» » » » Владимир Живетин - Риски цивилизаций


Авторские права

Владимир Живетин - Риски цивилизаций

Здесь можно купить и скачать "Владимир Живетин - Риски цивилизаций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Математика, издательство Изд-во Института проблем риска, ООО «Информационно-издательский центр «Бон Анца», год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Живетин - Риски цивилизаций
Рейтинг:
Название:
Риски цивилизаций
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-986640-49-5, 978-5-903140-33-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Риски цивилизаций"

Описание и краткое содержание "Риски цивилизаций" читать бесплатно онлайн.



В работе рассматриваются теоретические основы риска цивилизаций. Строятся модели путем структурно-функционального синтеза этносоциальных макросистем. Анализируются внутренние и внешние факторы риска, создающие катастрофы цивилизаций. Обосновывается принцип минимального риска при синтезе структур, что обеспечивает устойчивое развитие свободных энергий цивилизаций, предотвращающее их риски и катастрофы.

В монографии этнос вводится согласно интеллектуальным свойствам эгосферы в пространстве эгоэнергетического потенциала. Показано, что нравственность – основа межэтнического духовного единства, устраняющая межличностные противостояния, конфликты, риски. Сформирована глобальная цель: контролировать, прогнозировать и предотвращать катастрофы цивилизаций.






На рубеже нашей эры на лесных равнинных областях юга Мексики и севере Гватемалы возникла первая цивилизация, которая просуществовала до IX–X вв., реализовав многолюдные государства и города.

Отметим основные факторы культуры майя.

Административная (политическая) власть.

Каждый город-государство возглавлял халач-винник. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Иногда он именовался «ахав» – «господин», «владыка». Ахаву принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высоким жреческим титулом, согласно которой он назначал верховных вождей селений (батабов). Все вместе – верховные вожди, жрецы и советники – образовывали нечто вроде Государственного совета.

Батабы соблюдали порядок в подчиненных селениях, обеспечивали регулярную выплату податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, являясь военачальниками. В случае войны право командовать предоставлялось накону.

Духовная власть.

Власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, часто находившейся по статусу выше власти наследственной знати, предопределяя духовные конфликты или внутренние духовные факторы риска. Жрецы хранили (как в Индии) высокоразвитую науку, в том числе прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса, предсказывая солнечные и лунные затмения.

Общинники – создатели материальной культуры, в том числе экономики.

Общинники жили вдали от городских центров, в небольших поселениях сеяли маис для семей и знати. Они создавали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, мощеные дороги; добывали огромные каменные плиты, возводя памятники, которые поражают археологов своим весом и размерами. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выплачивали дань светской власти, подносили подарки духовной власти, а богам – маис, фасоль, какао, табак, хлопок и т. д.

Общественная собственность. Община, общинное рабство.

Население называлось масехуальооб, и в его обязанности входило обрабатывать землю на условиях, о которых епископ Юкатана Диего де Ланда писал: «Помимо собственных участков весь народ обрабатывал поля своего владыки и собирал достаточное количество и себе, и его дому». Таким образом, масехуальооб реализовывали принцип «общинного рабства», обрабатывая земли для содержания жреческой аристократии. При этом земля у майя считалась общественной (общинной) собственностью и обрабатывалась общинно (совместно). В этом процессе участвовала социальная категория – рабы (пентахооб – рожденный от раба, попавший в плен на войне, проданный на рынке).

Экономика.

Маис составлял 65 % питания индейцев майя. Его возделывание при помощи подсечно-огневой системы обусловливало: оскудение почв, снижение урожайности, вынужденную смену участков. Рамона (растение, найденное при археологических раскопках) превосходило маис по питательным свойствам и по урожайности. Считается, что он заменял маис во время его неурожаев.

Для обеспечения урожайности использовались каналы (один из них 30 км) для увеличения поливных площадей. Развивались ремесло и торговля. Создавались коммуникации (грунтовые дороги, мощеные шоссе).

Наука [59].

Майя – народ необычайных духовных способностей для того времени среди всех народов в Мезоамерике. Высокий уровень их цивилизации, который превосходил современников-европейцев, был создан благодаря достижениям в астрономии и математике.

Было построено 18 обсерваторий в период расцвета Петана, Ученый собор; имела место сложная система календарной корреляции: год у майя составлял 365,2425 дня, по современным данным – 365,2422 дня. Астрономическая наука была создана благодаря идеально разработанной системе счета, которая похожа на индийскую. Ту систему, которую впоследствии арабы передали европейцам, после чего европейцы отказались от примитивной римской.

Сегодня существует мнение, что эти культуры и культура Древнего Рима близки по интеллектуальному потенциалу.

Отметим важные особенности цивилизации, в том числе культуры.

Первый этап характеризуется опережением в своем развитии религиозно-культового уровня относительно экономических возможностей.

В VI–IX вв. н. э. майя достигли наивысших успехов в развитии монументальной скульптуры и живописи. Возникают скульптурные школы по воле власти, которые изображали правителей, жрецов, сановников. Мемориальные памятники, фрески направлены на прославление и увековечение деяний правителей майя. Они рассказывают, в том числе в иероглифических надписях, о рождении, вступлении на престол, войнах, завоеваниях, династических браках и т. п. светских владык почти двух десятков городов-государств.

Но в IX–X вв. н. э. период расцвета закончился внезапной катастрофой цивилизации. Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось. На месте цивилизации майя появилась тропическая растительность, «украшая» все творения майя, все памятники былого величия. Подобная картина в целом имела место в Индии и Египте.

Такое может сотворить только внутренний фактор риска и, прежде всего, духовный на религиозной почве. При этом главы светской и религиозной власти оказались не на высоте мудрости и нравственности.

Второй этап жизни культуры Мезоамерики – ацтеки.

В 1160 г. в области Центральной Мексики ацтеки, пришельцы с севера (полуварварское племя), начали создавать свою культуру. В 1325 г. на пустынных островах обширного озера они начали строить свою столицу.

В 1427 г. ацтеки организовали «тройственную лигу» городов-государств с целью силового захвата определенных областей. Ацтеки духовно представляли этническую группировку с особым духовно-душевным миром, который отличался от других максимализмом, переходящим в экстремизм, проявляющийся в виде неуемной агрессивности. Большую роль в этой этнической группе сыграли их тлатоани (вожди). Их было три: соответственно в периоды 1440–1469 гг., 1469–1481 гг. и 1481–1502 гг. Они реализовали мощную социальную организацию и создали условия для материального прогресса. Подобное было в Месопотамии во времена Саргона I.

Историки отмечают изобретательность и предприимчивость ацтеков. Им был присущ государственный талант, железная воля, стремление к новому и чувство блестящего исторического предвидения. Они захватывали территории и покоряли более слабые в военном отношении народы. Эти два фактора позволяли реализовывать социальную систему, более устойчивую, чем у других микрокультур.

Культура Южной Америки

Территориально это Перу. Здесь была создана культура инков. На рубеже нашей эры в прибрежной зоне Перу, в горах Боливии и Южного Перу, сформировалась динамичная и оригинальная перуанско-боливийская цивилизация. Она родилась самостоятельно, одновременно с цивилизациями Мезоамерики. Их отличие: когда Мезоамерика жила в каменном веке, индейцы Перу и Боливии владели металлургией, умели обрабатывать золото, серебро и медь, делать сплавы и изготовлять из них не только украшения и оружие, но даже наконечники земледельческих орудий, например мотыг.

В XV веке новой эры в горной зоне Южной Америки было создано (в долине Куско) государство инков. Инки отличались воинственностью, совершенной организацией армии и аппарата власти, что способствовало быстрому захвату соседних территорий и позволило в итоге создать империю. Между 1438–1460 гг. инка Пачахути завоевал большую часть горных районов Перу, а его сын Эквадор (1471–1493 гг.) – государство Чиму, прибрежные зоны и горы Боливии, север Чили.

Империю возглавлял божественный правитель сана – инка, управляя с помощью наследственной аристократии, связанной с правителем кровным родством, и чиновники, контролировавшие все стороны жизни империи. Духовная жизнь и вопросы культа управлялись жреческой иерархией. Поклонение богу и небесным планетам осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. Жертвоприношение включало убийство женщин и детей.

Экономические процессы и, прежде всего, сельскохозяйственные в основном создавала сельская община, которая осуществляла трудовые повинности, включая работы на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках, службу в армии, и, кроме того, выплачивала налоги. Население вновь завоеванных земель насильственно перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции.

Это было самое крупное (территориально и численно) государство в Южной Америке, которое породило множество внутренних факторов риска, создавших условия для постоянного нахождения его ресурсного потенциала на границе критической области. Достаточно было убить инку Атальпу в 1542 году, чтобы парализовать волю к сопротивлению (которой, видимо, и не было) индейцев, и империя мгновенно рухнула под ударами европейских завоевателей. Таким образом, процессы катастрофы цивилизаций обладают многими факторами риска, едиными для цивилизаций. А посему качественная модель таких процессов одинакова. Рассмотрим ее.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Риски цивилизаций"

Книги похожие на "Риски цивилизаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Живетин

Владимир Живетин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Живетин - Риски цивилизаций"

Отзывы читателей о книге "Риски цивилизаций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.