» » » » Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная


Авторские права

Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Здесь можно купить и скачать "Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — 192 с., год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная
Рейтинг:
Название:
Даки. Древний народ Карпат и Дуная
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9524-3456-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Описание и краткое содержание "Даки. Древний народ Карпат и Дуная" читать бесплатно онлайн.



Книга принадлежит перу профессора Д.Берчу и посвящена непрерывному историческому процессу взаимного влияния различных народов, населявших Румынию начиная с неолитической эпохи. Результатом тесного общения племен Карпат и Дуная, их знакомства со средиземноморскими культурами стали великолепные достижения бронзового века. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей древних цивилизаций.



Dumitru Berciu
ROMANIA





Одна из новых черт культуры хаманджия — исключительно богатое искусство. В дополнение к нескольким мраморным статуэткам было найдено множество подобных же статуэток из обожженной глины. Последние можно разделить на два типа: контурные стоящие фигурки и сидящие фигурки. Обычно это изображение женской фигуры, имеющей, вероятно, отношение к культу плодородия. Голова и шея показаны как гладкий столбик без обозначения глаз, носа, рта или ушей. Руки сложены под хорошо очерченной грудью или лежат на животе. Бедра и половые органы явно преувеличенны (фото 6). Одна фигурка, найденная в Чернавода, имеет особенно высокую художественную ценность; она изображает мужчину, сидящего на табурете в позе мыслителя. Другая фигурка из этого захоронения, тоже из обожженной глины, изображает женщину, сидящую на земле в позе отдыха. Эти две фигурки образуют знаменитую «чернаводскую пару» (фото 3–5). Хаманджийское искусство замечательно своим богатством, оригинальностью и разнообразием, а также архаичным реализмом.

Погребальный обряд

Мертвых хоронили в вытянутом положении. Самый крупный из раскопанных могильников того времени находится в Чернавода; там обнаружено более 400 захоронений. С покойником в могилу клали плоский топор (почти непременно), горшки, идолов, украшения из мрамора или ракушек спондилус, символические и геометрические орудия, а также угощение. Изредка находят черепа, похороненные отдельно или группами.

Хозяйство племен хаманджия носило смешанный характер.

Культура винча тоже сложилась в среднем неолите на юго-западе Олтении и в Банате. Аналогично, в Центральной Трансильвании отчасти уцелела культура турдаш — она передала свою традицию расписной керамики культуре петрешти, где та стала одним из важнейших элементов.

Культура вэдастра

Эта культура представлена площадками в Центральной Мунтении и Северно-Центральной Болгарии. Основной тип жилища — овальная или прямоугольная полуземлянка, но есть и наземные хижины. Среди орудий — небольшие полированные каменные топоры, некоторые из них «колодкообразного» типа. Керамика украшена резным узором, иногда этот узор заполняется белой пастой. Декоративные мотивы четко геометрические по характеру; самые тонкие сосуды украшены гофрировкой и складками. По отделке и украшениям керамическая посуда напоминает хаманджийскую и веселиновскую. В технике изготовления и формах сосудов, как и в отделке, заметно южное средиземноморское влияние (фото 14). Вэдастра I в основном представляет собой результат развития культуры дудешти. Раскопки 1963 г. (Хотэрани) подтвердили, что прежнее разделение на «вэдастра I» и «вэдастра II» не соответствует фактам — каннелированная керамика встречается — как в Бояне — во всех четырех фазах существования культуры. Следы фазы II можно обнаружить также к югу от Дуная (фото 15) — там она существовала одновременно с фазами культуры боян 1b, 1с и 2а. Фаза III, представляющая классический период культуры вэдастра, соответствует фазам боян 2Ь и 2с. Четвертая фаза, обнаруженная в Слатине, по времени соответствует фазе боян III. Наконец, во время фазы боян V, обе культуры сливаются (фото 12). Керамика вэдастра поразительно оригинальна, ее отделка отличается богатством, совершенством и изобретательностью дизайна. Его мотивы — в основном спирали и меандры, организованные в метопах (фото 13). Южное влияние проявляется в «лицевых урнах», аналогичных урнам из уровней троя I и II, и в традиции антропоморфной пластики.

Культура боян

Культура боян распространялась на большую часть румынской и болгарской территории (до самых Балкан). Ее формирование определяли три фактора: местный субстрат, представленный южной частью вэдастра I, культура линейно-ленточной керамики и, наконец, элементы культуры хаманджия (фото 19). С ее возникновением начинается долгая эволюция керамики, инкрустированной белой пастой; ее можно подразделить на пять фаз. Черная каннелированная керамика и художественные украшения встречаются на протяжении всех пяти фаз. К концу второй фазы появляются явные признаки прогресса. Кроме всего прочего, это можно видеть по переходу от полуземлянок к наземным жилищам, а от рассеянных поселений — к групповым теллевого типа. Медные предметы становятся более обычными; селения-телли окружают укреплениями. Так например, поселение, раскопанное в Спанцове (фаза III), было окружено рвом глубиной 2 и шириной 3–4 метра. Зооморфные и антропоморфные фигурки продолжают традицию культуры хаманджия. Основа хозяйственной жизни — земледелие и скотоводство. Крупнейший могильник культуры боян найден в Чернике. Он содержит захоронения фазы I, примерно 250 из них раскопано. В могилах находят керамические сосуды, каменные топоры, костяные и кремневые орудия и личные украшения (браслеты, бусы, подвески) из устричных раковин и раковин спондилус. Носители этой культуры явно тяготели к палеосредиземноморскому типу.

ПОЗДНИИ НЕОЛИТ: 2700–2200/1800 ГГ. ДО Н. Э



Рис. 15. Поздний неолит в Румынии.
I — культура кукутени; II — культура гумельница; III — культура сэлкуца; IV — культура винча; V — тиса; VI — культура петрешти. 1 — Хородиштя; 2 — Трушешти; 3 — Кукутени; 4 — Хэбэшешти; 5 — Извоаре; 6 — Траян; 7 — Ларга-Жижей; 8 — Тырпешти; 9 — Лишкотянка; 10 — Петрени; 11 — Стоичани; 12 — Вулкэнешти; 13 — Лункавица; 14 — Брэйлица; 15 — Алдени; 16 — Тею; 17 — Бая; 18 — Чернавода; 19 — Меджидия; 20 — Чумешти; 21 — Гумельница; 22 — Кэсчоареле; 23 — Глина; 24 — Видра; 25 — Танджиру; 26 — Кодьядермен; 27 — Веселиново; 28 — Марика; 29 — Глиняне; 30 — Бубанж; 31 — Кривидол; 32 — Вэдастра; 33 — Слатина (Стрихэрец); 34 — Сэлкуца; 35 — Вербичоара; 35а — Винча; 36 — Турдаш; 37 — Тэртэрия; 38 — Пянул-де-Сус; 39 — Петрешти; 40 — Алба-Юлия; 41 — Тыргу-Муреш; 42 — Кашолц; 43 — Ариушд

За эти несколько столетий благодаря развитию материальной и духовной базы племена сделали новый шаг вперед в социальной организации (рис. 15); их уровень жизни также повысился. Таким образом были достигнуты оптимальные для примитивного общества жизненные условия. Телли стали обычным явлением. Селения теперь, как правило, укрепляли рвом, а иногда рвом в сочетании с валом; возможно, это говорит о враждебности и столкновениях между племенами в то время. Постепенное распространение медных орудий наверняка приводило к росту производительности труда. Шло медленное освоение технологии обработки меди и использования местных медных руд. Племена позднего неолита пользовались уже всеми основными типами орудий и оружия; именно в это время начинается широкое использование ладьевидных и односторонних топоров, а также топоров с отверстием под рукоятку. Кроме того, впервые появляются золотые изделия из Трансильвании.

Появление более обширных культурных зон

После имевшего место ранее расщепления культур на более мелкие в позднем неолите вновь появляются обширные культурные области, которые включают в себя все элементы, унаследованные от прошлого. С общеисторической точки зрения поздний неолит в Карпато-Дунайском регионе и Юго-Восточной Европе выделяется великолепной расписной керамикой; рисунки на сосудах выполнены различными красками или графитом. Основой хозяйственной жизни в этот период по-прежнему являлись локализованные сельскохозяйственные общины; производство продуктов земледелия повсюду выросло до невиданного прежде уровня; однако к концу фазы резко возросла и роль скотоводства. Тем не менее преобладал смешанный тип хозяйства, поскольку плуг при обработке земли еще не использовался. Заметно увеличение как численности населения, так и числа поселений. Жизнь в целом стала более стабильной; мощность культурного слоя указывает на то, что люди подолгу жили на одних и тех местах. Обмен между племенами стал более интенсивным, хотя постоянные торговые связи сформировались только в бронзовом веке. Различные культуры этого периода, хотя и имеют неоднородное происхождение, связаны общими элементами эгейско-средиземноморских культур и культуры линейно-ленточной

Культура сэлкуца

Культура сэлкуца, возникшая в Олтении, Восточном Банате и прилегающих районах, сходна с криводольской группой в Болгарии и бубанжской в Сербии. Она родилась непосредственно из культуры винча с добавлением элементов элладского и раннемакедонского бронзового века. Позже добавилось влияние Трои (рис. 16, 17). Селения располагались на холмах, как на стоянке Пискул-Корнишорулуй (Сэлкуца), или на речных террасах; в это же время на восточных окраинах появляются телли. Иногда, как и прежде, следы долговременного обитания человека обнаруживаются и в пещерах. Некоторые поселения окружены для защиты рвом и валом. Становится гораздо больше кремневых, костяных и роговых орудий (фото 20). Чаще попадаются мотыги из оленьих рогов и ручные мельницы, что свидетельствует о более активной обработке земли. Жилища — выстроенные в линию хижины или большие дома, иногда разделенные на два помещения. Топоры с отверстием под рукоятку становятся общеупотребительными, а в третьей фазе появляются также медные клиновидные топоры. Некоторые формы керамических сосудов унаследованы непосредственно из культуры винча, другие напоминают керамику культуры гумельница, тогда как третьи можно соотнести с южными прототипами (например, это аски — небольшие сосуды с носиком). Среди характерных форм — кувшины с двумя ручками, маленькие низкие и широкие чашки и чаши с утолщенным или загнутым внутрь краем; украшения включают роспись графитом и инкрустацию цветной пастой. В этой культуре выделяют четыре фазы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Книги похожие на "Даки. Древний народ Карпат и Дуная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Думитру Берчу

Думитру Берчу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Отзывы читателей о книге "Даки. Древний народ Карпат и Дуная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.