Александр Вурдов - Кандзявые эссе
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кандзявые эссе"
Описание и краткое содержание "Кандзявые эссе" читать бесплатно онлайн.
Так называемые Кандзявые эссе - первая из серии книг, запланированных к выходу под общим названием «Японский для души». Серия ставит своей задачей обеспечить любому желающему эффективное «вхождение» в японский язык, сняв с русскоговорящего европейца страх перед японскими и китайскими иероглифами, погрузить его в мир иероглифической образности, создать вокруг изучающего японский язык среду, благодаря которой понимание, запоминание и усвоение иероглифов станет если не простым, то крайне увлекательным делом. Книга постоянно обращается к личному опыту читателя, истории и культуре Японии и Китая, поэзии, пословицам и прочим явлениям и фактам, на фоне которых раскрывается таинственный и захватывающий мир японской письменности.
Книга предназначена для всех, кто хочет найти естественный, безболезненный и, что самое главное, свой путь в постижении японского языка.
[腹 - Живот ФУКУ_хара 13 (⺼ (130) мясо)]
Следует обратить внимание на роль «живота» в откровенно нефизиологических проявлениях:
腹の中で (хара но нака дэ) - в душе;
腹立つ (харадацу) - рассердиться;
腹立たしい (харадатасий) - раздражающий;
立腹 (риппуку) - гнев, ярость;
立腹る (риппуку суру) - рассердиться, негодовать;
腹の黒い (хара но курой), 腹黒い (харагурой) - злой, хитрый (как у нас человек с чёрным сердцем или с чёрной душой);
腹の大きい (хара но оокий) - великодушный, с широким взглядом на вещи (а не с большим животом);[678]
腹を見せる (хара о мисэру) - показать своё великодушие;
腹を探る (хара о сагуру)[679] - влезть в душу кому-либо.
Физиологических:
大きな腹をした (оокина хара о сита) - брюхастый, пузатый (сделавший большой живот);
腹下し (харакудаси) - понос;
腹下しをする (харакудаси о суру) - болеть поносом.
И абстрактно-ассоциативных:
山腹 (санпуку) - косогор, склон горы;
腹背 (фукухай) - перед и зад, фронт и тыл (живот и спина).
腹Самое трудное в запоминании кандзи «Живот» - это его изображение. Здесь мы встречаемся с четырьмя элементами, три из которых прекрасно подходят для объяснения его графики (肉 - мясо, 人 - человек, 日 - солнце). В начале стоит «мясо» - ливер он и есть ливер. Потом идёт раскрытый «человечек», внутри которого «солнышко», - весьма меткое замечание, ибо в человеческом теле всё тепло от живота, и солнце здесь как нельзя кстати. Правда, можно предположить, что раньше это было не олицетворением источника солнечного 日 тепла и энергии, а воплощением чистоты (белизны) души человеческой (白). Может быть и так, но нас это уже не должно беспокоить, потому что «солнце в животе» (источник энергии) - это как раз то, что нам нужно.
У нас серьёзные проблемы с нижним знаком (夂), трактовка которого вызывает довольно серьёзные затруднения. Вообще-то это 34-ый ключ, который частенько ассоциируют с зимой, поскольку кандзи 冬 (ТО:_фую_зима)[680] почти весь состоит из элемента 夂. Только ключ у «Зимы» не 夂, а 冫 (лёд), поэтому зиму можно визуально воспринимать как китайскую крышу (夂), с которой свисают ледяные сосульки 冫.
[冬 - Зима ТО:_фую 5 (冫 (15) лёд)]
冬枯れ (фуюкарэ) - зимнее увядание, унылый зимний вид.
立冬 (ритто:) - первый день зимы.
初冬 (сёто:) - начало зимы.
初冬に (сёто: ни) - в начале зимы.
В то же время элемент 夂 очень сильно похож на 35-ый ключ, который является ключом иероглифа 夏 (лето).
[夏 - Лето КА_нацу 10 (夊 (35))]
立夏 (рикка) - первый день лета.
初夏 (сёка) - начало лета.
初夏に (сёка ни) - в начале лета.
夏休み (нацуясуми) - летние каникулы.
夏服 (нацуфуку) - летний костюм.
Возвращаясь к «Животу» (腹) остаётся только добавить, что можно, конечно же, к нему привязать некие характеристики времён года (夏, 冬), но это уже будет выглядеть довольно несуразно. Куда проще, подключив образное восприятие, увидеть на месте не совсем понятного символа 夂 две ритуально скрещенные ноги, над которыми как раз в область живота входит короткий самурайский нож, специально предназначенный для совершения обряда сеппуку. Итак, слева мясо 肉 (как оно и должно быть, раз речь идёт о самой мясисто-ливерной части человеческого тела), справа наверху светлая и тёплая (как солнышко 日) часть человеческого (人) нутра, снизу - воткнутый в это нутро (аккурат над тем местом, откуда ноги растут) ритуальный нож. Вот и всё.
19.3. НЕБО И НЕБЕСА
Совершившим сеппуку уготованы разные судьбы, но мы-то с вами знаем, что покойному, ставшему божеством, прямая дорога на небо. За «небо» в японском языке отвечают кандзи 天 и 空. Первый из них, по всей видимости, показывает, что каким бы человек себя большим не считал (大), что бы он о себе не мнил, а есть нечто, что всегда было, есть и будет выше его, и это нечто даже не небо, а небеса.
[天 - Небо ТЭН_тэн 4 (大 (37) большой)]
В четвертом эссе этот кандзи нами был сопоставлен по звучанию с кандзи 田 (ДЭН_та) - поле. ДЭН → ТЭН.
天の川 (тэн но кава) - Млечный путь.
天国 (тэнгоку) - Рай.
天国に行く (тэнгоку ни ику) - отправиться на тот свет.
天上 (тэндзё:) - небеса.
天下 (тэнка) - вся страна, весь мир (поднебесье).
九天 (кю:тэн) - небеса (девять небес)[681].
天山 (тэндзан) - Тянь-Шань.
お天道さま (о-тэнто: сама) - Солнышко.
天馬 (тэнба) - крылатый конь, Пегас.
天才 (тэнсай) - талант, гений.
天才的な (тэнсайтэки на) - гениальный.
痴人の天国 (тидзин но тэнгоку) - страна дураков; страна молочных рек и кисельных берегов (рай для идиотов).
奇想天外な (кисо:тэнгай на) - совершенно неожиданный, фантастический, оригинальный.
天地 (тэнти) - небо и зёмля, верх и низ, вселенная.
天日 (тэнпи) - солнечный свет.
От небесного «тэнпи» можно легко перейти к вполне земным вещам.
天火 (тэнпи) - духовка.
天井 (тэндзё:) - потолок.
露天の (ротэн но) - открытый, некрытый, без перекрытия[682].
雨天 (утэн) - дождливая погода.
天水 (тэнсуй) - дождевая вода.
曇天 (донтэн) - пасмурная погода.
曇天の (донтэн но ...) - пасмурный, облачный.
今日は曇天です (кё:ва донтэн дэс)[683] - Сегодня пасмурно (облачно).
野天で (нотэн дэ) - на открытом воздухе, вне дома.
天道虫 (тэнто:муси) - божья коровка.[684]
Интересное получается совпадение в восприятии маленького пятнистого жучка: в России он называется божьей коровкой, в Англии - птичкой Богоматери (ladybird), во Франции - божьим животным (bête à bon Dieu), жуком Девы Марии (mariankäfer) - в Германии и так далее и тому подобное[685]. Откуда такое единодушие? Возможно, это связано с тем, что жучок, взлетая с пальца или с тростинки, всегда выбирает дорогу в небо[686]. Отсюда и японское название: 天道虫 - насекомое, следующее путём небес. Но означает ли 天道 (тэнто:) именно дорогу в небо? Скорее, путь Небес или, если совсем уж точно, то судьба, провидение. Характерно, что в народных поверьях многих стран божья коровка является символом солнца и способна предсказывать если не судьбу, то, по крайней мере, продолжительность человеческой жизни, и это хороший повод поговорить о судьбе, но уже в более приземлённом плане.
運Иероглиф 運 - это не армия 軍, растянувшаяся в ряд (連) по дороге (⻌), а гружённая всяческим скарбом тележка (車), которая катится по дороге (⻌). В японском языке к этому иероглифу привязываются два основных значения, первый из которых напрашивается сам собой: перевозить, переносить, тащить, двигать, передвигать, успешно идти, развиваться. Но во все времена поездка со скарбом (товаром, личным имуществом) всегда была сопряжена с большими опасностями. Каждый купец, отправляясь в дорогу, прекрасно осознавал степень риска, и ему ничего другого не оставалось, как уповать на свою судьбу. Отсюда и второе значение данного иероглифа - судьба.
[運 - Судьба УН_ун 12 (⻌ (162) дорога)]
[運 - Перевозить УН_хакобу 12 (⻌ (162) дорога)]
海連 (кайун) - морские перевозки, транспортировка морем.
水連 (суйун) - морские и речные перевозки.
運動 (ундо:) - движение, моцион, физкультура, деятельность.
運動する (ундо: суру) - двигаться, заниматься спортом.
戸外の運動 (когай но ундо:) - игры на открытом воздухе.
幸運 (ко:ун) - счастье, удача.
武運 (буун) - военная удача.
国運 (кокуун) - судьба страны.
不運 (фуун) - несчастье, несчастная судьба, горькая доля, злополучная судьба, невезение.
不運な (фуун на) - несчастный, злополучный, неудачливый.
運がよい (ун га ёй) - везёт.
運がよければ (ун га ёкэрэба) - если повезет, то ...
足を運ぶ (аси о хакобу) - направляться, ходить.
Слово «хакобу» запоминается очень легко: обычно товар и прочие грузы перевозят в коробках, а коробка по-японски - «хако»:
この箱を運んでください - Передвиньте, пожалуйста, ящик (коно хако о хакондэ кудасай).
[箱 - Коробка СО:_хако 15 (竹 (118) бамбук)]
箱 (хако) - ящик, коробка, футляр, сундук.
タバコ箱 (табакохако) - портсигар.
手箱 (тэбако) - шкатулка, ларец.
芥箱 (гомибако) - мусорный ящик (корзина, урна).
この箱の中に何かありますか (коно хако но нака ни нани ка аримас ка) - В этом ящике есть что-нибудь?
この箱の中に何がありますか (коно хако но нака ни нани га аримас ка) - Что находится в этом ящике?
Кандзи 箱 получает свой он «СО:» от кандзи 相, входящего в него на правах компонента. К сожалению, в своё время кандзи 相 по причине большого количества значений, слабо согласующихся с его графикой, оказался настолько расплывчатым в плане понимания, что его услуги по идентификации кандзи «Ящик» сейчас для нас практически бесполезны, и нам не остаётся ничего другого, как воспринять графический образ ящика таким, какой он есть. Итак, перед нами нечто, сделанное из деревянных (木) досочек (в элементе 目 в данном случае предпочтительнее будет видеть не глаз, а сколоченный из досок ящик) и закрытое сверху сплетенной из бамбука крышкой. Вот и всё, и никаких лингво-этно-семиотических тонкостей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кандзявые эссе"
Книги похожие на "Кандзявые эссе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Вурдов - Кандзявые эссе"
Отзывы читателей о книге "Кандзявые эссе", комментарии и мнения людей о произведении.