» » » Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию


Авторские права

Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию

Здесь можно купить и скачать "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент Аверсэв15622a2b-986f-11e7-8179-0cc47a520474, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию
Рейтинг:
Название:
Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-985-533-719-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Описание и краткое содержание "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать бесплатно онлайн.



Пособие содержит теоретический материал и тестовые задания по обществоведению в соответствии с программой вступительных испытаний в учреждения высшего образования.

Адресуется абитуриентам для подготовки к централизованному тестированию, а также учащимся, участвующим в олимпиадах, учителям, преподающим обществоведение, и всем тем, кто интересуется вопросами жизни современного общества.






Однако возможности субъективного произвола людей не следует преувеличивать. В каждой конкретной ситуации существуют границы, пределы человеческих возможностей, связанные с природными условиями, с состоянием производственного потенциала и т. д. Попытки игнорировать эти объективные условия человеческой деятельности приводят к катастрофическим провалам. Поскольку жизнь людей протекает в определенных объективных условиях, их деятельность объективно подчиняется определенным правилам, законам, которые нужно выявлять и учитывать.

Законы общественной жизни – это объективные устойчивые связи, характеризующие ее упорядоченность и тенденции развития. Знать и учитывать эти закономерные связи необходимо для того, чтобы деятельность людей была успешной. Познание общественной жизни выступает условием ее преобразования.

Науки, изучающие общество, используют огромное разнообразие методов исследования: наблюдение, анализ, синтез, изучение документов, эксперимент, сбор статистических данных, метод опроса и т. д.

Основные сферы жизни общества. Общество – сложная система коллективного бытия людей. Являясь целостным социальным организмом, оно в то же время подразделяется на отдельные, отличные друг от друга подсистемы, или сферы, каждая из которых реализует свой круг задач. В каждой такой сфере люди заняты определенными видами деятельности, значимой не только лично для них, но и для всего общества. В этом смысле основные сферы общественной жизни выступают как важнейшие формы взаимосвязи человека и общества. Различаются эти сферы тем, какую деятельность выполняют в них люди, в какие общественные отношения они здесь вступают, какую роль играют, какими знаниями и ценностями руководствуются и т. д.

Принято выделять: экономическую сферу, предназначение которой – производство и распределение материальных благ; духовную, осуществляющую реализацию духовных потребностей и интересов людей, развитие общественного сознания; социальную, охватывающую взаимодействие слоев, классов и групп, отвечающую за благосостояние населения; политико-правовую, задача которой – общее руководство и управление в обществе и государстве, соблюдение законов, выражающую многообразие политических интересов и обеспечивающую правовое регулирование общественной жизни.

Экономика обеспечивает материальную основу жизнедеятельности людей. Экономическая сторона жизни страны представляет собой сложный многоотраслевой хозяйственный комплекс. Она охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных ценностей, выступающих в виде промышленных и продовольственных товаров, предметов быта, жилья и т. д., разнообразных услуг. Производя и потребляя нужные для жизни ценности и блага, люди вступают в определенные экономические отношения, составляющие экономическую структуру общества.

Политико-правовая сфера охватывает деятельность по регулированию отношений между государствами, классами, нациями, социальными группами. Основное содержание политической деятельности сводится к завоеванию, удержанию и осуществлению власти через систему государственных, правовых и идеологических структур. Политика государства призвана обеспечивать общественный порядок, защиту границ страны и ее территориальной целостности, урегулирование социальных конфликтов, рациональное выстраивание отношений между центральными органами управления и местными властными структурами, распределение финансовых ресурсов и др.

Социальная сфера жизни общества выражает разделенность людей на разные группы, или общности, и отношения между этими общностями. Социальная деятельность нацелена на сглаживание социальных противоречий, повышение благосостояния людей, улучшение условий их труда и быта и представляет собой систему учреждений и институтов, реализующих социальную политику государства.

Духовная сфера включает науку, образование, искусство, мораль, религию, а также учреждения культуры. Через функционирование научных учреждений и учебных заведений, музеев, театров, памятников культуры, средств массовой информации и т. п. каждое новое поколение людей усваивает национальные традиции, культурные знания, навыки поведения и общения, вовлекается в процесс развития духовной культуры общества.

Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой и, взятые в единстве, образуют определенное общество как целостную систему. Все ее элементы нужны для жизни целого.

Сущность исторического процесса. «Историческим процессом называется временная последовательность событий в жизни общества, которая явилась результатом деятельности многих поколений людей» [2, с. 43].

Историзм – это такое истолкование мира, при котором учитывается его постоянное обновление и при этом предполагается, что настоящее вырастает из прошлого и служит основой для будущего. Наше понимание прошлого, истолкование его событий и процессов зависит от современного состояния дел в обществе и достигнутого уровня знаний; это понимание само изменяется со временем. На понимании прошлого и настоящего сказывается и то, каким мы видим будущее, чего от него ждем, к чему стремимся.

Сущность исторического процесса состоит в том, что в ходе истории происходят изменения в общественной жизни, возникают новые ее качественные состояния. Переход общества к новому состоянию может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Для первого характерно движение от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Второй содержит элементы застоя, деградации, возврата к изжившим себя формам. Преобразования могут осуществляться как революционным путем, т. е. быстрым, скачкообразным переходом из одного качественного состояния социальной системы в другое, так и эволюционными, растянутыми по времени поступательными количественно-качественными изменениями.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Основоположники марксизма утверждали, что общественно-экономическая формация – это исторически сложившаяся система общественной жизни, которая имеет присущий только ей способ производства материальных благ и обусловленный им характер социальных и политических отношений, идеологических, правовых норм и т. д. Основой формации является способ производства – экономическая подсистема общества, состоящая из производительных сил и производственных отношений. Они образуют базис общества. На основе способа производства формируется надстройка в виде совокупности политических, юридических, идеологических отношений. Различные формации – это последовательные ступени общественного прогресса, сменяющие одна другую в процессе исторического развития. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Формационный подход к исследованию исторического процесса дал возможность систематизировать ход социальных изменений, позволил установить достаточно четкую их периодизацию. Однако последующие научные изыскания показали, что не все человеческие сообщества вписываются в эту схему. Это относится прежде всего к истории Востока. Требует существенных уточнений и утверждение об определяющей роли экономической сферы. Так, современное общественное развитие наглядно демонстрирует, что наука, образование, культура и в целом духовная жизнь являются не менее значимыми факторами, чем экономика.

Среди теорий, реализующих цивилизационный подход, наибольший интерес представляют учения Н. Я. Данилевского (1822–1885), О. Шпенглера (1880–1936), А. Тойнби (1889–1975).

В своей главной работе «Россия и Европа» российский исследователь Н. Я. Данилевский обосновал идею о том, что западный, или германо-романский, культурно-исторический тип – один из многих в истории. Кроме него известны другие типы культур: египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский. Народы, создавшие эти культуры, Данилевский называет позитивными действующими лицами истории. Народы, которые сами не создавали особых культурно-исторических типов, но способствовали крушению разлагавшихся культур, – негативными творцами истории (гунны, монголы). Третью группу народов, согласно Данилевскому, составляют племена, у которых творческий дух задержался на ранней стадии; они стали «этнографическим материалом», используемым творческими обществами для построения собственных культур.

Данилевский выделил основные закономерности возникновения, развития и угасания культур.

1. Народы с непосредственно близкими, родственными языками составляют самобытный культурно-исторический тип. Для того чтобы потенциальный культурно-исторический тип получил развитие, необходимо, чтобы народ имел политическую независимость, стремился к самостоятельному историческому развитию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Книги похожие на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Гирина

Валентина Гирина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"

Отзывы читателей о книге "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.