Ольга и Сергей Бузиновские - Тайна Воланда
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна Воланда"
Описание и краткое содержание "Тайна Воланда" читать бесплатно онлайн.
Аннотация
В начале двадцатых годов прошлого века в СССР появился загадочный
человек — барон Роберто Орос ди Бартини. Он стал не только выдающимся
конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической
программы. Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем.
«Красный барон» доказал, что время, как и пространство, имеет три
измерения, а до самых далеких галактик рукой подать. Бартини извлек из
подземелья библиотеку Ивана Грозного и во многом определил судьбу своих
учеников — М.Булгакова, В.Набокова, А. Грина, А.Толстого, А.Платонова, Е.Шварца,
Л.Лагина,
А.Волкова,
Л.Леонова,
И.Ефремова,
А.
де
Сент-Экзюпери и других писателей. Именно Бартини стал прототипом самых
необычных персонажей — Воланда, Друда, Хотгабыча, Буратино и даже
Маленького принца. Но главная тайна «советского Сен-Жермена»
зашифрована в романе «Мастер и Маргарита».
Книга не предназначена для массового читателя.
Маргарита. Случайное совпадение? Но Кривоарбатский переулок существует
в действительности и знаком всему архитектурному миру благодаря
архитектору Константину Мельникову. В конце лета 1927 года (сразу после
землетрясения, разрушившего балаклавский маяк!) Мельников получил
разрешение на строительство в центре столицы собственного трехэтажного
особняка странной формы — два полуутопленных друг в друга цилиндра
неравной высоты. Или один — начавший раздваиваться… В плане это видится
как две окружности, наложенные друг на друга, причем одна окружность
проходит через центр другой.
Архитектор заявил, что его будущий дом — «показательный». Через два
года это футуристическое жилье было готово, и с тех пор ручеек посетителей
не пересыхал: шли студенты, пионеры, работники наркоматов, писатели, старые большевики… Словом, повторилась в миниатюре история с «Домом
искусств» и с домом Волошина.
(М.Булгаков: «Верите ли, это бредовое сооружение Ирода, — прокуратор
махнул рукой вдоль колоннады, так, что стало ясно, что он говорит о
дворце, — положительно сводит меня с ума. Я не могу ночевать в нем».
«Бредовое сооружение» — специальное здание для «положительного
сведения с ума»? Перечитайте эти строчки в главе «Было дело в
Грибоедове»: «Помнится даже, что кажется, никакой тетки-домовладелицы у
Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский
врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с
колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из „Горя от ума“ этой самой
тетке, раскинувшейся на софе». То же самое мы видим в «Двенадцати
стульях» — в главе о музее мебельного мастерства, написанной в октябре
1927 года: «круглая комната с верхним светом, меблированная, казалось
только цветочными подушками». Круглый зал с лежаками?) В 1967 году заслуженный архитектор РСФСР Константин Степанович
Мельников вспоминал: «Дом строился два года, с 1927-го по 1929-й, и
находится под №10 в Кривоарбатском переулке Москвы, в нем впервые в
истории затронута архитектурой величайшая проблема одной трети жизни
каждого из нас на земле». Что же он полагает «величайшей проблемой»?
«Одну треть жизни человек спит. Если взять 60 лет — 20 лет сна; 20 лет
путешествий в область загадочных миров без сознания, без руководства, касаясь неизведанных глубин, источников целительных таинств, а может
быть — чудес, да, может быть, и чудес!»
(Сон обычного человека — «без сознания, без руководства»!) И далее: «Путь мой останется собственным, путь Искусства, ему одному
принадлежащий, путь сияния Вселенной, с полетами без ракет». Сны —
«полеты без ракет»?
Один из учеников знаменитого архитектора вспоминал: «Сон был его
идеей фикс. Мельников был абсолютно убежден, что цилиндрическая форма
спальни наиболее благоприятна для этой физиологической потребности, но
никак не мог вразумительно объяснить — почему? Это вызывало насмешки со
стороны коллег». В конце 1930 года Мельников создает грандиозный проект
«Зеленого города» — зоны отдыха и увеселений для трудящихся, концентрически расположенной вокруг «Института изменений вида
человека». Ни больше и ни меньше!
В пояснительной записке отмечено, что главное в этом проекте
«предназначено исключительно для сна» — «в виде ряда корпусов, размещенных по кольцу на расстоянии около десяти километров». Огромные
цилиндрические спальные корпуса — «по кольцу»!.. И далее: «Здесь могут
найти себе место не только какие-либо механические кровати, здесь могут
быть уместны специальные камеры с разреженным или сгущенным воздухом, камеры, насыщенные каким-либо эфиром…».
(«Нарыдавшись вдоволь, Коровьев отлепился, наконец, от стенки и
вымолвил: — Нет, не могу больше! Пойду, приму триста капель эфирной
валерьянки!» И далее: «Пойду, забудусь сном!»).
Обратите внимание: у Стругацких — «бойцовый Кот его высочества, курсант третьего курса Особой столичной школы», булгаковский мастер —
«трижды романтический», в ефремовском «Часе Быка» — Святилище Трех
Шагов… В «Туманности Андромеды» появляется «Школа третьего цикла»:
«Веда Конг и Эвда Наль приехали в час занятий и медленно шли по
кольцевому коридору, обегавшему учебные комнаты, развернутые по
периметру круглого здания». Не напоминает ли это мельни-ковский проект
«сонного города»? Ефремов настойчив: «Круглый зал в центре здания собрал
все население школьного городка».
19. БАРЗАК— БАРСКАЯ РОЩА — БАРВИХА?
В 1936 году журнал «Пионер» напечатал сказку Л.Лагина «Старик
Хоттабыч». «Кому из наших читателей не случалось видеть такие сны, когда
ты ясно отдаешь себе отчет, что все это происходит с тобой не наяву, —
пишет Лагин. — Большое удовольствие — видеть такой сон: опасности тебе
нипочем, самые головоломные подвиги ты совершаешь легко и всегда в
высшей мере удачно. А главное, ты знаешь, что придет время, и ты живой и
невредимый проснешься на своей кровати». Неспроста «авиаконструктор» и
«комбриг» Волька Костыльков (во второй главе он командует воображаемой
бригадой) предусмотрел в своем ковре-гидросамолете три койки.
В том году страной овладел психоз шпиономании, искусно
подогреваемый в канун Большой Чистки. Зависть и смутные подозрения
вызывал странным особняк в Кривоарбатском переулке, а также его гости —
люди явно непролетарского обличья. Следовало опасаться и некоторых
слабостей хозяина, вполне извинительных в другой ситуации. Мельников
считал себя гением, и это многих раздражало. Какой-нибудь особо
проницательный товарищ мог припомнить странный проект тридцатого года и
задуматься: нет дыма без огня! Очень симптоматична статья Р.Хигера в
журнале «Советская архитектура» за 1935 год. Он резко критиковал проект
«спального города» и мельниковскую идею управления сном, — упирая на
то, что проектировщику «совершенно не важно, что в науке эта проблема не
поставлена и не решена даже в незначительной степени».
Словом, есть основания полагать, что в середине тридцатых Школе пора
было перемещаться в другое место. Следы «переезда» можно увидеть и в
булгаковском романе — в той главе, где говорится о судьбе «служащих
филиала». Их увезли на грузовиках в загадочную клинику Стравинского
(заметьте: Ивана тоже доставил грузовик!). В ранних рукописях это место
называлось Барзак, затем — Барская роща. В окончательном тексте топоним
вообще отсутствует. Но Булгаков дает ориентиры — реку и бор: грузовик
проезжает мимо них, возвращаясь в город, и то же самое Иван видит за
окном палаты. В полдень открыли шторы, в палату «хлынуло солнце», — это
означает, что окно выходит на юг. Стало быть, сама клиника расположена к
северу от Москвы.
Еще одна примета — невиданный комфорт «психушки»: не «дом
скорби», а правительственный санаторий! Особенно впечатляет описание
клиники в рукописи 1936 года: «В здании было триста совершенно
изолированных одиночных палат, причем каждая имела отдельную ванную и
уборную. Этого, действительно, нигде в мире не было, и приезжающих в
Союз иностранцев специально возили в Барскую рощу». Единственный
похожий топоним — «Барвиха», всем известный правительственный
клинический санаторий. Его спроектировал архитектор Борис Иофан — друг
Бартини и единственный человек, знавший «красного барона» еще до
приезда в СССР — с 1920 года. Первый спальный корпус строили с 1931 по
1936 год. А 18 ноября 1939 года в «Барвиху» поступает пациент с диагнозом
«гипертонический нефросклероз» — Михаил Афанасьевич Булгаков. Месяц
интенсивнейшего лечения дал результат — смерть согласилась подождать.
Обратите внимание: в клинике Иван встречает «мастера» и при этом
вспоминает про санаторий — как говорится, ни к селу ни к городу. Герои
Лагина, летевшие на ковре-самолете, приземляются в роскошном санатории
и сразу встречают… бурового мастера — в «первом спальном корпусе»! К
тому же вдоль этажей первого спального корпуса «Барвихи» тянутся ленты
общих балконов — точь в точь как в булгаковской клинике!
20. «СТАЛЬНАЯ ПТИЦА»
В первой половине шестидесятых годов в творчестве молодого, но очень
популярного писателя Василия Аксенова произошел заметный сдвиг. Он
отмечен аллегорической повестью «Стальная Птица» — ненапечатанной, но
ходившей в «самиздате». Сюжет таков: в 1948 году в Москву возвращается
необыкновенный человек по фамилии Попенков. Он и был Стальной Птицей
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна Воланда"
Книги похожие на "Тайна Воланда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга и Сергей Бузиновские - Тайна Воланда"
Отзывы читателей о книге "Тайна Воланда", комментарии и мнения людей о произведении.

















