» » » » Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная


Авторские права

Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Здесь можно купить и скачать "Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. — 192 с., год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная
Рейтинг:
Название:
Даки. Древний народ Карпат и Дуная
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9524-3456-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Описание и краткое содержание "Даки. Древний народ Карпат и Дуная" читать бесплатно онлайн.



Книга принадлежит перу профессора Д.Берчу и посвящена непрерывному историческому процессу взаимного влияния различных народов, населявших Румынию начиная с неолитической эпохи. Результатом тесного общения племен Карпат и Дуная, их знакомства со средиземноморскими культурами стали великолепные достижения бронзового века. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей древних цивилизаций.



Dumitru Berciu
ROMANIA





Культура винча возникла и развилась на западе и юго-западе Румынии в период раннего неолита. Эта культура хорошо исследована в Банате, Западной и Юго-Западной Олтении; в Трансильвании она известна как культура турдаш, или «турдашская фация» (фото 9). Взаимное влияние культур дудешти и винча было очень сильным, особенно в зоне взаимопроникновения, — поэтому некоторые авторы распространяют культуру винча на восточный берег Олта или высказывают предположение о том, что народ культуры винча пришел к Железным Воротам и территории непосредственно винча от устья Дуная. Характерные элементы новой культуры: черная керамика; специфические формы керамических изделий, такие как кувшины и чаши на полых основаниях; и, особенно, техника декорирования (юго-восточная по происхождению) керамических изделий множеством желобков. Некоторые черты, напоминающие культуры старчево-криш-караново, — такие как каннелированная (желобчатая) керамика или чаши на полом основании — должны были развиться позже. Перед обжигом керамическую посуду продолжали расписывать; более того, стратиграфические и культурографические данные по Центральной Трансильвании указывают на то, что роспись перед обжигом применялась еще до начала позднего неолита, когда ее усвоили носители культуры петрешти (фото 10). Народ культур винча и турдаш широко использовал керамику, богато украшенную лентами, края которых прорезались, а внутренняя часть заполнялась точками или линиями (рис. 11). Каменная индустрия по-прежнему включала в себя микролитические орудия. Широко использовались пряслица и грузы для ткацких станков. Практиковалось не только скотоводство; выращивались и некоторые злаки, особенно пшеница обыкновенная. В Трансильвании и Банате носители этой культуры вступили в контакт с народом культуры тиса, которая в более поздней фазе обнаружена в Бэиле-Херкулане, Дева и Речи (фото 18). Таблички из Тэртэрии, которые я отношу к последнему горизонту среднего неолита, так напоминают образцы из горизонта урук III В (Месопотамия), что это можно считать подтверждением абсолютной датировки (2900–2700 гг. до н. э.) конца культуры турдаш и начала культуры петрешти (фото 11).




Рис. 11. Костяной гребень, найденный в Лумя-Ноэ (Алба-Юлия) в 1963 г. Средний неолит. Высота — 4 см

СРЕДНИЙ НЕОЛИТ: 3500–2700 ГГ. ДО Н. Э



Рис. 12. Средний неолит в Румынии.
I — культура боян; II — культура прекукутени; III — культура хаманджия; IV — культура вэдастра; V — культура винча; VI — культура тиса II и ///; VII — культура турдаш. 1 — Флорешти; 1а — Ларга-Жижей; 1б — Траян (Зэнешти); 2 — Зэнешти; 2а — Алдени; 3 — Хыршова; 4 — Бая (Хаманджия); 5 — Чернавода; 6 — Мангалия; 7 — Боян (Вэрэшти); 8 — Танджиру; 9 — Петру-Рареш; 10 — Слатина; 11 — Хотэрани; 12 — Шимничу; 13 — Вэдастра; 14 — Кара-Агач; 15 — Чакмак-Тепе; 15а — Винча; 16 — Тэуалаш; 16а — Парца; 17 — Турдаш; 18 — Тэртэрия; 19 — Алба-Юлия; 20 — Кейле-Турзий; 21 — Лец

К середине четвертого тысячелетия до н. э. неолитические племена обширного Карпато-Дунайского региона достигли стабильного в социальном и экономическом плане существования, характерного, в основных чертах, для развитого неолитического общества (рис. 12). Существовавшее на ранней стадии культурное единство уже было нарушено, в разных районах формировались новые культуры и новые сообщества. Взаимопроникновение и взаимовлияние культур, сформировавшихся на Средиземном море, в Центральной Европе и на Южном Буге, вело к материальному и духовному обогащению и стимулировало развитие на местах. Все это в целом способствовало прогрессу. В то время наблюдалось биологическое и антропологическое смешение. Неолитическая жизнь все больше зависела от сельскохозяйственной деятельности, вследствие чего возникали более тесно расположенные постоянные селения. К концу этого периода в некоторых культурах возникла необходимость укреплять селения кольцевым оборонительным рвом. Постепенно улучшалась техника полировки, увеличивалось число орудий, в которых проявлялась функциональная дифференциация по типам. Примерно в середине этого периода широкое распространение получили топоры с отверстием под топорище; «колодкообразные» топоры постепенно сменились трапециевидными. Теперь у нескольких членов племени имелись уже небольшие медные предметы — украшения, предметы утвари и ритуальные принадлежности. Микролиты по-прежнему использовались, но не являлись уже главной или определяющей чертой. В конце этой фазы увеличилось и число стругов из оленьего рога, что также говорит о более стабильной жизни и активной сельскохозяйственной деятельности. Различное сырье, такое как кремень или ракушки spondylus, которое шло на украшения, часто получали в результате торгового обмена между племенами. В этот период вырастали новые культуры, хотя в некоторых местах продолжали развиваться старые.

Культура хаманджия

Культура хаманджия в среднем неолите достигла пика своего развития, но к концу этой фазы прекратила существование. Эта культура в определенной степени подверглась влиянию культур линейно-ленточной керамики и Буга, приняла новую волну пришельцев с юга, но тем не менее сохранила свою индивидуальность и продолжала развиваться на протяжении всего среднего неолита. В предыдущей главе описаны ее происхождение и ранняя фаза развития и ареал распространения. В Понтийской зоне в рассматриваемый период можно различить несколько фаз. Первая из них — переходная к культуре чумешти. В это время селения по-прежнему располагаются на нижних террасах, близ водных путей, на склонах холмов или даже в пещерах, как в Гура-Доброджи. Иногда селения временно приобретают характер теллей. Тем не менее жилища, как и раньше, в основном невелики и стоят по отдельности, на одной площадке можно найти и землянки, и полуземлянки; более крупных надземных строений все еще немного. Присутствие микролитов указывает на уцелевшие элементы тарденуазской культуры. При этом имеются и более крупные кремневые орудия (например, ножи и боковые скребки), напоминающие культуру боян и отчасти уцелевшие с последней фазы палеолита. Часто встречаются топоры из твердых пород камня — гранита и т. п. материалов.

Хаманджский топор — четырехугольный или двояковыпуклый в сечении — типологически связан с топорами Эгейско-Средиземноморского региона и даже Фессалии (фото 2). В ходу также трапециевидные топоры, хотя топоры со сверлеными отверстиями под топорище еще неизвестны. Медные предметы все еще встречаются чрезвычайно редко, обработка металла находится в зачаточном состоянии. Шилья и долота изготовляют из кости, а скребки — из оленьего рога. Серия каменных орудий, местных и региональных, указывает, по всей видимости, на макролитический кампинийский элемент. Среди определяющих черт этой культуры — формы, техника изготовления и украшения керамики. Первая группа керамических изделий включает в себя грубую посуду из глины с добавлением размолотых глиняных черепков. Вторая группа отличается тонкой и очень тонкой посудой из более качественной глины с добавлением тонкого песка или тщательно размолотых черепков. Внешняя поверхность изделий черная, коричнево-черная или сероватая и тщательно вылощена. Форм множество (рис. 13), в том числе большие, средние и малые шаровидные амфоры, иногда снабженные полусферической крышкой; цилиндрические или двояковыпуклые бутыли (фото 1), некоторые на полой подставке; чаши на полой подставке, напоминающие аналогичные чаши культур криш и линейно-ленточной керамики; на финальных фазах появляются «ярусные сосуды» (рис. 14); имеются также многочисленные украшенные сосуды с загнутым внутрь краем горлышка. Грубая посуда украшена выдавленными или глубоко прорезанными рельефными лентами, причем некоторые узоры образованы путем вдавливания в глину ракушек-сердцевидок. Технически отделка богато украшенной тонкой посуды состоит из резных линий, точек и пунктиров; встречаются также инкрустированная и желобчатая керамика. Иногда декоративный мотив повторяется на сосуде много раз; использовался также узор из чередующихся метопов и триглифов. Люди культуры хаманджия делали и мраморные кувшины, но они были чрезвычайно редки. Обнаружены также массивные, но элегантные мраморные браслеты, цилиндрические и другие по форме бусины, браслеты из ракушек, таких как Spondylus gaederopus. В Аджид-жа возле Констанцы случайно найдено несколько медных ножных браслетов; маленькая бусина из того же материала обнаружена в могильнике в Чернавода. Присутствие личных украшений из ракушек спондилус — а их в среднем неолите получали путем межплеменного обмена — подтверждает, что группы культуры хаманджия входили в зону распространения подобных украшений; в Румынии и прилегающих странах их находят во всех культурах этого периода; более того, этот тип украшений отмечен вплоть до Центральной Европы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Книги похожие на "Даки. Древний народ Карпат и Дуная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Думитру Берчу

Думитру Берчу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Думитру Берчу - Даки. Древний народ Карпат и Дуная"

Отзывы читателей о книге "Даки. Древний народ Карпат и Дуная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.