» » » » Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная


Авторские права

Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Здесь можно купить и скачать "Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — 192 с., год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная
Рейтинг:
Название:
Даки. Древний народ Карпат и Дуная
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9524-3456-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Описание и краткое содержание "Даки. Древний народ Карпат и Дуная" читать бесплатно онлайн.



Книга принадлежит перу профессора Д.Берчу и посвящена непрерывному историческому процессу взаимного влияния различных народов, населявших Румынию начиная с неолитической эпохи. Результатом тесного общения племен Карпат и Дуная, их знакомства со средиземноморскими культурами стали великолепные достижения бронзового века. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей древних цивилизаций.



Dumitru Berciu
ROMANIA





Тарденуазский элемент выглядит столь же, и даже более сильным, чем элемент кампинийского происхождения, а в некоторых районах заметны одновременно оба влияния. Тарденуазские площадки обычно находят в открытой местности. Недавние раскопки в Чумешти, Ербичени и Рипичени принесли богатый урожай микролитического инвентаря: многочисленные лезвия и микролезвия, односторонние скребки и пластинки в форме микролитических проколок, геометрические кремни в форме треугольников, трапеций и полумесяцев; резцы и нуклеусы, в том числе призматические, и т. п. Кроме кремня, использовался обсидиан с Карпатских гор. Изучение материала из тарденуазского горизонта, обнаруженного как в Молдавии, так и в Марамуреше, указывает на то, что скотоводство, возможно, уже практиковалось в то время. Между тарденуазскими культурами Румынии, Северо-Западного Причерноморья и Крыма прослеживаются четкие аналогии (типы и варианты скребков, изготовленных из круглых или овальных пластинок, трапеции, веретенообразные нуклеусы и т. д.), что говорит о широком распространении зоны этих культур на запад и северо-запад от Черного моря.

Археологический материал всех ранних румынских культур включает в себя кремневую или обсидиановую индустрию тарденуазского типа. Тарденуазцы обеспечили преемственность развития и, вместе с другими микролитическими группами, не только задали направление, но и дали обществу толчок в движении к неолитическому образу жизни — а он за долгое время существования и развития вобрал в себя все местные группы и некоторые внешние элементы.

Горизонт расписной керамики

Одним из новшеств, пришедших на эту территорию с Ближнего Востока, явилась техника окрашивания керамики перед обжигом. Почти вся территория Румынии входит в район, охваченный горизонтом расписной керамики, исключением является только Понтийский «кардиальный» регион. Прибывавшие сюда группы людей привозили с собой и сельскохозяйственные новшества — новые виды домашних животных и культурных растений. Они принадлежали к большой культурной группе ранненеолитической расписной керамики, которая распространилась с Ближнего Востока далеко в Карпатский регион и охватила собой всю Юго-Восточную Европу; внутри этой территории, однако, можно выделить районы разной величины с присущими только им характерными чертами. В Югославии существует старчевская культура, которая распространяется и на юго-запад Румынии (Банат, Олтения), в Северо-Западной Болгарии в то же время появляется карановская культура (горизонт расписной керамики). В Западной Румынии, Молдавии и на востоке Венгрии обнаружена культура криш; она распространилась на восток до долины Буга, где вступила в контакт с бугской культурой. В Греции начинали развиваться протосескловские культуры. Кришская культура в Румынии существовала дольше, чем старчевская; кроме того, ей предшествовали — по крайней мере, в районах, выходящих к Черному морю, — определенные местные культуры. Следовательно, неолитические носители керамики пришли не на пустую землю. Селения располагались возле рек, на низких речных террасах или в непосредственной близости от водных путей; кроме того, следы поселений находят в пещерах. Нет никаких свидетельств существования укреплений. Селения, по всей видимости, носили разбросанный характер — полуземлянки или поверхностные хижины в них располагались на значительном удалении друг от друга. Однако в Глэвэнешти-Векь шесть поверхностных жилищ располагаются единой группой. Большинство хижин в плане имеют форму прямоугольника; некоторые землянки снабжены входными ступенями и разделены на две комнаты. Самые важные стоянки — в Леце, возле Сфынту-Георге (фото 17), где горизонт культуры криш содержит три уровня, и в Периени в Молдавии, где впервые было установлено стратиграфическое. и хронологическое положение культуры криш по отношению к культуре линейно-ленточной керамики: уровень последней лежит выше и перекрывает уровень первой. Кроме того, систематические раскопки проводились на площадках к югу от Карпат, в Олтении; одна из них находится в Валя-Рэи возле Рымнику-Вылча, в ней два культурных уровня, другая у Вербицы, в зоне перехода равнины в Гетскую гряду, где археологический горизонт также содержит два уровня. Кремневые орудия, такие как ножи, скребки, проколки и трапеции, принадлежат к микролитическому типу; имеются также микролитические нуклеусы и кремневые лезвия для изогнутых роговых серпов (фото 8). Единственный пока серп такого типа, обнаруженный в районе распространения культуры старчево-криш, был найден в Валя-Рэи в 1963 г.; он лежал в большом горшке для хранения припасов, стоявшем в углу одной из хижин. Несколько кремневых лезвий все еще держались в специальной щели, прорезанной в изогнутой рукоятке. Этот серп напоминает серпы карановского типа в Болгарии и натуфианского и хачиларского типов на Ближнем Востоке. Наряду с кремнем использовался местный обсидиан (рис. 8). Полированные каменные топоры имели плоскую или трапециевидную форму; кроме того, встречаются «колодкообразные» топоры (фото 7); а в Валя-Рэи, например, я нашел очень маленький топорик. Присутствуют там характерные лопаточки из кости, а также долота, шилья и буравчики и аналогичные орудия из кости. Типичные пряслица из обожженной глины имеют четырехконечную форму, но встречаются также биконические и конические экземпляры. Найдены также грузы для натягивания основы на вертикальном ткацком станке. Керамика включает три основные группы: а) грубая посуда из глины с добавлением резаной соломы, часто без всяких украшений; б) тонкая гладкая обмазанная посуда и в) расписная посуда, которая может быть одно-, двух-или даже трехкрасочной. Декоративные мотивы нарисованы черным или иногда белым по красному фону и состоят из параллельных линий разной толщины или заштрихованных треугольников; реже встречаются спиральные линии. Имеются также украшения в виде вырезанных по глине сот или кукурузных початков или выдавленных отпечатков пресноводных ракушек (рис. 9).



Рис. 8. Обсидиановые (J) и кремневые (/, 2, 4–9) микролиты куль туры криш из Валя-Рэи (Олтения). 1–4 — уровень I; 5–9 — уро вень II. Длина образца № 1–3,3 см

Встречаются самые разные по форме керамические изделия. Чаще всего находят большие сферические кувшины с длинным горлышком, которые использовались для хранения пищи и воды; попадаются также «бочкообразные» кувшины и кувшины на высоком полом основании крестообразного, круглого или квадратного сечения. Некоторые формы сосудов, а также грубые желобки на них, которые появляются здесь впервые, предвещают появление культуры винча, корни которой можно отыскать, в частности, и в материалах культуры старчево-криш.



Рис. 9. Расписная чаша на полой подставке из Валя-Рэи, культура криш. Высота чаши над реконструированным основанием — 6,6 см

О верованиях и ритуалах того времени свидетельствуют глиняные алтари, антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки; уровень I в Валя-Рэи содержал две разбитые фигурки баранов со следами красной и черной краски. Там находились также глиняные штампы южного типа, которые использовались для нанесения рисунка на тело или на ткань. Мертвых хоронили в скрюченном положении; могильников не было; в Валя-Лупулуй (Яссы), однако, обнаружено двойное погребение. С антропологической точки зрения люди культуры старчево-криш представляли собой разнородную группу. В качестве личных украшений использовались морские раковины spondylus и tridacna; их получали в ходе межплеменного обмена, который охватывал значительные территории. Хозяйственная деятельность включала возделывание земли (выращивали пшеницу-однозернянку) и скотоводство. В Вербица в хижине были найдены кости мелкой лошади; останки таких животных обнаружены в культурном слое этого периода в Венгрии и Югославии, а также в Добрудже в зоне культуры хаманджия.

Относительная хронологическая характеристика румынского материала культуры старчево-криш была выяснена в Леце (юго-восток Трансильвании), где этот слой залегает под слоем культуры боян (фаза II); в Вербичоара (Олтения), где поверх нее залегает слой культуры винча; в Периени (Молдавия), где этот материал сопровождается линейно-ленточной керамикой; при этом в Центральной Трансильвании некоторые черты этой культуры продолжали существовать и развиваться еще в среднем неолите. Этот горизонт, восточносредиземноморского происхождения, в некоторых местах существовал достаточно долго и внес существенный вклад в формирование культур петрешти и кукутени. Радиоуглеродный анализ материала из Дьяларет, Каталсег и Ходмезёвашархей-Котачпарт в Венгрии, а также Вршник (старчево III фаза) и Горня-Тузла (последняя старчевская фаза) в Югославии (5140 + 100 г. до н. э.; 4420 + 100 г. до н. э.; 4500 + 100 г. до н. э.; 4915 + 50 г. до н. э.; 4449 ± 75 г. до н. э. соответственно) позволяет отнести культуру криш в целом к периоду, предшествовавшему культуре линейно-ленточной керамики в Центральной Европе; в свою очередь, последняя датируется концом пятого тысячелетия до н. э.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Книги похожие на "Даки. Древний народ Карпат и Дуная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Думитру Берчу

Думитру Берчу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Отзывы читателей о книге "Даки. Древний народ Карпат и Дуная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.