» » » Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от года до трех


Авторские права

Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от года до трех

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от года до трех" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Литагент «Рама Паблишинг»8f01e3ae-ba03-11e5-a5a5-0cc47a5203ba, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от года до трех
Рейтинг:
Название:
Развитие личности ребенка от года до трех
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-91743-053-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие личности ребенка от года до трех"

Описание и краткое содержание "Развитие личности ребенка от года до трех" читать бесплатно онлайн.



«Развитие личности ребенка от года до трех» – книга, которая рассказывает о наиболее актуальных вопросах, связанных с воспитанием детей в период раннего детства. В частности, о том, как происходит освоение малышом окружающего пространства, о развитии познавательной активности, речи, интеллекта, творческих способностей, о темпераменте и характере малыша, о его физическом развитии и здоровье, а также о том, как маленький ребенок учится постигать культурные нормы и ценности. Каждый из разделов содержит сведения о роли родителей в личностном развитии малыша, а также об ошибках родительского воспитания и рекомендации по их преодолению.

Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров развития, семейного консультирования и др.

Третье издание.






В течение раннего детства ребенок в своем познавательном развитии проходит несколько качественно отличающихся друг от друга этапов.

1. Годовалого ребенка нередко называют «маленьким ученым», исследующим и открывающим для себя окружающий его предметный мир. И он заслужил такое название. От года до полутора лет малыш проявляет удивительную любознательность: он активно изучает каждый предмет, попадающийся ему на глаза или в руки. Изучение предметов представляет собой не что иное, как процесс экспериментирования по типу проб и ошибок. Правда, некоторые формы этого экспериментирования могут показаться взрослым неприемлемыми, а иногда и накладными (например, размазывание каши не только по тарелке, но и по скатерти), но, пресекая его, они тем самым лишают ребенка возможности открыть для себя то новое, что кроется в ходе этого процесса. Цель таких экспериментов в них самих, поскольку дети наблюдают за тем, как ведут себя те или иные предметы в различных ситуациях.

Важно отметить еще один аспект экспериментирования с предметами. Путем проб и ошибок ребенок находит новые способы взаимодействия с предметами в новой для себя ситуации. Хорошей иллюстрацией этого является пример, приводимый К. Флэйк-Гибсон. Годовалый малыш, находясь в манеже, играл какое-то время с подаренным ему заводным солдатиком. После того как у солдатика кончился завод, он бросил его на пол, рядом с манежем. Родители на это не обратили внимание, и малышу пришлось самому поднимать игрушку. До этого он играл солдатиком, держа его горизонтально, и поэтому тот никак не проходил сквозь узкое пространство между прутьями манежа. Малыш долго крутил фигурку, пока не повернул ее вертикально и не протащил сквозь прутья. После этого, снова бросая игрушку на пол, ребенок уже без труда возвращал ее в манеж. Подобная деятельность свидетельствует о начале истинно мыслительной деятельности, о формировании так называемых «житейских» понятий.

2. Следующий период в познавательном развитии приходится на возраст от полутора до двух лет и характеризуется он появлением символического мышления, в основе которого лежат воображаемые действия или действия «понарошку» (Г. Крайг). Оно (символическое мышление) позволяет ребенку по запечатленным в памяти образам-символам предметов многократно воспроизводить их в тот или иной момент. Например, многие родители помнят, как их полуторагодовалый малыш многократно повторял одну и ту же сцену: изображал, что он дает им печенье (которого в действительности не было, а был какой-то иной, весьма похожий на настоящее печенье предмет) в надежде услышать столь понравившееся ему «спасибо» и вдобавок получить поцелуй в щеку. Мы видим, что малыш в этом возрасте уже оперирует не самим предметом, а его образом. Очевидно, что для этого необходима достаточно развитая образная память.

Сами воображаемые действия проходят в своем развитии несколько этапов. Начало этих действий можно видеть у годовалых детей, когда те изображают, что они едят, пьют или спят, то есть в символической форме представляют знакомые им действия. По мере взросления (пятнадцать – восемнадцать месяцев) в процесс представления знакомых действий дети включают и другие предметы и игрушки (вспомним пример с ребенком, который кормит родителей печеньем). Способность использовать предметы по их назначению можно наблюдать, когда ребенок кормит взрослых из кукольной посуды. В последующие полтора – два года процесс символической репрезентации идет еще дальше: ребенок начинает приписывать знакомым предметам совершенно новые функции. Кубик превращается в стул, метла – в лошадь, а бумажный пакет – в шляпу ввиду определенного сходства между этими парами предметов. Иными словами, дети в этом возрасте устанавливают и усваивают весьма произвольные отношения между предметами и понятиями. Таким образом, создаются предпосылки для становления так называемого наглядно-образного мышления – ведущего вида познавательной деятельности в следующем возрастном периоде – дошкольном детстве.


СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ

«Нельзя перегружать ребенка массой сведений и давать всю информацию в готовом виде. Нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы. Активность малыша – основное условие его полноценного развития».

Из кн. «Расти, малыш!»

Очевидно, что процесс формирования символического мышления разворачивается на протяжении весьма длительного периода. Элементы начала символической игры можно видеть уже в возрасте семи с половиной месяцев. Наиболее значительный скачок в развитии этого вида мыслительной деятельности наблюдается в течение второго года жизни. Интересно отметить, что в разных культурах становление символического мышления происходит примерно в одно и то же время (Н. Ньюкомб).

Поскольку процесс становления символического мышления – один из важнейших этапов интеллектуального развития ребенка, остановимся на характеристике условий этого развития. Важнейшим из них является становление реакции избирательного подражания, то есть попытки малыша повторить определенные действия, наблюдаемые у взрослых. Проявления этой реакции можно видеть еще у младенца, копирующего действия родителя в игре «гули-гули летели, на головку сели». Одиннадцатимесячные младенцы могут запомнить последовательность из двух незнакомых действий, а в два с половиной года дети уже способны воспроизвести цепочку из 8 действий. Таким образом, как подчеркивает американский психолог Нора Ньюкомб, «подражание – эффективный способ усовершенствования новых действий; это универсальный феномен, обусловленный созреванием, способность, изначально присущая человеку». Что заставляет ребенка подражать? По мнению этого же автора, подражание, во-первых, облегчает социальное взаимодействие; во-вторых, это способ быть похожим на других, что становится особенно актуальным для трехлетнего ребенка, впервые осознавшего себя, свое Я; в-третьих, подражание вызывается людьми, способными приводить ребенка в состояние эмоционального возбуждения; и, наконец, в-четвертых, оно может быть средством для достижения цели, то есть сознательной попыткой получить удовольствие (вспомните малыша, кормящего родителя печеньем).


ПОИГРАЙТЕ С МАЛЫШОМ«ГДЕ МАТРЕШКА?»

Возраст: от полутора лет.

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, познавательной активности.

Материал: трех- или четырехсоставная матрешка.

Инструкция. 1. Взрослый показывает малышу матрешку, говоря: «Посмотри, это матрешка». Затем разбирает ее, комментируя свои действия: «Это самая большая матрешка, эта – поменьше, а эта – самая маленькая».

2. После того как ребенок познакомится с предметами, взрослый незаметно прячет меньшую матрешку в большую, а затем спрашивает малыша: «Где маленькая матрешка?». Чтобы найти ее, малыш может разобрать все матрешки, пока не найдет нужную. Если малышу трудно справиться с заданием, во время первых упражнений поищите игрушку вместе. Для этого можно потрясти каждую из матрешек: матрешка с «сюрпризом» загремит.

Примечание. Вначале используйте трехсоставную матрешку, и лишь при успешном результате – состоящую из четырех и более частей. Обязательно дайте понять ребенку, что рады его достижению.

Важно и то, что развитие символического мышления совпадает по времени с периодом овладения активной речью, что подчеркивает выдающуюся роль языка в становлении этого вида мыслительной деятельности.

3. Следующая стадия в развитии познавательных способностей ребенка раннего возраста открывается после исполнения ему двух лет. Швейцарский психолог Жан Пиаже обозначил ее стадией дооперационального мышления. Взяв свое начало в раннем детстве, она завершается по окончании дошкольного детства, в шесть – семь лет. То, что эта стадия начинается с началом двухлетнего возраста, находит косвенное подтверждение при изучении динамики интеллектуального развития от рождения до трех с половиной лет. Е. А. Сергиенко с сотрудниками установила, что в два года наблюдается довольно резкое снижение уровня познавательного и психомоторного развития ребенка. Причина этого, по мнению исследователя, заключается в изменении структуры интеллектуальных способностей, что в свою очередь связано с речевым развитием.

Что же характерно для так называемого дооперационального мышления ребенка? И что такое дооперациональное мышление?

Двухлетний малыш, как нам уже известно, в своих первых рассуждениях активно опирается на представления. Само представление не что иное, как предметное действие, переведенное ребенком во внутренний план. В год-полтора умственные действия ребенка возможны лишь при манипулировании с предметами. С развитием символического мышления ребенок начинает постепенно опираться на образы-представления, а значит, необходимость в реальных предметах в этом процессе ослабевает. Так, если раньше ребенок шел к корзине потому, что видел в ней мяч, то теперь идет потому, что представляет, что мяч лежит именно там. И хотя пока ребенок не может анализировать и рассуждать, то есть пока он совершает такого рода действия интуитивно, это уже начало наглядно-образного мышления – основного вида мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие личности ребенка от года до трех"

Книги похожие на "Развитие личности ребенка от года до трех" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от года до трех"

Отзывы читателей о книге "Развитие личности ребенка от года до трех", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.