» » » Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия


Авторские права

Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89100-138-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



В хрестоматию включены фрагменты текстов Священного писания Ветхого и Нового Заветов, писаний отцов церкви, постановлений церковных соборов, посланий священнослужителей, исследований богословов, историков искусства, философов, филологов, размышлений иконописцев и художников, а также отрывки отдельных художественных произведений. Тексты расположены в соответствии с разделами курса «Церковная архитектура и изобразительное искусство», который читается в СФИ.






65. Кого изображает собою архиерей и кого служащие с ним?

…Находящиеся в алтаре священники являют собою первые небесные чины. Архиерей же – Господа, а находящиеся с ним – Ангелов, послуживших при тайне божественного воплощения, и богопроводников Апостолов.


66. Что знаменует святой алтарь, и что – священная трапеза?

Алтарь образует собою святое святых, сущее превыше небес, и небо. Священная трапеза – престол Божий, место воскресения Христова, честный гроб. Храм – вместе и небесные (обители), и рай. А крайние части храма и притворы знаменуют сотворенную ради нас землю и то, что на земле. Сошествие архиерея как бы на запад в архиерейском облачении знаменует низшествие воплотившегося Господа вместе со святыми Ангелами на землю и даже до дольнейших стран земли, до ада, – низложение князя тьмы и разрешение (освобождение. – Прим. ред) душ, содержимых там от века. <…> Иереи, вышедши с благочинием из алтаря, изображают первые божественные ангельские чины и, шествуя к архиерею, выражают радость о Христе, ради Его победы, совершенной крестом, воскресением и вознесением, и указуют на (ожидаемое) после всего этого пришествие Его.

<…>


96. Что образует храм и находящееся в нем?

<…> Храм есть дом Божий, хотя и устрояется из неодушевленных веществ: ибо освящается он божественною благодатию и священнодейственными молитвами.

<…>


99. О том, что храм образует единого в Троице Бога.

Храм, как дом Божий, изображает собою весь мир, потому что Бог везде и выше всего, и, знаменуя это, разделяется на три части, потому что и Бог – Троица. То же изображали и разделенная на три части скиния, и Соломонов храм, как говорит Павел. И там были святое святых, святилище и святое людское; ибо тень прообразовала истину. Здесь священнейший алтарь служит образом пренебесных и горних (обителей), где, говорят, находится и престол невещественного Бога, т. е. место Его упокоения; его изображает трапеза, и здесь, как и там, находятся небесные чины и вместе с ними священники, заступающие их место; иерарх же образует Христа. Храм образует этот видимый мир; верхние части его – видимое небо, нижние – то, что находится на земле и самый рай; внешние же части – самые низшие части земли и одну только землю, по отношению к живущим неразумно и не знающим ничего высшего. Но об этом скажем яснее впоследствии. Святейший алтарь принимает в себя иерарха, который образует Богочеловека Иисуса и обладает Его силою. Прочие освященные лица образуют Апостолов, и преимущественно самих Архангелов и Ангелов, каждый соответственно своей степени. Говорю, что архиереи и священники образуют вместе с Ангелами и Апостолов: потому это, что одна Церковь горе и долу, с тех пор, как Бог нисшел к нам, явился подобным нам и совершил ради нас дело нашего спасения; одно и то же священнодействие Господа, общение с Ним и созерцание Его совершается теперь как горе, так и долу. Различие только в том, что там все совершается без завес и символов, а здесь чрез символы: потому что мы облечены этою дебелою и тленною плотью. Но вместе с Ангелами находятся на небесах и души Святых, вместе с ними призирают на нас, пекутся о нас с богоподражательной попечительностью и суть наши стражи; вместе с Ангелами души Святых пребывают и в святых храмах. Итак, внутрь алтаря, образующего, как мы сказали, духовное и пренебесное, входит только архиерей с лицами освященными; и то, что находится в алтаре, образует пренебесное. Так священнейшее сопрестолие образует вознесение Иисуса и сидение

Его с плотью одесную Отца превыше всякого начальства, и власти, и силы. Посему и ступени его знаменуют степень и восхождение каждого из Ангелов и Святых: потому что и у Ангелов и Святых есть соответственные степени и чины, и наша иерархия, по словам Дионисия, имеет их, как подражание небесной иерархии.


100. Что знаменует трапез а (стол, здесь: престол. – Прим. ред.) и находящееся на ней, и о том, что все – Христос?

Далее, страшная трапеза посреди святилища являет гроб Христов и таинство страдания, в котором совершена всемирная и живая жертва; здесь Спаситель и почивает как Бог, и закалается как человек, и потому предлежит здесь посреди всех, и созерцается своими Ему, и вкушается.

<…>


101. Что значит трапеза и поддерживающие ее четыре столба?

Трапеза бывает четырехсторонняя, потому что от нее напитаны и питаются все концы земли; она также делается возвышенной, напоминающей высоту небесную, по причине высокого и пренебесного таинства, превысшего всей земли. Она поддерживается столбами, потому что возвышается от земли и имеет на земле столпы, закланные за нее и твердо поддерживающие ее, – Пророков и Апостолов. Иногда этих столбов много, потому что много и Пророков и Апостолов; иногда один, называемый тростью, в образе одного, превосходящего всех, Иисуса, который тростью биен был по главе и принял тростниковый жезл, сокрушая главы змей и пиша (тростниковый жезл уподобляется письменному прибору, мы бы сказали – перу, им Христос как бы пишет. – Прим. ред) наше спасение. Под нею ковчег служит вместо гроба, и в нем полагаются мощи убиенных за Христа: потому что здесь воистину гроб и место погребения Христова. Состраждущие Ему спогребаются здесь с Ним и сорадуются Закалаемому, как и впоследствии, совоскреснув вместе с Ним, спрославятся. Завеса устрояется в честь дражайшего и многоценного Иисуса, и во образ небесной скинии. Она поддерживается четырьмя столбами, потому что собрание (верующих), питающихся от трапезы, составилось от всех концов земли и созвано четырьмя Евангелиями и их проповедниками. Посему и на четырех углах непокрытой еще трапезы полагаются части ткани с именами Евангелистов: потому что от земли также и те, которые написали Евангелия и поведали небесное. Далее, срачиц а служит во образ плащаницы, бывшей при погребении Спасителя, а трапезофор (индит ия, покров на стол. – Прим. ред.), – так как здесь место и жертвенник Божий, – во образ одежды божественной славы и в честь Носившего плоть и Одевавшегося в хитон, который вместе просиял с Ним во время Его прославления и края которого исцеляли больных. На них полагается илитон, во образ находившегося на главе Спасителя убруса, который отдельно свернут был в одном месте. Поверх же их – Евангелие, во образ самой проповеди, или лучше, самого Проповеданного, дабы ясно созерцаемо было все, как сам Господь, так и дела Его, – как и действительно Он созерцается закланным и предлежащим в тайнах. Посему за жертвенником по восточную его сторону стоит и благословенное орудие жертвы – божественный крест. Он бывает четверочастный, ради Пригвожденного на нем, сотворившего и содержащего небесное и земное, и все, соединившего небесное с земным, нисшедшего с неба на землю и с земли вознесшегося на небо, все в Себе соединившего и сопризвавшего концы земли, высотою Божества и уничижением воплощения все к Себе привлекшего и, наконец, высотою славы, глубиною нищеты и уничижения, и широтою милости и любви воссоздавшего нас, воззвавшего из ада и из земных соделавшего небесными: вот что знаменует крест.

<…>


103. Что такое горнее место и его ступени?

Горнее место, как сказано, означает превышенебесное седалище Иисусово, а ступени при нем – чин и степени каждого из иерархов и иереев; потому здесь и не позволяется сидеть никому другому, ни даже самим дьяконам: ибо им назначено другое место, которое оттого и названо дьяконник, где и следует им сидеть. А иподьяконам и чтецам – место вне алтаря, вокруг возвышения, которое и называется возвышением чтецов.


104. Что означают столбики, верхний космит (архитрав, горизонтальная балка. – Прим. ред.) и окружающее его?

Столбики (в иконостасе) означают отделение чувственного от духовного и суть как бы твердь, разделяющая духовное с чувственным; а то, что они (находятся) около жертвенника Иисуса Христа, значит, что есть столпы в Церкви Его, проповедующие Его и нас утверждающие. Посему поверх столбиков находится космит (фриз с карнизом), который означает союз любви и единение во Христе Святых, сущих на земле, с горними. Оттого поверх космита, посередине между святыми иконами, бывает (изображен) Спаситель, а по ту и другую сторону – Матерь Его и Креститель, Ангелы и Апостолы, и прочие Святые, так что все это внушает и пребывание Христа со Святыми своими на небесах, и присутствие Его ныне с нами, и то, что Он имеет опять прийти. А что алтарь в особенности изображает гроб Христов, это показывают те же столбики. Святой престол есть гроб, а алтарь – как бы гробница, окружающая, т. е. гроб; посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от двери гробницы, и возвышается в знамение высоты проповеди (христианской), или того, что Ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя. Потому-то и иереи с дьяконами, изображая Ангелов, на амвоне возвещают Евангелие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Книги похожие на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копировский

Александр Копировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.