Павел Буркин - Сила Мира
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сила Мира"
Описание и краткое содержание "Сила Мира" читать бесплатно онлайн.
Действие происходит в Мирфэйне, за четыре века до эпохи «Когда камни кричат» и «Краденой победы». В те времена, когда Церкви Единого ещё противостояли древние Храмы, и жрецы возносили молитвы таинственным Богам. Когда Империя Ствангар была в зените могущества, а величайшие маги мира выясняли отношения на поле боя. Собственно, именно застарелое противостояние Храмов и поставило мир на грань гибели. И только забытое в благополучные века последнее средство — Сила Мира — способно спасти этот мир от чудовищной катастрофы. Проблема в том, что Сила эта даётся только на двоих.
Зал Богини, где находится идол и вершится основное действо, существенно меньше. Туда допускаются лишь жрецы, но массивные резные врата открыты, все самое важное я видел. Идол тоже деревянный — удивительно, где нашли дерево таких размеров, даже несколько деревьев. Их подбор изумляет простотой и в то же время продуманностью: неведомые мастера ухитрились довольно точно воспроизвести цвета, не прибегая ни к чему, кроме разных сортов древесины и разным способам обработки. Огромный, как бы распластавший крылья в полете, дракон (но все-таки поменьше настоящих — тех, кого мои спутники успели повидать в Экторне) действительно красный. Кажется, бьется на ветру, подобно знамени, край черной с голубыми узорами талхи Ритхи, под которой угадывается обманчиво-хрупкая, но исполненная скрытой силы фигурка с высокой грудью и тонкой талией.
В Аркоте-то ее изображают черной и с обнажденной грудью и с ожерельем из черепов на шее, многорукой, с мечом в одной руке, трезубцем в другой, кривым жертвенным ножом в третьей, и высунутым окровавленным языком. Но кто из местных там бывал? Здешняя Ритхи куда более целомудренная и не такая кровожадная. Все-таки Север. Ее перехватывает искусно вырезанный пояс, неотличимый от золотого, темные, как южная ночь, распущенные волосы как будто развеваются на ветру. Наверное, если бы не шум толпы селян, я бы мог услышать, как игриво звенят и скользят браслеты на тонкой смуглой руке… Точнее, вспомнить, как звенели они на руке Амме.
Только одна деталь идола, на мой взгляд, удалась не до конца: не смотрится в тонкой девичьей руке огромный, достойный осадной баллисты, лук, поднятый над головой… Но на то она и богиня, чтобы делать, что не под силу людям.
Прихожане одеты празднично, кто-то щеголяет в обновах. В этом году взяться заезжим купцам неоткуда, и потому рынка нет. Точнее, есть жалкое его подобие внутри кольца укреплений — несколько торговцев, разложивших свой товар на плетеных циновках, брошенных прямо на снег. Как я заметил, продавцы и сами не надеются сбыть товар — просто блюдут традицию. А сколько еще таких, прежде зажиточных сел, в один год сделало нищими мое заклятие?
Обряд начинается, когда ночь окончательно вступает в права, и только перемигиваются в выстуженном небе бесконечно далекие звезды. Жрецы поют священные гимны, где каждая строфа заканчивалась на: «Славься же Ритхи, вечно прекрасная Лучница». И эту строку раз за разом, все более распаляясь, поют прихожане. Вначале почти лениво, а потом все более и более страстно, уверенно, грозно. Звуки гимнов бьются о своды, как море о скалы — сначало как море в штиль, потом — как штормовое. Все это похоже на всеобщее помешательство.
Хорошо хоть, поют на ствангарском языке — сами понимая, о чем поют. В общине ксандефианцев, а отчасти и в Эрхавенском Великом Храме, менять язык не сочли возможным, там все гимны-молитвы исполняются на староаркотском, и вот тут уже получается всякая чушь. Так оно и бывает, когда не знаешь, о чем поешь. Ну, например, была там фраза: «Ритхия каэ тала ал греддхэ», что переводится как: «Ритхи, мощью своей славная». А ксандефианцы, не зная перевода, пели: «Ритхия хаэта ланэ греддэ», то есть: «Ритхи, прожорливая, как обезьяна». Я не стал им тогда объяснять, уж слишком забавно это смотрелось.
Впрочем, разве мало дури у нас, озианцев? Мы-то ее не замечаем, привыкли, а вот Владыка…
Поспешно переключаю мысли на другое. Одно дело — поиздеваться над верующими в других Богов (не над Ними самими — они-то отнюдь не глупы и не смешны!), и совсем другое — смотреть как бы со стороны на свою веру тоже. Но пока я разглядываю Храм и думаю обо всем этом, ритуал заканчивается. Течет кровь жертвенного животного на алтарь богини — и Храм взрывается исступленными криками:
— Ритхи, оборони!
— Благослови, Лучница!
— Исполни приговор судьбы!
А мы с ней, оказывается, коллеги — я тоже исполняю приговоры судьбы. Только вот у озианцев судьба — это и есть воля Владыки, а здесь она — нечто, довлеющее и над Богами.
Приходит черед местных. Богине подносят жертвенные хлебцы. В Аркоте жрецы Ритхи потребовали бы обязательно кровавых жертв, но здесь у крестьян слишком мало скота, а который есть, слишком нужен на полях. Жрецы пошли на уступку, и жертвенный скот заменили хлебом. В нынешних условиях и это серьезная жертва. Урожай ведь, почитай, погиб весь. Пока поселок выживает за счет прежних запасов, но я не я буду, если весной весь Васт не станет голодать…
— А теперь приглашаю на совместную трапезу, — произносит жрец, когда обряд завершен.
Совместная трапеза — тоже пришедший из Аркота ритуал. Там он означает, что все почитатели Богини перед Ее лицом равны, и пока длятся Девять Ночей, никто никого не «оскверняет». Здесь, конечно, это просто дань традиции и — одна из последних ниточек, связывающая здешний Храм с далекой южной прародиной.
Сплошным потоком верующие выходят из Храма и направляются к здоровенной избе напротив. Сперва мне кажется, что это дом старосты или даже усадьба местного помещика, но, оказывается, трапезная. Внутренний зал заставлен огромными, массивными столами. На них уже стоит небогатая, но вкусная снедь, приготовленная женами и дочерьми молящихся. Они, оказывается, тоже могут здесь пировать наравне с мужьями… Странно — в Аркоте «равенство» не заходит настолько далеко.
Когда съедено угощение, пиршество и не думает кончаться. Насытились пищей телесной, пора подумать и о духовной.
Как и в храме, начало положил жрец.
— Праздник невозможен без песни, танца, занимательного рассказа. Кто желает потешить общество?
Как ни странно, вперед двинулась Аэлла.
— Что давно не танцевала? — спрашиваю ехидно.
— Ага. Последний раз — в Ствангаре…
Хм, а ведь она права. Это таким, как я, известность ни к чему: того же Натана безопаснее было зарезать руками Атталики. А вот тем, кто хоть раз в жизни попробовал отравы под названием «сцена», хочется выступать снова и снова. В том числе и перед Богами…
Сначала я думал, что Аэ порадует нас еще одной страничкой из жизни богини-Лучницы, или хотя бы вспомнит что-нибудь об Исмине. Но нет — оказывается, она и сейчас считает себя ствангаркой.
Женщина приняимает у жреца бубен, встряхивает его и — поет. Под деревянными сводами разносится тревожная, суровая мелодия. Звучат и слова — пришедшие из седой древности, ибо с тех пор, как предками ствангарцев правили орки, прошло одиннадцать веков.
Сурова ночь зимняя тут и прекрасна,
Сверкают под звездною мглою снега.
Как будто сапфиры, рубины, алмазы
Небрежно рассыпала чья-то рука,
Все спит — до весны или только до утра.
Лишь мне одному, одному не до сна.
Виновен один только я в том, как будто,
Что платит дань нелюди наша страна.
Ну, это сильно сказано. Если кто-то так просто признал истину (что всему виной — не Божье попущение, а собственная глупость, трусость и лень) — это чудо почище тех, о которых распинаются жрецы всех Богов, хоть Единых, хоть множественных. Я, по крайней мере, с таким не сталкивался. Любим мы, смертные, валить на кого-то свои слабости…
Но в песне — отчего не изобразить давным-давно умершего человека таким, какими мы хотели бы (и не можем) стать сами?
О боже великий! Не тот ты, чьей властью
Сосут из нас кровь палачи и лжецы,
Кто людям закрыл путь к свободе и счастью,
И нелюди в рабство отдал — нет, не ты!
Не бог лицемеров ты, что в час жестокий,
Когда отнимают жизнь нашу и честь,
Смиренно зовут не противиться року,
До смерти надеждой пустой седце жечь.
Не бог ты глупцов, что, баранам подобных,
Идут, куда скажут, себя же губя,
И трусов, на подлость любую способных,
Легко предающих, спасти чтоб себя.
А тут неправ безвестный сочинитель, ох неправ! Именно три означенные категории и склонны оправдывать свои действия волей Богов. Стоит вспомнить Нехавенд с его трусливыми жрецами, лживым отцом Сиагрием, а также толпой баранов, которых Тетрик так удачно разделал при помощи Призыва Смерти. Смелые и честные делают все сами, ни на кого не уповая, и потому-то порой добиваются успеха. Редко, конечно, но…
Каллиан был как раз из таких — в этом поэт не врет. Так о чем там молит своего Аргишти древний ствангарец? Может, о том, чтобы Небесный Судья одолел ему врагов и все принес на блюдечке?
Ты, боже мой — разум могучий и ясный,
Свободы и правды надежный оплот,
Сквозь все неудачи, потери, несчастья
Зовешь, как труба боевая, вперед.
Униженных бог ты, что жаждут отмщенья,
Голодных сирот, обесчещенных жен,
Сказал нам: «Молясь, не добыть вам спасенья,
Врага победить можно только мечом».
Услышь же, Аргишти, одну лишь молитву,
И больше не буду просить ничего:
Дай сил мне, чтоб драться за родину в битве.
Пока бьется сердце, разить чтоб врагов.
Дай сил пережить пораженья, несчастья,
На муку и смерть в бой идти за народ,
За то, чтобы Васт наш несчастный однажды
Проснулся свободным от бед и невзгод.
Вдохни, боже, в сердце мне пламя свободы,
Чтоб слово мое обжигало огнем,
Звало, как труба боевая, в походы,
В которых мы родину вновь обретем!
Дай веры, чтоб не усомниться мне, боже,
Что цепи свои мы сумеем разбить,
Что, если погибну, другие без дрожи
Дорогу к победе сумеют торить.
Не дай остыть сердцу в тоске и неволе,
Стать глупым, ленивым, лжецом равнодушным,
Рабом у любых негодяев послушным.
Врагу покориться, боясь смерти, боли.
Песня кончается. Вообще Аэлла поет ее зря: окажись тут людишки вроде нехавендских, нам пришлось бы плохо. Но, видно, в ствангарских деревнях живут совсем другие люди. Недаром состоящая из них ствангарская армия, что греха таить, когда-то брала Марлинну. Вот и здесь — молиться Ритхи молятся, но не ленятся укрепить поселок, закупают оружие, наверняка умеют с ним обращаться…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сила Мира"
Книги похожие на "Сила Мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Буркин - Сила Мира"
Отзывы читателей о книге "Сила Мира", комментарии и мнения людей о произведении.