Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шамбала. Сердце Азии"
Описание и краткое содержание "Шамбала. Сердце Азии" читать бесплатно онлайн.
Среди множества любителей и профессионалов дальних странствий лишь некоторые покинули свою родину и обосновались там, где живет их мечта. Гениальный французский художник Поль Гоген уехал на Таити, автор «Космической одиссеи 2001» Артур Кларк нашел свою землю обетованную на Цейлоне (Шри-Ланке). Николай Константинович Рерих (1874—1947) родился и вырос в столице Российской империи, а умер в «стране снежных гор» (Химачал-Прадеш) в Гималаях, на севере Индии.
Прославился бы Рерих, если бы был только художником? Несомненно, ведь среди 5000 его живописных и монументальных работ немало признанных шедевров мирового уровня. А если бы он был только писателем? Вероятно, ведь вихрь сведений, мыслей, чувств, ассоциаций и гениальных догадок книг Рериха увлекает читателя в свой водоворот и поднимает все выше и выше. А как общественный деятель? Еще бы, иначе как бы он смог пробить стену косности и подвигнуть мир к принятию коллективного решения о защите культурного достояния человечества?! А ведь этот человек состоялся и прославился не только как художник, писатель и общественный деятель, но и как философ, ученый и путешественник.
Перед вами книга, в которой рассказывается о грандиозном и захватывающем путешествии Н. К. Рериха и его спутников по Центральной Азии. Цейлон, Индия, Монголия, Восточный Туркестан, Сикким, Ладакх, Тибет – все было исхожено и изведано. Жара и холод, горные тропы и коварные перевалы, вооруженные столкновения и недоразумения с властями – и беседы, беседы, беседы с местными жителями об автомобилях и железных дорогах, о революции и буддизме, об идолах и тайнах восточных учений. И поиск Шамбалы – страны Духа.
Подробные дневниковые записи о перипетиях этого увлекательного и опасного путешествия гармонично дополняют размышления великого русского гуманиста о путях развития человечества, загадках древних цивилизаций и единстве пути Запада и Востока.
Обработка и систематизация обширных научных материалов, собранных экспедицией, потребовали создания и долгих лет труда целого института. Но одно несомненно – вся жизнь этого замечательного человека, все его свершения говорят об одном – он нашел свою Шамбалу.
Электронная публикация включает все тексты бумажной книги и основной иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Издание щедро иллюстрировано цветными и черно-белыми изображениями еще и сегодня труднодоступных экзотических мест, которые посетила экспедиция. Подарочное издание рассчитано на всех, кто интересуется историей географических открытий и любит достоверные рассказы о реальных приключениях. Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», напечатано на прекрасной офсетной бумаге и элегантно оформлено. Издания серии будут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
179
Зороастр (Заратуштра) – основатель религии зороастрийцев (огнепоклонников, магов), живший, по легенде, около начала V века до н. э., а по расчетам историков – 500 или даже на 5000 лет раньше. Зороастризм основан на представлении о борьбе добра и зла и на почитании основы жизни, всеочищающего огня. До арабских завоеваний эта религия была широко распространена в Персидской империи, Азербайджане и Средней Азии; ныне последователи этой религии в небольшом числе имеются в Индии (главным образом в районе Бомбея) и зовутся парсами.
180
Шекели – древнееврейская, а также современная (Израиль) денежная единица. Академик Окладников указывал, что здесь в тексте неточность: чеканка монет впервые началась в малоазиатском государстве Лидия, через 400–600 лет после времени Соломона (960–935 гг. до н. э.).
181
Чандрагупта Маурья – правитель Индии между 322 и 298 гг. до н. э., основатель династии Маурья, или Маурия (322–185 гг. до н. э.); его могущественная империя объединяла значительную часть Индии и западные области Ирана.
182
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) (1314–1392) – монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра, Загорск), преобразователь монашества в Северной Руси.
183
Бодхисатва («тот, сущность которого знание») – те последователи учения, которые, накопив добродетели, отказались от возможности стать буддами ради помощи в достижении просветления всем живым существам. Хинаяна признает лишь двух бодхисатв – Сиддхартху Гаутаму до его рождения и будущего будду – Майтрейю; в махаяне их много, но главных – восемь, и среди них – Авалокитешвара, якобы воплощающийся в каждом далай-ламе.
184
Друиды – у кельтских народов и древних саксов – жрецы. У друидов чашей жизни называлась чаша кедровой смолы-живицы, действительно целебный напиток. Смола кедра употреблялась также шумерами (в Хоросанском царстве) и зороастрийцами, которые считают, что от сожжения смолы в чаше родился огонь Зороастра.
185
Согласно легенде, Грааль – это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере. В нее же собрали несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, а по некоторым версиям, и вечную жизнь.
186
«Камни Стефана» – речь идет о католическом «святом» Стефане, побитом камнями во время гонения на христиан.
187
Кампо Санто – традиционное итальянское кладбище в виде двора, окруженного аркадами, с гробницами под ними, украшенными статуями. Самое известное Кампо Санто – в Пизе, сооруженное в 1278–1283 гг. по плану Джованни Пизано, в готическом стиле, украшенное фресками.
188
«Орлиные гнезда Фаэнцы или Монте-Фальконе» – города в Северной Италии, в области Эмилия-Романья, в окрестностях которых сохранились средневековые романские замки.
189
Гайя (ныне Бодхгайя) – место близ Сарнатха, где, согласно буддистской традиции, Сиддхартха Гаутама, неудовлетворенный аскетизмом как методом достижения истины, предался размышлениям и созерцанию. В результате на него снизошло «просветление», то есть он стал Буддой. Священное место для буддистов и индуистов.
190
«Известны места рождения и смерти учителя – в Непале» – согласно буддистской традиции, Будда родился в Непале, но умер он в Кушинагаре (ныне Касия), в округе Горакхпур, штат Уттар-Прадеш, Индия.
191
Меру – символическая гора, центр мира и обитель богов индуистской мифологии; в Махабхарате называется также Мандара, в поздних текстах буддизма – Сумеру.
192
Религиозный глава монгольских буддистов, именуемый «живым Буддой».
193
«Из этого окна» – то есть одного из окон усадьбы Талай-Пхо-Бранг.
194
Чудь – древнерусское наименование эстов, а также племен, обитавших в пределах владений Новгорода Великого – от Онежского озера до Урала. В Прикамье – легендарный древний народ. Это название входит в некоторые устойчивые обороты: чудь белоглазая; чудь заволочская, чудь псковская.
195
«Земля толкует о подземных городах… храмах, ушедших под воду» – имеются в виду легенды и предания у разных народов об «ушедших» под землю или под воду городах, например, «Сказание о граде Китеже». Такие легенды часто базируются на реальных событиях.
196
Гандан – буддистский монастырь вблизи Лхасы.
197
Дзонкапа (1357–1419) – известный тибетский реформатор буддизма, основатель ламаистской церкви и секты гелугпа, или «желтых шапок», автор множества буддистских сочинений. Современное написание Цзонкапа.
198
Матерь Мира – культ «земли-матери», богини плодородия у древних народов, возник в эпоху матриархата, часто отличался грубым натурализмом.
199
«Культ… Медведицы и Ориона» – у ранних земледельческих народов засушливых районов существовал культ звезд, поскольку астрономические наблюдения непосредственно касались вопросов организации сельскохозяственных работ.
200
Иов – автор одной из частей Библии – Книги Иова, философско-религиоз-ного трактата, созданного в VI в. до н. э.
201
«Три Мага» – иначе три волхва (мага, ведуна), предсказавшие рождение Иисуса Христа и пришедшие ему поклониться; здесь – три яркие звезды «пояса» созвездия Орион, астрологически определявшиеся как «три мага».
202
Канченджанга (тибетск. Канг-чен-дзо-нга – «пять сокровищниц больших снегов») – пятивершинная гора, из которых главная, третья в мире по высоте (8585 м), находится в крайнем северо-западном «углу» Сиккима.
203
Бкра-Шис-Лкинг – буддистский монастырь в Сиккиме.
204
«Разноцветная толпа фигур ада…» – сцены, живописующие ламаистский ад, всегда изображаются в буддистских храмах Центральной Азии.
205
Белые духи – в ламаистской мифологии духи смерти, наказывающие грешников в аду.
206
«После узорчатости персидской и могольской миниатюры» – иранская, или персидская, миниатюра возникла на основе стенной живописи, а позднее оказалась связанной с оформлением рукописей. Ее расцвет относится к XVI–XVII вв. Могольская миниатюра сложилась в последней трети XVI в. при дворе императора Акбара и является первой в средневековой Индии светской школой живописи.
207
Хара-Хото (Харахото; монг. «черный город») – мертвый тангутский город X–XIII вв., развалины которого в начале в начале XX в. обнаружил Козлов. В 1914 г. этот город исследовал английский археолог Аурел Стейн.
208
Хранители – духи-охранители закона и веры в ламаистском пантеоне. Говоря о масках, Рерих имеет в виду ритуальные маски, надеваемые ламами во время ритуальных танцев.
209
Тантра в общем смысле – текст с описанием основ той или иной индуистской культовой практики. Но в данном случае речь идет все-таки об одной из основ тибетского ламаизма – тантризме. Сущность его состоит в представлениях о том, что человек (микрокосмос) – копия Вселенной (Макрокосмоса), чем и обусловливается их тесная связь, поэтому считается, что человек способен управлять силами природы путем заклятий, таинственных формул, магических текстов и т. п.
210
«Трактат о переселении душ» – эта тематика является типичной для тибетских книг.
211
Кереш, Чома де (1784–1842) – венгерский филолог и путешественник, основатель европейской тибетологии. Умер и похоронен в Дарджилинге.
212
«Во времена бесед св. Иоанна Делакруа со св. Терезою» – то есть в конце XIX в., когда жили эти святые.
213
Менданг – небольшое каменное сооружение, увенчивающее вершину холма или иное возвышенное место, обращенное фасадом на восток. Служит местом уединения отшельникам и ламам, предназначено для сосредоточенного размышления и созерцания.
214
Напиток бессмертия у индийских богов, добытый при пахтанье «молочного океана».
215
Танжерины – апельсины из Танжера (Северо-Западная Африка).
216
«Иногда вода уменьшается, но иногда и сильно увеличивается» – конечно, этот факт легко можно объяснить обыкновенным жульничеством, у священнослужителей есть в запасе целый год, чтобы снять крышку, отлить или долить воды и снова опечатать сосуд…
217
Раху (Рагху) – демон, который стремится поймать и проглотить Луну и Солнце – так объяснялись затмения. По старым поверьям, в таких случаях надо производить как можно больше шума, чтобы испугать Раху и заставить его выпустить Солнце или Луну. Это здесь и описывается.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шамбала. Сердце Азии"
Книги похожие на "Шамбала. Сердце Азии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии"
Отзывы читателей о книге "Шамбала. Сердце Азии", комментарии и мнения людей о произведении.