» » » Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию


Авторские права

Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию

Здесь можно купить и скачать "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент Аверсэв15622a2b-986f-11e7-8179-0cc47a520474, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию
Рейтинг:
Название:
Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-985-533-719-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Описание и краткое содержание "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать бесплатно онлайн.



Пособие содержит теоретический материал и тестовые задания по обществоведению в соответствии с программой вступительных испытаний в учреждения высшего образования.

Адресуется абитуриентам для подготовки к централизованному тестированию, а также учащимся, участвующим в олимпиадах, учителям, преподающим обществоведение, и всем тем, кто интересуется вопросами жизни современного общества.






Определяющее значение может иметь установившийся социально-психологический климат в коллективе. Он регулируется осознанием общих целей и задач, моральных ценностей, а также эмоциональной окраской связей членов коллектива, возникающей на основе симпатии, совпадения интересов и склонностей.

В большинстве коллективов, наряду с имеющимися формальными отношениями «руководитель – подчиненный», могут существовать и неформальные позиции, например неформальный лидер, генератор идей, критик, исполнитель, энтузиаст, искатель выгоды и др.

2.2. Социальные действия, отношения и институты

Социальное действие. Основной единицей деятельности являются действия. Некоторые из совершаемых нами действий никого не касаются, кроме нас самих, но большинство в той или иной степени затрагивают и других людей, могут вызывать их ответные действия. Поступки и действия учителя, политика, журналиста ориентированы на реакцию соответственно учеников, избирателей, зрителей, поэтому они являются социальными. К социальным действиям относят все те поступки, действия людей, которые более или менее осознаются ими и в основном понятны другим людям, ориентированы на них.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социальное действие должно отвечать двум условиям: во-первых, оно осознанно, преднамеренно, имеет субъективный смысл; во-вторых, ориентировано на других. Американский социолог Т. Парсонс выделяет следующие признаки социального действия: зависимость от общепринятых ценностей и норм, наличие механизмов регуляции, с одной стороны; с другой – связь с волей, желанием субъекта, что обеспечивает некоторую свободу личности от окружающей среды.

Обязательными компонентами социального действия являются его субъект и объект. Субъект – это тот, кто действует, индивид или социальная группа как носитель целенаправленной активности. Объект – то, на что направлено действие, например, какой-то человек, предмет, явление, процесс. Социальное действие имеет стимул (лат. stimulus – остроконечная палка, которой подгоняли животных) – побуждение к действию, какой-то раздражитель, вызывающий реакцию. В качестве стимулов можно назвать поощрения и наказания за определенные действия. Мотив – осознанные цели действия индивида, связанные со стремлением удовлетворить определенные потребности. Внешние побудители (стимулы) могут стать внутренними (мотивами), если они будут осознаваться как собственные потребности.

Социальные отношения. Основу социальной жизни составляют взаимодействия между людьми, так как члены общества зависят друг от друга в удовлетворении своих потребностей, достижении поставленных целей. Человек не только совершает определенные социальные действия, но и понимает значение действий других, что и позволяет им взаимодействовать. Это наглядно видно в любой командной игре, когда, стремясь к победе, игроки должны, например, не просто завладеть мячом и забросить его в ворота или корзину, а постоянно координировать свои действия друг с другом для того, чтобы, действуя по определенным правилам, сделать это максимально быстро и рационально. Таким образом, социальные взаимодействия – это взаимно ориентированный обмен действиями.

В обществе многие взаимодействия становятся повторяющимися, регулярными, выполняемыми по определенным образцам. В таких случаях говорят о социальных отношениях. Под социальными отношениями понимают такие устойчивые взаимодействия между отдельными людьми или группами, которые осознанны, понятны их участникам и характеризуются их соответствующим поведением. Социальные отношения легко представить, например, через такие взаимодействия: кондуктор – пассажир, библиотекарь – читатель, артист – зритель и т. д. Эти люди взаимодействуют не спонтанно, а как бы по предписанному сценарию.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны. Они могут иметь уравновешенный или конфликтный характер. На микроуровне у индивида с одними людьми складываются теплые, дружеские отношения, с другими – официальные, эмоционально нейтральные, а с некоторыми – неприязненные, враждебные. Аналогичные отношения могут складываться между социальными группами. Отношения в обществе между его членами и группами могут также иметь политический, экономический, социокультурный, правовой, религиозный и другие аспекты.

Социальные отношения имеют устойчивый характер во многом благодаря ценностям, которых люди хотят достичь и на которые ориентируются. Особенно это проявляется у членов каких-либо групп. Важное значение играет занимаемый социальный статус, в соответствии с которым выполняются определенные роли, могут складываться отношения, в том числе господства и подчинения.

Но в социальных отношениях нормы и образцы поведения еще не являются общезначимыми и строго обязательными. Они тесно связаны с личностными качествами их участников и характером сложившихся между ними взаимоотношений. Замена одного из участников, например тренера спортивной команды, может сказаться на всей системе отношений в ней, так как многое здесь строилось на взаимных симпатиях и привязанностях, доверии, привычке к определенным методикам тренировок и т. д. В обществе существуют и более устойчивые формы социальных взаимодействий.

Социальные институты. Общество представляет собой огромное множество людей и связей между ними. Нетрудно заметить устойчивость в их взаимосвязях, упорядоченность в действиях по удовлетворению возникающих потребностей. Это происходит благодаря социальным институтам. Слово «институт» происходит от латинского institutum – установление, устройство, т. е. его значение противоположно беспорядку, нестабильности, неорганизованности.

Социальные институты можно назвать великим социальным изобретением людей. Они представляют относительно устойчивый набор норм, ценностей, статусов и ролей, сосредоточенный вокруг какой-либо общественной потребности. Например, институт семьи ориентирован на биологическое и социальное воспроизводство человека; институты культуры (музеи, театры, библиотеки и т. д.) – на удовлетворение потребностей духовного развития; экономические институты – на удовлетворение материальных потребностей; институты политики и права – на управление обществом, обеспечение безопасности и социального порядка; институты образования – на социализацию, передачу знаний, опыта, накопленного предыдущими поколениями, подготовку кадров; религиозные институты – на помощь человеку в решении духовных проблем, поиске смысла жизни и др.

«Социальный институт – это система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей» [3, с. 21]. Социальные институты являются основой социальной структуры. Они тесно взаимосвязаны с каждодневными действиями членов общества. Основные черты социальных институтов таковы:

• каждый социальный институт имеет цель и определенную сферу своей деятельности;

• в рамках социальных институтов люди действуют не как конкретные личности, а как носители определенных статусов и функций;

• функции, права и обязанности в рамках социальных институтов четко обозначены и обязательны для исполнения участников;

• взаимодействия в социальных институтах характеризуются устойчивостью, прочностью, постоянством;

• многие социальные институты нуждаются в специально обученных кадрах;

• социальные институты оформляются в учреждения, организации.

Процесс образования социальных институтов называется институционализацией. Современному человеку даже сложно представить, что когда-то не было, например, государства, банков, учреждений торговли, здравоохранения, школьных учреждений, даже привычной нам семьи. На определенных этапах истории разрозненные взаимодействия людей по удовлетворению своих потребностей принимают устойчивые формы организации совместной деятельности. Процесс институционализации протекает непрерывно. Например, в наши дни предпринимаются попытки упорядочить деятельность Интернета. Этот мощный источник информации и социальной коммуникации получил повсеместное распространение и наряду с конструктивными функциями может способствовать нарушению авторских прав, содержит порой информацию антисоциальной направленности.

Социальные институты сложно классифицировать из-за большого разнообразия, но чаще их разделяют на формальные и неформальные. В формальных работа построена на строгих, часто юридически закрепленных нормах, правилах, инструкциях. Например, обучение в наших школах проходит по утвержденным в Министерстве образования Республики Беларусь учебным программам, уроки проводятся по расписанию. В неформальных институтах такая жесткая регламентация отсутствует, в них руководствуются обычаями, традициями, социальными нормами. Таково, например, соседство: никто не обязывает людей, живущих рядом, поддерживать хорошие отношения, помогать друг другу, но в обществе так заведено, и это помогает решать общие проблемы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Книги похожие на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Гирина

Валентина Гирина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Отзывы читателей о книге "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.