (благодать) служить и совершать таинства.


142. Почему орарь так называется? И о шестокрылатых (Серафимах), и о том, что дьяконы, облекающиеся орарем, им уподобляются.

Орарь называется так потому, что он украшает его (дьякона) благодатью и облекает велелепием славы Божией: ибо им, как бы крылами, он закрывается, украшаясь вместе с тем благочестием и добродетелью, особенно же когда участвует в приобщении, подражая тем Серафимам, которые, будучи шестокрылатыми, как сказано в Писании, двумя крылами закрывают лица свои, двумя ноги, а двумя летают, восклицая: свят, свят, свят. Впрочем, шестокрылия на ораре могут еще изображать Распятого: ибо верхние и нижние крылья суть как бы прямое древо креста, а боковые крылья – косвенное. Дьяконам, которые изображают Серафимов, дается от архиерея и рипида; она знаменует крылья Ангелов и самих Херувимов и Серафимов, потому что на ней и Серафимы бывают изображены, во образ тех, кои были во время закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если (Ангелы) были тогда, когда была тень, то тем более им следует быть здесь, при открытой истине. И действительно, здесь присутствует множество Ангелов, как многие из Отцов наших и видали их, наполняющих храм (Божий). И сами служители священного алтаря имеют на себе чин ангельский. Притом, не надобно отвергать и образов вещей божественных, так как они руководствуют к первообразам.

<…>


148. Для чего пресвитер приемлет на шею свою орарь, т. е. епитрахиль?

Потом (архиерей) переносит орарь с левого плеча (священника) на правое, заднюю часть передвигая наперед и таким образом поставляя рукополагаемого как бы под ярмо. Ибо и из этого символа он должен разуметь, какую получил благодать, т. е., что прежде на нем лежала обязанность совершать одно только дело – служения при таинствах, теперь же он призывается к совершению таинств и ко священству во всей полноте его; таким образом возлагается на него большее иго, и он обязывается служить и пещись о всем деле (священства). Потому он вторично опоясуется, как призванный к высшему делу.


149. Что означает фелонь?

Потом одевается в фелонь, который есть одежда белая, без рукавов, покрывающая все тело. Она бывает белая в знак чистоты, святости и сияния славы божественной: потому что Бог есть свет и одевается светом, яко ризою, и Ангелы часто являлись одетыми в белую одежду. Фелонь не имеет рукавов, потому что изображает вретище, в которое был облечен Спаситель, когда был поругаем. Фелонь покрывает все тело, от главы даже до ног, в знак всевышнего Промысла Божия, содержащего и сохраняющего нас. Она поднимается во время священнодействия с боков руками, которые служат как бы крыльями в сем служении, достойном Ангелов, и, являясь из-под фелоня, выражают действие и силу Божию, коими иерей совершает (таинства). Таким образом, в первый раз иерарх провозглашает его (иереем) тогда, когда берет с левого плеча заднюю часть ораря и перелагает на правое, так что оба конца являются напереди, от чего тогда и происходит так называемая епитрахиль. Она означает благодать, нисходящую свыше от главы, как говорит Давид: яко миро на главе, сходящее на ометы одежды (Пс 132:2); также – благое иго священства Христова; а некоторые говорят, что она знаменует влечение


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Книги похожие на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копировский

Александр Копировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.