Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кентерберийские рассказы"
Описание и краткое содержание "Кентерберийские рассказы" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая книга является первым в России полным академическим изданием «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, одного из самых известных и важных памятников английской литературы позднего средневековья (XIV в.). Чосер не успел завершить «Кентерберийские рассказы», до нас они дошли лишь частично. Книга содержит перевод всех десяти сохранившихся фрагментов памятника, расположенных в том же порядке, что и в наиболее авторитетных рукописях. В разделе «Дополнения» дана лирика Чосера. В «Приложениях» читателю предлагаются статьи о творческом пути Чосера, о литературных параллелях данного памятника с творчеством русских писателей: Гоголя, Толстого, Достоевского.
1282
398 Но не приносит ни беды, ни зла… — Ср. Катоновские двустишия, I: 12.
1283
411 …Многоглаголанье — источник зла. — Ср. Притч. 10:19.
1284
416 Язык так разрубает пополам… — Ср. Пс. 56:5: «…язык — острый меч». Ср. также Притч. 6:16-18.
1285
419 Клеветники все Богу неугодны. — Ср. Притч. 6:19, 10:18, 17:20, 26:28, Пс. 14:3, 51:4, 43:17, 72:8. Слово «дьявол» происходит от древнегреческого «клеветник», «соблазнитель».
1286
3 А в градусе двадцать девятом было… — Чосер снова заимствует астрономические данные для определения времени из «Календариума» Николая Линнского (см. примеч. к Прологу Юриста, 3-4). Данные соответствуют 16 и 17 апреля. См. также примеч. к Общему прологу, 7.
1287
22 …прелат ты, иль викарий…. — В оригинале противопоставление «vicary» — викарий, священник, замещающий на приходе официального держателя места, получающего все доходы с десятины; и «person» — собственно приходской священник.
1288
36 …Которое преподал Тимофею… — 1 Тим. 1:4, 4:7, 2 Тим. 4:4.
1289
40 К чему же плевелы мне рассевать… — аллюзия на притчу о плевелах: Мф. 13: 24-30.
1290
44 …благое поученье… — Выбор темы поучения понятен, так как паломники собираются готовиться к причастию и поклонению мощам. Жанр поучения или наставления не идентичен жанру проповеди, поэтому выбор источников для текста также оправдан.
1291
50 …рэм, рам, руф низать я не умею… — Традиция безрифменного аллитерационного стиха, в котором часто трижды повторялась одна и та же предударная согласная, доминировавшая в англосаксонский период, к XIII в. сохранилась только на севере Англии, в наименее норманизированных графствах (в этом смысл замечания священника, что он «южанин»).
1292
51 По буквам звонкий складывая стих… — В оригинале «гут» — рифмованный стих, характерный для средневековых эпических поэм и любовной лирики.
1293
60 …в град небесный… — Небесный град праведников, в который попадут души спасенных (см. Откр. 3:12, 21:2). В католическом богословии соответствует Церкви Торжествующей на небесах.
1294
Источники Рассказа Священника — трактат «Сумма о покаянии» («Summa de poenitentiae») св. Раймонда Пеннафорте (ок. 1175-1275) — богослова, профессора канонического права в Болонском университете, впоследствии генерала ордена доминиканцев; трактат «Сумма пороков» («Summa vitiorum») Гильома Перо (латинизир. Перальтус, ок. 1190 — 1271) — монаха-доминиканца, местоблюстителя Лионской архиепископии. По трактату Перо написаны фрагменты о грехах («О гордости» и далее). Оба этих текста были чрезвычайно популярны в XIII-XV вв. и сохранились во множестве копий со значительными разночтениями. Этим могут быть объяснены, как и в Рассказе о Мелибее, многочисленные ошибки Чосера в атрибуции цитат и библейских аллюзий. Некоторые места восходят к французскому трактату «Сумма пороков и добродетелей» (или «Сумма для короля», «Somme de Vices et de Vertus», 1279-1280) брата Лорана, исповедника французского короля Филиппа III Смелого (1270-1285).
Особенно часто в тексте цитируются труды четырех латинских Отцов Церкви — Амвросия Медиоланского (см. примеч. к Рассказу Второй монахини, 275), Августина (см. примеч. к Общему прологу, 203), Иеронима (см. примеч. к Прологу Батской ткачихи, 9), папы Григория I (ок. 540 — 604), автора «Собеседований» и комментария на Книгу Иова, известного под названием «Великие наставления» («Magna Moralia»), а также Исидора Севильского (ок. 560 — 636), автора первого средневекового фундаментального свода знаний «Этимологии» и этического трактата «Сентенции».
Согласно католической доктрине, покаяние занимает особое место среди таинств церкви, так как оно единственное является и таинством, и добродетелью (Фома Аквинский. Сумма богословия, III, 90). Частями покаяния Фома называет сердечное сокрушение в грехах («внутреннее покаяние»), словесную исповедь («внешнее покаяние») и искупление (исправление в поступках). Все они вместе дают человеку «доску, за которую он может держаться после кораблекрушения» (Сумма богословия, III, 84, 6).
1295
1. …отчего оно так называется… — в Рассказе об этом не упомянуто, соответствующее место есть в трактате Раймонда Пеннафорте (традиционная этимология — от лат. poena, т.е. «наказание»).
1296
2. …пойти в паломничество без одежды… — т.е. в одной власянице — рубашке из грубого неокрашенного полотна. По традиции в первый день Великого поста приговоренные к публичному покаянию, босые, остриженные, с посыпанной пеплом головой, собирались у дверей кафедрального собора, где епископ объявлял им об их извержении из церкви. Так начиналось их сорокадневное покаяние, по окончании которого они снова могли быть приняты в общине. Виды покаяния Чосер излагает согласно Раймонду, который, в свою очередь, заимствовал их из «Проповедей» Августина. Фома также рассматривал виды покаяния (до крещения, после крещения — в смертных и простительных грехах, «Сумма богословия», III, 84, 2). Фома выделял четыре причины, по которым некоторые виды покаяния должны быть публичными: чтобы открытый грех получил видимое всем лекарство, чтобы наказание грешника было более стыдным и памятным, чтобы позор отвращал от греха других, чтобы раскаяние кающегося уязвило совесть закоснелых в грехе (Сумма Богословия. Дополнение, 28).
1297
3. …Сотворите же достойный плод покаяния… — Мф. 3:8.
1298
4. …По плодам их… — Мф. 7:20.
1299
5. …Страх Господень… — Притч. 16:6.
1300
6. …В сердце своем сокрыл я слово твое… — Пс. 117:11,16.
1301
7. …в видении Навуходоносора… — Дан. 4:10-27.
1302
8. …К Богу должно говорить… — Иов. 34:31.
1303
9. …Тихо буду проводить… — Ис. 38:15.
1304
10. …Итак, вспомни, откуда ты ниспал… — Откр. 2:5.
1305
11. …как пес возвращается к своей блевотине… — Притч. 26:11, 2 Пет. 2:22.
1306
12. …Вспомните о путях ваших… — Иез. 20:43.
1307
13. …Всякий, делающий грех, есть раб греха. — Ин. 8:34; 2 Пет. 2:19.
1308
14. Что золотое кольцо в носу у свиньи… — Притч. 11:22. Цитата из Сенеки — Нравственные письма, LXV, 21.
1309
15. …как говорит апостол Павел… — Рим. 14:10. Ниже цитируется также проповедь «К священникам в собрании», приписываемая Бернарду Клервоскому (см. примеч. к Рассказу Второй монахини, 30) и «Медитация» философа и богослова Ансельма Кентерберийского (1033-1109).
1310
16. …Не малы ли дни мои? — Иов. 10:20-22.
1311
17. …Да облекутся противники мои бесчестьем. — Пс. 108:29.
1312
18. …о которых царь Давид сказал… — Ср. Пс. 38:7.
1313
19. …Будут истощены голодом… — Втор. 32:24, 33.
1314
20. …Под тобою подстилается червь… — Иак. 14:11.
1315
21. …через пророка Михея… — Ср. Мих. 7:6.
1316
22. …стонами и скрежетом зубовным… — Мф. 13:42, 25:30.
1317
23. …огня неугасающего… — Ис. 66:24.
1318
24. …что вступит в страну мрака… — Иов. 10:21.
1319
25 …отверженным дана будет смерть без смерти… — Григорий. Комментарий на Книгу Иова, IX, 66.
1320
26. …В те дни люди будут искать смерти… — Откр. 9:6.
1321
27 …в аду нет ни порядка, ни устройства. — Иов. 10:22.
1322
28. …Обратит Господь землю плодородную… — Пс. 106:34.
1323
29. …огонь мира сего даст Господь… — Василий Великий (ок. 330-379) — раннехристианский богослов, епископ Кесарийский. Цитируется его «Гомилия на Псалм 28:7».
1324
30. …со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. — Притч. 11:7.
1325
31. …кто довольно учен, дабы познать муки, что за грехи установлены и назначены, должен предаться скорби… — Ср. Еккл. 1:18.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кентерберийские рассказы"
Книги похожие на "Кентерберийские рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы"
Отзывы читателей о книге "Кентерберийские рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.