Джон Робинсон - Быть честным перед Богом
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Быть честным перед Богом"
Описание и краткое содержание "Быть честным перед Богом" читать бесплатно онлайн.
Джон Робинсон
Быть честным перед Богом[1]
Книга широко известного современного английского теолога вводит читателя в круг основных проблем западного богословия XX в., знакомит с идеями его классиков — Тиллиха, Бонхёффера, Бультмана. Искренность, простота изложения, ориентация на широкую читательскую аудиторию, малознакомую с религиозной проблематикой, обеспечили необычайный успех книги: она переведена на 17 языков. Книга помогла многим преодолеть религиозный кризис, но и возбудила жаркие споры, вышедшие далеко за пределы богословских кругов.
180
Ср.: Мф. 27:51.
181
Главная богослужебная книга Англиканской церкви, примерно соответствующая православному служебнику и молитвослову.
182
Я умышленно не вхожу в детали этого вопроса, потому что уже писал об этом пространно в моей книге “Liturgy coming to life” (L., 1960).
183
Джеймс Эрик Артур (р. 1925) — англиканский каноник, в настоящее время — один из капелланов королевы. Друг и биограф Робинсона, автор книги “Жизнь епископа Джона Робинсона — ученого, пастыря, пророка” (1987) и ряда книг, касающихся проблем духовной жизни в современном мире.
184
James Е. The roots of the liturgy // Prism Pamphlet. London, 1962. № 1. P. 5.
185
Wren-Lewis J. On not going to church // Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1962. Febr. P. 28.
186
Вордсворт Уильям (1770—1850). Смешанные сонеты, ХХХIII.
187
См. прим. 78.
188
“Лествица священного восхождения” — название книги Иоанна Лествичника, игумена Синайского (VI в.), представляющей одно из классических произведений монашеской аскетической литературы.
189
“Неклубный” остаток — Робинсон обыгрывает здесь вошедшее в поговорку высказывание основателя элитарного “Четвергового клуба”, английского лексикографа и знаменитого оригинала Сэмюэла Джонсона (1709—1784) о его друге сэре Джоне Хокинсе: “В высшей степени неклубный (unclubable) человек”.
190
Цитата из стихотворения Гилберта Кийта Честертона (1874—1936) “Молчаливый народ”.
191
Macleod G. Only one way left. P. 151—152.
192
Ср.: Лк. 24: 13—15.
193
Ibid. P. 152.
194
Ibid. P. 153.
195
Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — направление в протестантской духовной жизни, родившееся в XVII—XVIII вв. под влиянием идей Ф. Шпенера (1635—1705) и некоторый других немецких авторов. Маклауд имеет в виду склонность пиетистов к сосредоточенности на собственных духовных переживаниях и к отталкиванию от всего “мирского”.
196
Ibid. P. 153f.
197
Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 134. Название книги Дж. Оулдена: Oldham J.H. The real life is meeting. London, 1942.
198
Цитируем это место по славянской Библии, которая здесь ближе к английскому переводу, использованному Робинсоном.
199
Смысл этой английской пословицы примерно такой же, как у русской “Бог долго ждет, да больно бьет”.
200
То есть момент наивысшей озаренности Духом Божиим — ср.: Деян. 2.
201
Робинсон Форбз (1867—1904) — англиканский священник, преподаватель философии и ориенталистики, декан Кембриджского Крайст-колледжа. Его пастырская деятельность отражена в посмертно изданной книге “Письма к друзьям” (1909). Второе издание вышло в 1961 г. по инициативе Джона Робинсона, считавшего эту книгу классикой духовной жизни XX в.
202
Они недавно переизданы М. Манктелоу под новым названием: Forbes Robinson: Disciple of love / Ed. by Manktelow М. London, 1961.
203
Пс. 41:8. Существуют патриотические толкования этого текста, согласно которым речь идет о молитве: бездна души взывает к Божественной бездне.
204
Ср.: Рим. 8:26.
205
Аллюзия на повествование о Моисее (Исх. 24).
206
См.: Bonhoeffer D. Life together. P. 87—89.
207
Ср. текст Бонхёффера на с. 55.
208
Речь идет о будущем апостоле Павле, см.: Деян. 9:1—9; Гал. 1:15-17.
209
1Ин. 3:14.
210
Macleod G. Only one way left. P. 160.
211
Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.
212
Там же. С. 137.
213
Vidler A.R. Essays in liberality. L., 1957. Ch. V.
214
Warren M.AC. CMS Newsletter. No 252. Sept. 1962.
215
Ср.: Неем. 4: 16-23.
216
Macleod G. Only one way left. P. 161.
217
Между прочим, это отнюдь не библейское выражение. В Новом Завете выражения такого типа означают всю новую жизнь в Духе, а отнюдь не ее “религиозный сектор”.
218
Робинсон цитирует стихи из популярнейшего в XIX в. сборника “Христианский год: Размышления в стихах на воскресные и праздничные дни”, изданного в 1827 г. английским священником и религиозным поэтом Джоном Кеблом (1792—1866). Окончание четверостишия таково:
Тогда сокровищ тьму — цену их не исчесть!
219
Это выражение, пожалуй, не совсем удачно, потому что оно подразумевает также эмоциональную и моральную зрелость, чего не имел в виду Бонхёффер (уж во всяком случае применительно к своим тюремщикам!). “Если хотят говорить о Боге не как религиозные люди, — писал он, — то нужно говорить о Нём так, чтобы тем самым обезбоженность мира не прикрывалась, а, напротив, вскрывалась и чтобы благодаря этому мир внезапно предстал в новом освещении. Совершеннолетний мир безбожнее несовершеннолетнего, но именно поэтому, наверное, ближе к Богу” (Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 138). Для образованного меньшинства “совершеннолетие” действительно предполагает интеллектуальную зрелость, однако для большинства это просто психологическая стадия развития, на которой религия и ее попытки держать человека в путах отвергаются как нечто детское. Но “совершеннолетие” не становится от того менее реальным.
220
Ср.: Гал. 3:24-25.
221
Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354—430) — авторитетнейший из представителей западной патристики. Приведенные слова взяты из его толкования на 1-е Послание Иоанна.
222
They became anglicans. P. 170 f.
223
Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 126 (курсив мой. — Дж. Р.).
224
См.: The Critical quarterly. Manchester, 1960. Spring. P. 7—23.
225
Учение о божественном праве королей включает средневековые представления о легитимном монархе как помазаннике Божием, получающем свою власть от Бога и лишь перед Богом отвечающем за свои действия. Эта власть передается по наследству в одной священной семье и приобретается по праву первородства, а в более сложных случаях последовательность прав на престол зависит от степени родства, определяющей достоинство.
226
Учение о сигнатурах (от лат. signature — подписывать, помечать) — средневековая медицинская теория, согласно которой естественные знаки, коими “помечены” те или иные растения и минералы, указывают на сродственную область медицинского применения — например, желтые цветы помогают при желтухе и т.д.
227
Мф. 19:6; Мк. 10:9.
228
На горе Синай, согласно библейскому повествованию, Моисею были вручены скрижали с десятью заповедями.
229
Человек религиозный (лат.).
230
См.: Dodd C.H. Gospel and law. Cambridge, 1951.
231
Дибелиус Мартин (1883—1947) — немецкий исследователь Нового Завета, основатель метода анализа форм и литературных жанров (Formgeschichte).
232
Ср.: Мф. 6:22; Лк. 11:34.
233
Казуистика (от лат. casus — случай) в этике — это методика рассмотрения сложных частных случаев, например, при возникающей коллизии различных обязанностей. В католическом нравственном богословии это особенно детально разработанное учение о мере греховности поступка в различных ситуациях.
234
Речь идет о категорическом императиве (“Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”) — основном законе этики Иммануила Канта (1724—1804), изложенном в его книге “Критика практического разума” (1788). Робинсон в студенческие годы получил престижную академическую награду за работу, посвященную этике Канта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Быть честным перед Богом"
Книги похожие на "Быть честным перед Богом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джон Робинсон - Быть честным перед Богом"
Отзывы читателей о книге "Быть честным перед Богом", комментарии и мнения людей о произведении.