» » » » Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.


Авторские права

Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Здесь можно скачать бесплатно " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юмористические стихи, издательство Советский писатель, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Рейтинг:
Название:
Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Автор:
Издательство:
Советский писатель
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.






Под Михаилом, очевидно, подразумевается М. Дмитриев, вероятно уязвленный эп-мой «Надпись к портретам…», где Грибоедов назвал его «Михайла»; в своей очередной полемической статье он поставил подпись: «Михаил Дмитриев».

809. PC, 1872, № 3, с. 429, ст. 1–4; Берл. изд., с. 99, ст. 5–8, где ошибочно приписано А. С. Пушкину, с искажениями; «Новый мир», 1938, с. 278, полный текст, реконструированный М. А. Цявловским по альбому Е. П. Ростопчиной (ЦГАЛИ). Перед текстом помета Е. П. Ростопчиной: «Как Грибоедов определял мнение о себе московских дам», что позволяет уточнить смысл экспромта, связан-кого с арестом Грибоедова по делу декабристов и пребыванием его на гауптвахте Главного штаба (с 11 февраля по 2 июня 1826 г.). В одном из списков XIX в. (ГПБ) первое четверостишие содержит характерное изменение, распространяющее экспромт на более широкий круг лиц:

По духу времени и вкусу
Мы не терпели слово «раб»,
Зато нас посадили в штаб
И притянули к И<и>сусу.

Притянут к Иисусу — привлечен к суду. Князь Голицын — вероятно, московский генерал-губернатор Дмитрий Владимирович (1771–1844), к которому московские дамы могли адресоваться с запросом о судьбе арестованного Грибоедова.

П. А. ВЯЗЕМСКИЙ (1792–1878)

В историю русской эп-мы Вяземский вошел как полемист, чьи эп-мы на личности были беспощадны; многие из них широко распространялись в списках, наряду с нелегальной декабристской литературой. В 1810-е гг. эп-мы Вяземского направлены против деятелей «Беседы любителей русского слова» (во главе с А. С. Шишковым) и эпигонов Карамзина. В 1820-е гг. он выступает вместе с Грибоедовым против М. А. Дмитриева и А. И. Писарева, взявших под обстрел «Горе от ума»; вместе с Пушкиным клеймит эп-ми Булгарина; вместе с Баратынским «казнит» Н. А. Полевого, выступившего в конце 1820-х гг. против передовых дворянских писателей. Бурная перепалка начала 1830-х гг. вокруг ЛГ Дельвига побудила Вяземского напечатать в СЦ на 1831 г. стих. «К журнальным благоприятелям», в котором он иронически сетует на «неблагодарность» своих литературных противников:

Не я ли в люди вывел вас
Из Глазуновского кладби́ща,
Живых покойников жилища,
Где вас смертельный сон настиг
И где заглавья многих книг
Гласят в замену эпитафий,
Что тут наборщика рукой
На лобном месте типографий
Казнен иль тот или другой.
Скажите, скольких мимоходом
Из вас я повил пред народом
Под мой насмешливый свисток,
Взлелеял вас под шапкой
                                    пестрой,
И скольких выкормил я впрок
На копьях эпиграммы острой?

Не ограничиваясь литературной полемикой, молодой Вяземский писал эп-мы политические, которые по своей общественной направленности непосредственно смыкаются с др. сатирическими жанрами (ноэль, басня, куплеты), обильно представленными в его творчестве тех лет. После разгрома декабризма, в 1830–1840-е гг., Вяземский обмолвился лишь несколькими эп-ми на Полевого и Булгарина. Только с выходом в свет его первого стихотворного сб. «В дороге и дома» (М., 1862) воскресает Вяземский-эпиграмматист. Но это уже другой Вяземский, — он стал консерватором; другими стали и его эп-мы. Чуждый новым поколениям, враждуя с приверженцами революционно-демократического, славянофильского, либерального и реакционного направлений 1860–1870-х гг., Вяземский сыпал эп-мы и налево и направо. Изменилось и жанровое своеобразие эп-м позднего Вяземского: они тяготеют к афоризму, к морализующей надписи, к стихотворному фельетону. Подписи Вяземского:…В…, В ***, К. В…й, Кн. Вяз…, К. В-ой, N., В. З.

810. BE, 1808, № 24, с. 257, подпись: …В…

811. BE, 1810, № 11, с. 210, подпись: …В… Вольный перевод шестистишия Вольтера на смерть Доба, племянника Фонтенеля «Qui frappe-là? dit Lucifère…». Адресат — С. С. Бобров (см. примеч. 793), прозванный Бибрисом за пристрастие к вину (от лат. bibere — пить). Певец ночей. Бобров написал поэму «Рассвет полночи, или Созерцание славы, торжества и мудрости порфироносных, браноносных и мирных гениев России» (1804). Шахматно-пегий гений. Иронический намек на описание аспидов в одной из поэм Боброва: «И выставляют пестру спину иль шахматное, пего чрево». Помимо эп-м, Вяземский откликнулся на смерть Боброва шутливым некрологом, оставшимся неопубликованным (ЦГАЛИ).

812. Там же, с. 210, подпись: …В… Бибрис — С. С. Бобров (см. предыдущее примеч.).

813. «Собр. русских стих.», ч. 5, М., 1811, с. 276, подпись: В. Вероятный адресат — П. И. Шаликов (см. спр. п. примеч. 589), которого Вяземский высмеивал под именем Вздыхалова.

814–818. 1—«Собр. русских стих.», ч. 5, М., 1811, с. 221, подпись: В. Перевод эп-мы Ж.-Ф. Гишара «Je te tiens, souris téméraire…», в которой противопоставлены Вольтер и Прадон. Адресат эп-мы Вяземского — Д. И. Хвостов (см. спр. п. примеч. 308). Ты грызть пришла здесь Дмитриева том. Сравнение Хвостова с И. И. Дмитриевым вызвано тем, что оба они были баснописцами. 2 — Вяземский, изд. 1935, с. 401. Перевод эп-мы французского писателя Клода Карломана де Рюльера (1735–1791) «Sur Pezay qui portait des talons rouges…». 3 — там же, с. 401. Эзопом с ног до головы. Насмешка над баснями Хвостова и намек на его непривлекательную внешность. 4 — Вяземский-ПСС, т. 3, с. 269. Эп-ма высмеивает перевод трагедии Расина «Андромаха», напечатанный в 1794 г. Хвостовым и затем несколько раз переиздававшийся Стикских вод. Стикс (греч. миф.) — река подземного царства мертвых. Прадон Никола́ (1632–1698) — французский поэт и драматург, тщетно пытавшийся соперничать с Расином. 5 — ОА, т. 3, с. 109, в письме Вяземского к А. И. Тургеневу от 25 марта 1825 г. Эп-ма пародирует «Надпись к портрету гр. Д. И. Хвостова» Е. Лялина (ДЖ, 1825, № 7, с. 28):

Хвостов на Пинде — соловей,
В Сенате — истины блюститель,
В семействе — гений-покровитель
И нежный всюду друг людей.

Пинд (греч. миф.) — горный хребет с вершинами Парнас и Геликон, где обитали музы; в переносном смысле место вдохновения, творческое одушевление.

819–822. 1 — СПВ, 1812, № 5, с. 166, подпись: В. З. Картузов — П. И. Голенищев-Кутузов (см. примеч. 338). 2 — РА, 1866, № 3, стлб. 489. Вызвала восторженный отзыв Д. В. Дашкова в письме к Вяземскому от 13 декабря 1813 г.: «Эпиграмма отправилась тотчас путешествовать по Петербургу под фирмою: „Из Катулла“, чему в Беоции нашей многие добродушно поверят, — и я постараюсь доставить ее самому Картузову через какого-нибудь масона в полном собрании ложи. Ручаюсь вам, что скоро все здешние попугаи будут кричать из окошек „Картузов-куратор“!» (РА, 1866, № 3, стлб. 491–492). 3 — ПЗ на 1823 г., с. 268. П. И. Голенищев-Кутузов переводил стих. Сапфо (см. примеч. 470). Фаон — см. примеч. 470. 4 — Вяземский-ПСС, т. 3, с. 249. В 1804 г. Голенищев-Кутузов издал свой перевод произведений древнегреческого поэта Пиндара (VI в. до н. э.).

823–824. Б, 1821, № 10, с. 147, без подписи, с пометой: Варшава. 1. Имеется в виду поэма Грузинцева Александра Николаевича (1779–1840-е гг.) «Спасенная и победоносная Россия в девятом-на-десять веке» (1813). Ранняя ред. эп-мы приведена в письме Вяземского к А. И. Тургеневу от 29 сентября 1813 г. (ОА, т. 1, с. 17):

             Кутузова рукой победной
От дерзких пришлецов Россия спасена,
Но от дурных стихов твоей поэмы бедной,
                               Ах, не спаслась она!

2. Мизинцев — А. Н. Грузинцев. Харибда и Сцилла (греч. миф) — кровожадные чудовища, обитавшие по сторонам узкого пролива, через который плыл корабль Одиссея; в переносном смысле означает оказаться между двумя смертельными опасностями.

825. «Собр. русских стих.», ч. 5, М., 1811, с. 241, подпись: В. Арист — близкое к нарицательному прозвище поэта; происходит от имени полумифического поэта древнейшей эпохи Греции Аристея.

826. Там же, с 240, подпись: В. Вероятный адресат — С. С. Бобров (см. примеч. 793). Диоген — здесь в нарицательном значении: философ; Диоген — см. примеч. 14.

827. BE, 1812, № 3, с. 204, подпись: К. В…й.

828. «Пантеон русской поэзии», ч. 6, СПб., 1816, с. 137.

829. «Рос. музеум», 1815, № 9, с. 263, подпись: В ***. Перевод эп-мы П.-Д. Экушара-Лебрена на Юрбена Домерга «Pour mettre en pièces mon quatrain…».

830–831. 1 — Вяземский, изд. 1935, с. 405. На полях автографа осудительная помета Жуковского: «Дурно, потому что несправедливо. Не только несправедливо, но и дурно». Шишков Александр Семенович (1754–1811) — писатель воинствующе консервативного направления, бывший адмирал, глава «Беседы любителей русского слова», автор книги «Рассуждение о старом и новом слоге» (1803). Доказывая, что русский язык происходит от церковнославянского, Шишков настаивал на широкой архаизации современного литературного языка с целью очищения его от чужеродных примесей (подразумевались иностранные заимствования в словаре, развивающаяся гибкость словоупотребления и проч.). 2— РА, 1874, кн. 1, с. 489, в публикации «Из старой записной книжки» Вяземского. А. С. Шишков пытался внедрить в язык неологизмы, произведенные от исконно русских корней. Ков — подвох, коварство. В ст. 3–4 Вяземский обыгрывает фамилию адресата: Шиш-ков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антология

Антология - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.