» » » Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию


Авторские права

Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию

Здесь можно купить и скачать "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент Аверсэв15622a2b-986f-11e7-8179-0cc47a520474, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию
Рейтинг:
Название:
Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-985-533-719-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Описание и краткое содержание "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать бесплатно онлайн.



Пособие содержит теоретический материал и тестовые задания по обществоведению в соответствии с программой вступительных испытаний в учреждения высшего образования.

Адресуется абитуриентам для подготовки к централизованному тестированию, а также учащимся, участвующим в олимпиадах, учителям, преподающим обществоведение, и всем тем, кто интересуется вопросами жизни современного общества.






Люди включены в социальную структуру через малые и большие социальные группы, общности, к которым принадлежат. Это прежде всего классы и слои, сословия, социально-демографические группы, жители городов и деревень, представители умственного и физического труда, национальные общности. Имеется большое разнообразие более мелких групп: трудовые коллективы, спортивные команды, группы друзей и т. д., также характеризующих социальную структуру.

Социальная дифференциация. Дифференциация означает различие, разделение целого на части. В обществе невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы, внешне очень похожие, могут иметь разные характеры, манеры, взгляды на жизнь. Мы делим людей на мужчин и женщин, молодых и пожилых, богатых и бедных, католиков и православных, обращаем внимание на цвет кожи, уровень образования, национальность, состояние здоровья и т. д. Это индивидуальные признаки и особенности, однако в масштабах общества они могут приобретать социальное значение, когда определяют характер групп, к которым принадлежит человек, или ролей, которые он исполняет. Таким образом, «социальная дифференциация – это разделение людей в обществе на группы, занимающие разное социальное положение» [3, с. 10]. Внутри группы социальное положение может быть равноправным, например школьный класс, спортивная команда. Социальная дифференциация может вызывать имущественное, статусное неравенство, когда определенные социальные различия между людьми (группами) приобретают характер иерархии (расположения элементов от низшего к высшему).

В обществе особое внимание уделяется доходам и благосостоянию, владению собственностью, уровню и качеству образования, участию в управленческой деятельности и политической власти, уровню социального престижа. В социальных науках неравенство рассматривается как объективный факт общественного бытия. Тем не менее отношение людей к этому вопросу неоднозначно, так как социальное неравенство тесно связано с проблемой социальной справедливости, доступа к имеющимся ресурсам, равенства возможностей достигнуть желаемых целей (равенства шансов). Не случайно большинство социальных конфликтов, даже революций, на протяжении всей истории человечества возникало по поводу неравенства. Важнейшими генераторами социального неравенства, напомним, являются уровень благосостояния, власть и престиж.

Благосостояние означает обладание материальными благами, которые необходимы прежде всего для удовлетворения жизненных потребностей любого человека (пища, одежда, жилье и т. д.). С развитием общества эти блага обретают разнообразные культурные интерпретации, становятся социальными ценностями и могут уже не служить удовлетворению первичных потребностей, а превращаться в самоцель (например, шопинг, статусное потребление). Однако материальные ресурсы общества ограничены, а уровень потребностей постоянно возрастает. Обладание материальными благами может содействовать достижению других общественных ценностей, в том числе власти над теми, кто лишен этих благ, но нуждается в них.

Власть можно определить как возможность и способность осуществлять свою волю в достижении целей, оказывая воздействие на других людей независимо от их согласия. Власть позволяет распоряжаться ресурсами общества, устанавливать правила и нормы поведения, получать доступ к редким и высоко ценимым в обществе благам.

Социальный престиж – это авторитет, уважение, слава, признание значимости кого-либо на основе определенной системы ценностей. Люди придают большое значение социальному престижу как общественной оценке их усилий, способностей и талантов. С другой стороны, слава и известность позволяют получить более широкий доступ и к материальным благам, и к власти.

Социальные группы. Живя в обществе, человек постоянно вступает во взаимодействия с другими людьми, в том числе с целью повышения эффективности собственных действий. Людей объединяют в группы по самым разнообразным признакам: схожая деятельность, экономические, демографические и другие характеристики. Однако не всякое такое объединение можно назвать социальной группой.

«Социальные группы – это общности людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения и взаимоотношений» [3, с. 11]. Эти характеристики отличают социальные группы от агрегаций, означающих временное сообщество людей (например, зрители спектакля). Американский социолог Р. Мертон обозначает социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В обществе существует большое разнообразие социальных групп.

По степени оформленности отношений различают формальные и неформальные группы. В первых нормы поведения закреплены чаще всего в письменном виде: законами, уставами и т. д.; к ним можно отнести, например, трудовые коллективы. В группах второго типа социальные взаимосвязи основываются только на моральных принципах, симпатиях (например, компания друзей).

Важную роль играет осознание принадлежности к группе. Каждый человек определяет какое-то множество людей, к которым относит себя самого, идентифицируется с ними. Такие группы называют ингруппами («мои друзья», «мой класс»). Остальные будут для него аутгруппами («чужие», «другие»).

В группах могут существовать разные типы взаимоотношений. В первичных группах поддерживаются устойчивые, непосредственные, эмоционально окрашенные контакты. Такие группы, как правило, немногочисленны и «первичны» в том смысле, что именно в них человек получает первоначальный социальный опыт (например, семья). Во вторичных группах взаимодействие обусловлено стремлением к удовлетворению определенных интересов, но тесные межличностные, эмоциональные отношения могут отсутствовать. Индивидуальные особенности большого значения здесь не имеют, больше ценится умение выполнять определенные функции (например, армейское подразделение).

Социальные группы отличаются своими размерами. Малые группы состоят из нескольких человек, как правило, не более 15, поэтому между ними устанавливаются непосредственные, часто постоянные контакты, симпатии или антипатии, вырабатываются внутригрупповые специфические ценности и нормы. Большие группы могут насчитывать неограниченное число участников без обязательных непосредственных контактов, имеющих, однако, общую цель для совместных действий в обществе, отстаивания своих интересов (например, предприниматели, наемные работники).

Группа характеризуется групповой динамикой, т. е. различными взаимодействиями членов между собой и с окружающей средой, в том числе с другими группами. В групповой динамике находят свое отражение лидерство, коммуникации, особенности процесса принятия решения.

Классы. Неравенство в обществе связывают с понятием социального класса. Широко известно определение, предложенное с позиций марксистской социальной теории В. И. Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Следуя данному подходу, в разные исторические периоды можно выделить в качестве социальных классов рабовладельцев и рабов, феодалов и феодально зависимых крестьян, буржуазию и пролетариат. Различия между ними заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, роли в общественной организации труда, а также способе и уровне получаемых доходов.

Наряду с экономическим аспектом социального неравенства, на который указал К. Маркс, немецкий социолог М. Вебер называет такие критерии, как власть и престиж. Типологию классов по Веберу можно представить следующим образом:

1) рабочий класс – лишенный собственности, живущий наемным трудом;

2) класс мелких предпринимателей и торговцев;

3) «белые воротнички»: интеллигенция и технические специалисты;

4) администраторы и менеджеры;

5) класс собственников, живущих на ренту, и предпринимателей.

Исходя из этой точки зрения, классом можно назвать большую социальную группу, находящуюся в неравных условиях по отношению к другим группам, отличающуюся от них возможностями доступа к экономическим ресурсам и средствам производства, власти и престижному положению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Книги похожие на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Гирина

Валентина Гирина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Отзывы читателей о книге "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.