» » » » Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)


Авторские права

Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)"

Описание и краткое содержание "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)" читать бесплатно онлайн.








Примечание к протоколу заседания 16 марта 1803 г., написанное П.А. Строгановым, показывает как этот вопрос был разрешен практически. Несколько дней спустя Н.Н. Новосильцев представил императору проект указа Сенату, переписанный начисто. В текст проекта Н.Н. Новосильцев включил финальные строки, вызвавшие спор на заседании 16 марта 1803 г., но уже не в смысле поздравления, а предупреждения. С этой формулировкой император согласился и одобрил проект149.

Несмотря на кажущееся сохранение ответственности министров перед Сенатом, указ 21 марта 1803 г. означал ликвидацию права представления Сената150 и подтвердил отсутствие министерской ответственности перед Сенатом.

На этом обсуждение в Негласном комитете министерской реформы было завершено. Заключение

Анализ протоколов Негласного комитета и проектов, обсуждавшихся на его заседаниях, позволяет сделать ряд выводов.

I. В основу манифеста "Об учреждении министерств" 8 сентября 1802 г. легли черновики Н.Н. Новосильцева из фондов ОР РНБ1 и СПбФ ИРИ РАН2. Причем, если черновики из ОР РНБ представляют собой самые ранние записи3, сделанные Н.Н. Новосильцевым еще до написания своего предварительного проекта учреждения министерств, обсуждавшегося в Негласном комитете 11 апреля 1802 г., то основная часть4 черновиков из СПбФ ИРИ РАН, является уже фрагментами предварительного, полного и окончательного проектов манифеста "Об учреждении министерств".

Сравнительное исследование протоколов Негласного комитета и черновиков Н.Н. Новосильцева позволяет классифицировать весь черновой материал, касающийся манифеста "Об учреждении министерств". 1) Ранние черновые записи Н.Н. Новосильцева, написанные до начала обсуждения его предварительного проекта учреждения министерств в Негласном комитете, (т.е. до 11 апреля 1802 г.) - ОР РНБ. Ф. 526. Оп. 1. Д. 71. No 2 Л. 1-6; СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 1-5; 2) Проекты введения к манифесту об учреждении министерств, относящиеся ко времени обсуждения в Негласном комитете проекта введения В.П. Кочубея, (т.е. к 24 марта 1802 г.); черновые записи Н.Н. Новосильцева - СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 6-10, 11-15; проект введения неизвестного автора - РГИА Ф. 1101. Оп. 1. Д. 225. Л. 1-4; 3) Предварительный проект организации министерств Н.Н.Новосильцева, обсуждавшийся в Негласном комитете 11 апреля 1802 г. - СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 17-32 об; 4) Полный проект организации министерств Н.Н. Новосильцева, обсуждавшийся в Негласном комитете 21 апреля 1802 г. - СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 34-35 об. Фрагменты черновика. Кроме того, подлинная рукопись проекта организации министерств с замечаниями А.Р. Воронцова (РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-37), обсуждавшаяся в Негласном комитете 12 мая 1802 г. позволяет почти в полном объеме восстановить5 редакцию полного проекта организации министерств, существовавшую к 12 мая 1802 г., а значит и к 21 апреля 1802 г., поскольку промежуточное заседание Негласного комитета между 21 апреля и 12 мая 1802 г. - заседание 5 мая 1802 г., было посвящено в основном обсуждению кандидатур нескольких министров; 5) Редакция полного проекта учреждения министерств после 12 мая и до 27 мая 1802 г. - РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-37; 6) Окончательная редакция проекта учреждения министерств, отражающая работу над ним Н.Н. Новосильцева уже после 27 мая (даты беседы П.А. Строганова с С.Р. Воронцовым) и до 4-5 сентября 1802 г., (даты поступления проекта манифеста "Об учреждении министерств" на подпись к императору) - СПбФ ИРИ РАН. К. 115. Оп. 1. Д. 1186. Л. 33-33 об; 36-41 об. Фрагменты черновиков.

II. Зарубежный опыт, главным образом французский, оказал лишь самое минимальное влияние на разработку министерской реформы в России. Это влияние выразилось исключительно в совпадении названий большинства французских и российских министерств (6-ти из 8-ми), при наличии существенных различий во внутренней структуре этих учреждений.

III. Опосредованно, через свои записки и проекты, которые рассматривались и обсуждались на заседаниях Негласного комитета, в разработке министерской реформы приняли участие заочно и другие лица, которые не были членами Негласного комитета. Это: братья А.Р. и С.Р. Воронцовы, Ф.И. Клингер, Ф.Ц. Лагарп, А.Н. Оленин и Л.К. Платер.

IV. На заседаниях Негласного комитета не были разработаны основные вопросы министерской реформы - вопросы организационного устройства и порядка делопроизводства учреждаемых министерств. Простая роспись учреждений коллежской системы управления по министерствам6, плохо проработанный порядок взаимодействия этих учреждений с министрами7 и указание об образовании канцелярий при каждом министре8 - были явно недостаточными мерами.

Тем самым, можно констатировать факт практически полного отсутствия организационно-структурной подготовки министерской реформы.

V. Как таковое, создание нового высшего административного органа Российской империи - будущего Комитета министров, членами Негласного комитета не планировалось. Исследование протоколов Негласного комитета и проектов учреждения министерств показывает, что основное мнение, к которому пришли члены Негласного комитета в этом вопросе - это разделение Непременного Совета на два состава. Узкого - из одних министров, для рассмотрения дел текущего управления и широкого - из министров и остальных членов Непременного Совета, для решения особо важных дел9.

Соответственным образом, в Негласном Комитете не было осуществлено серьезной проработки сферы компетенции, порядка делопроизводства и структуры этого органа.

Только уже практическая деятельность Комитета министров, подкрепленная самым весомым авторитетом - личным участием императора, в первые годы его деятельности; привела к тому, что это учреждение практически сразу заняло место высшего административного органа Российской империи.

VI. Неразработанность вопросов организационного устройства и порядка делопроизводства будущих министерств с одной стороны и мнения императора Александра I, высказанные на заседаниях Негласного комитета 24 марта10 и 21 апреля11 1802 г. с другой стороны, в соответствии с которыми, коллегии не упразднялись, и постепенно заменялись канцеляриями министров, а первоначальная деятельность министерств осуществлялась на основании "Генерального регламента" об управлении коллегий - изначально предопределили компромиссный, половинчатый характер министерской реформы, (ее начального периода 1802-1810 гг.). Выразившийся в построении министерской системы управления на основе учреждений коллежской системы управления, путем механического переподчинения коллегий и коллежских учреждений министрам, с сохранением коллежского организационного устройства и порядка делопроизводства этих учреждений.

VII. На заседаниях Негласного комитета обсуждалась реформа только части12 центральных учреждений коллежской системы управления, большинство из которых будет упомянуто в тексте манифеста "Об учреждении министерств" 8 сентября 1802 г. Реформирование другой части13 учреждений коллежской системы управления не обсуждалось в Негласном комитете, что объяснялось неопределенностью правового статуса ряда учреждений, а в отношении учреждений придворного управления, определялось мнением императора Александра I, высказанным на заседании Негласного комитета 12 мая 1802 г.: "Кабинет [т.е. Кабинет е.и.в.] и все, что с ним связано, рассматривается как личная собственность императора, в некотором роде ... цивильный лист, следовательно, он не должен входить в категорию общих властных структур государства"14. Фактически, это мнение распространялось и на все учреждения придворного управления. Что косвенно подтверждается более ранней репликой Александра I, произнесенной на заседании Негласного комитета 11 апреля 1802 г.: "Комиссия по постройке Кремлевского дворца [т.е. Экспедиция кремлевского строения] зависит от администрации двора"15.

Таким образом, еще на стадии подготовки и обсуждения министерской реформы, степень ее охвата была ограничена только частью учреждений коллежской системы управления.

Особенности подготовки и разработки министерской реформы, наложили свой отпечаток и на процесс практической реализации этой реформы, т.е. процесс создания министерской системы управления, предопределив половинчатость и юридическую неурегулированность (до 1811 г.) всего это процесса.

Во многом, именно в связи с этими особенностями завершение правового оформления министерской системы управления, в виде издания "Учреждений" и "Образований" каждого конкретного центрального учреждения государственного управления было осуществлено только к середине 30-х гг. XIX в.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАНИФЕСТ "ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МИНИСТЕРСТВ" ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 1802 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УКАЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРВЫХ ТРЕХ КОЛЛЕГИЙ В ОБРАЗЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ НА ПРЕЖНЕМ ОСНОВАНИИ И О ЛИЦАХ, ИЗБРАННЫХ К УПРАВЛЕНИЮ МИНИСТЕРСТВАМИ" ОТ 8 СЕНТЯБРЯ 1802 г.

ПРИМЕЧАНИЯ Введение

1 Латкин В.Н. Комитет министров в начале царствования Александра I /Юридический вестник. 1889. Т. 3. Кн. IX (Сентябрь). С. 89-116; Филиппов А.Н. Исторический очерк образования министерств в России. / Журнал министерства юстиции. (Далее: ЖМЮ) 1902. No 9. С. 39-73, No 10. С. 1-54/; Великий князь Николай Михайлович. Граф Павел Александрович Строганов 1774-1817: Историческое исследование эпохи Александра I. (Далее: Строганов), СПб., 1903. Т. 1-3. Т. 2; Довнар-Запольский М.В. Зарождение министерств в России и указ о правах Сената 8 сентября 1802 года. М., 1906; Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 1906; Семевский В.И. Вопрос о преобразовании государственного строя России в XVIII и первой четверти XIX века (Очерк из истории политических и общественных идей)/Былое. 1906. No 1. С. 1-59; No 2. С. 69-118; No 3. С. 151-206.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)"

Книги похожие на "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Приходько

Михаил Приходько - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)"

Отзывы читателей о книге "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.