» » » » Коллектив авторов - Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли


Авторские права

Коллектив авторов - Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли
Рейтинг:
Название:
Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7429-0818-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли"

Описание и краткое содержание "Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли" читать бесплатно онлайн.



Как относится Дух к миру, в котором мы живем? Как он относится к миру грядущему, который порой называют «новое творение»? В представленном сборнике собраны статьи ученых – специалистов по физике, биологии, математике, психологии, социологии и теологии. Авторы не только представляют разные страны (Великобритания, Германия, Греция, Россия, США, Украина), но и принадлежат к различным вероисповедным традициям: от русского и греческого православия и римо-католицизма до пятидесятничества. Каждый из них подходит к данной теме с использованием методов и возможностей своей специальности. Такое обсуждение научных и теологических перспектив роли Духа в творении и новом творении ведет к плодотворному диалогу, способствующему лучшему пониманию и благоговейному отношению к творческому действию Духа.






Нет нужды делать из Джона Уэсли криптоэволюциониста, чтобы увидеть, что эти замечания удивительным образом предвосхищали теорию Дарвина, показывая в деталях, как вся длинная Божья «цепь бытия» демонстрировала связи и подобия, ибо все происходило из творческой деятельности одного и того же Бога-Творца. Все, что необходимо было сделать Дарвину, – это соединить уже существующие точки, показывая, что у великой лестницы жизни есть важные вертикальные стойки, соединяющие все ступеньки воедино и создающие для них единую историю.

Все живые существа имеют один общий источник, обладают одним и тем же генным кодом, который за исключением небольших случайных различий является универсальным; все они структурированы по общему клеточному единству и представляют удивительно похожий основной молекулярный механизм с общими для всех биохимическими путями. Без общей эволюционной истории все это не имеет никакого значения. Но в то же время таким же поразительным является эволюционное разнообразие, разделение живых форм на мириады проявлений способности к жизни. В действительности никто не знает точного числа видов на земле. Количество уже классифицированных составляет порядка двух миллионов. Существует 4629 видов млекопитающих, около 10 тыс. видов птиц, 15,3 тыс. видов рыб, 250 тыс. цветущих растений, 69 тыс. видов грибов и 50 тыс. видов или групп видов деревьев. Однако все эти числа блекнут в своей незначительности по сравнению с 850 тыс. видов уже классифицированных насекомых, из которых 300 тыс. видов жуков; а по разным оценкам, 80–95 % видов насекомых еще подлежат классификации и должны получить название[17]. Таким образом, в конечном счете количество видов в мире скорее порядка 20 млн, чем 2 млн, особенно если пропорция скрытых видов оказывается такой большой, как это предполагается некоторыми учеными. И все это поразительное разнообразие порождается изящной комбинаторной геномной системой варьирующихся генов, количество которых вряд ли достигает 10 тыс. Живой мир представляет впечатляющее единство, но одновременно и экзотическое эволюционное многообразие.

II. Порядок и беспорядок

Второй аспект влияния ruach’a Божьего, носящегося над водами, состоит в привнесении порядка в мир tohu vebohu (в переводе «бесформенный и пустой»), изображенный в Быт 1. 2. Буквальная структура Быт 1 описывалась неоднократно: в первые три дня в ней придается форма, а в последующие три дня возникает полнота живых существ, наполняющая форму. Творческое действие Божье через силу Его ruach связано с Его мудростью (Притч 8. 22–31), а Его суд в Ветхом Завете над теми, в ком не хватает мудрости, часто ассоциируется с возвращением в состояние tohu vebohu (Ис 34. 11; Иер 4. 23). Порядок, привносимый в жизнь церкви деятельностью Святого Духа, противопоставляется беспорядку, возникающему при произвольном использовании даров Духа (1 Кор 14).

В то же время деятельность ruach’a Божьего изображается непредсказуемой, производящей неожиданные последствия. Неожиданное изменение сердца Саула в ответ на ruach Божий, вероятно, представлялось для знавших его поразительным и неожиданным (1 Цар 10. 9–10), а последствия отступления Духа мрачными (1 Цар 16. 14). Воистину ветер веет где хочет (Ин 3.8). В день Пятидесятницы беспорядок был настолько велик, что единственным разумным объяснением представлялось пьяное состояние апостолов (Деян 2); действие Духа было настолько драматичным, что в ошибочной попытке достичь таких же результатов предлагались деньги (Деян 8. 18–19). Порой водительство Духа было достаточно неожиданным, даже причудливым, но в конечном счете плодотворным (Деян 8. 26–40; 16. 6–7; 20. 22).

Эволюционная история демонстрирует подобное творческое сочетание порядка и беспорядка, возможности и необходимости; случайная генная вариация, создающая исходные материалы, сочетается с необходимостью, осуществляющей под видом естественного отбора свой строгий выбор. В общем и целом процесс ограничен рамками и четко регулируем: преобладает необходимость. Эволюция представляет двигатель поиска, использующий пространство замысла. В истории отмечается повторяющаяся конвергенция, когда для одинаковых биологических вызовов находятся одинаковые или очень похожие решения, и так необходимость себе прокладывает путь[18]. Сейчас, когда доступны сотни геномных последовательностей из различных организмов и выявлены трехмерные структуры тысяч белков, поразительным представляется тот факт, что, исследовав все известные в мире белки и их структурные мотивы, базирующиеся на всех на сегодняшний день выделенных в последовательности геномах, мы обнаружим, что подавляющее большинство геномов может быть распределено всего по 1400 доменным белковым семьям. Порядка 200 из этих доменов являются общими для всех царств жизни. Двигатель эволюционного поиска раскрыл элегантный, но крайне ограниченный набор структур, лежащих в основе всей сложности жизни[19].

Дальнейшая биологическая комплексность соединяет в сеть принципы, которые оказываются проще и не настолько многочисленны, как это можно было себе представить. Это удивительно, если учитывать, что в каждой клетке наблюдаются комплексные сети взаимодействия между тысячами метаболитов, белков и ДНК. Урн Алон из института Вайцмана замечает: «Представляется очень вероятным, что биологические сети строятся на основе лишь нескольких типов моделей, называемых сетевыми мотивами… Такое же небольшое количество мотивов сети, открытое в бактериях, было найдено в сетях, регулирующих гены, в различных организмах, включая растения и животных. Представляется, что в различных системах эволюция снова и снова „заново раскрывала“ те же мотивы»[20].

Оказывается, что эволюционные пути, которыми могут следовать белки, крайне ограниченны. В 2006 г. исследовательская группа из Гарварда опубликовала документ, озаглавленный «Для производства белков эволюция Дарвина может следовать лишь несколькими мутационными путями»[21]. Последнее предложение их аннотации представляется интригующим: «Мы делаем вывод, что в своем большинстве эволюция белков будет ограничена подобным же образом. Это подразумевает, что ленту жизни белков можно в значительной степени воспроизводить и даже предсказывать». С улучшением нашего научного понимания молекулярных механизмов, лежащих в основе эволюционных процессов, в литературе стал более привычным и язык порядка, ограничения и даже предсказуемости.

Другой пример приходит из размышлений о «ландшафтах приспособления», играющих важную роль в эволюционном дискурсе. Традиционно они представляют собой топографические картины адаптации различных популяций живых организмов к местным экологическим нишам, однако эта идея ландшафтов приспособления также может применяться и по отношению к ферментной структуре и деятельности. Снова оказывается, что эволюционные пути для достижения определенной функции определенного фермента удивительно ограниченны. Как заключают по этому вопросу авторы недавнего документа, «Отдание предпочтения лишь нескольким путям подразумевает, что в эволюции, возможно, больше повторений, чем это обычно считалось, и вполне возможно предсказывание»[22]. Суть в том, что для перемещения от А до В существуют лишь определенные пути. Если захотеть подняться на Маттерхорн в Швейцарии, невозможно восходить наугад, существуют определенные заранее проложенные маршруты, ограничивающие возможности восхождения.

В отношении как белков, так и генов, существуют основополагающие биологические принципы, ограничивающие место и тип генной эволюции. «Исходный материал» для эволюции обеспечивается «случайными» мутациями, потоком генов и генной рекомбинацией, происходящей во время порождения зародышевых клеток. Однако надо отметить, что «случайность» означает здесь лишь то, что генная вариация происходит без учета потребностей организма. В отличие от этого, генная вариация, ведущая к эволюции, не является «случайной» в том смысле, что может произойти любой вид вариации в любом виде гена. В действительности существуют так называемые «гены горячей точки», которые с намного большей степенью вероятности, чем другие гены, занимают ключевые позиции в эволюционных изменениях, как, например, ген под своеобразным названием «shavenbaby», найденный у плодовой мушки дрозофилы[23]. Такие гены выступают в роли «входных/выходных генов», кодирующих белки ключевых изменений и объединяющих целые наборы информации, которая потом сообщается нервным окончаниям. Ген «shavenbaby» регулирует существование и распространение тонких трихом или клеточных волос на поверхности личинки дрозофилы, так что мутации в «shavenbaby» приводят к нехватке трихом – отсюда и название.

Именно такие гены, как «shavenbaby», «гены горячей точки», делают эволюцию возможной, так как они регулируют совокупную программу событий, превращая в данном случае обычные клетки в клетки, производящие волосы. Происходящие мутации заключаются в регуляторных последовательностях данного гена, контролирующих, какое количество белка производится в действительности. На сегодня в растениях и животных было идентифицировано около 350 такого рода «ген горячей точки». Как отмечают авторы недавнего обзора, озаглавленного «Является ли генная эволюция предсказуемой?», «Недавние наблюдения определяют, что с позиции эволюции не все гены равны. Мутации, имеющие значение для эволюции, имеют тенденцию аккумулироваться в «генах горячей точки» и на особых позициях внутри генов. Генная эволюция ограничивается деятельностью гена, структурой генных сетей и популяционной биологией. Генное основание эволюции может быть до некоторой степени предсказуемо…»[24]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли"

Книги похожие на "Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли"

Отзывы читателей о книге "Дух в творении и новом творении. Диалог науки и богословия между православной и западной сферами мысли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.