» » » » С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития


Авторские права

С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития

Здесь можно купить и скачать "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАГРУС2c0ea7f5-71c0-11e5-b3e1-0025905b9d92, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Рейтинг:
Название:
Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9596-0994-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Описание и краткое содержание "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать бесплатно онлайн.



Представлена методика исследования состояния и перспектив развития регионов-субъектов Северо-Кавказского федерального округа, разработанная и апробированная авторами, основанная на применении комплексного социально-экономического анализа; осуществлено сценарное прогнозирование результатов функционирования региональных социально-экономических образований. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании управленческих решений в регионе, разработке новых и корректировке действующих программ развития.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистров, студентов вузов, руководителей и специалистов региональных органов управления.






Системный подход предполагает рассмотрение систем с позиций иерархичности. Если для первого типа – это жесткая подчиненность нижестоящих элементов (подсистем или систем) вышестоящим, то для скелетных – это последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня при ярко выраженных признаках декомпозиции и обособленности.

Декомпозиция означает делимость на части, когда элементы системы обладают автономностью, относительно слабо связаны с другими подсистемами по сравнению с собственными «внутренними» связями. Это означает, что планирование и управление должно осуществляться с учетом сложившихся особенностей (экономических, технологических, социально-демографических) функционирования и развития последних. Свойство обособленности характеризует относительную изолированность и автономность элементов внутри подсистем. Этот признак определяет границы хозяйственной самостоятельности отдельных структур и организаций, входящих в систему [160].

Характерным свойством системы является ее целенаправленность, которая подразумевает необходимость объединения отдельных структурных элементов системы для достижения поставленной цели. Согласованность между частными целями и их подчинением общей делает управление системой в целом эффективным.

Способность к самовоспроизводству элементов (компонентов) также является особенностью системы, и предполагает наличие характерных свойств, взаимосвязей и взаимодействий. Способность к самовоспроизводству означает возможность системы достраивать необходимые элементы, развиваться в целом более или менее независимо от внешних воздействующих факторов.

К числу важнейших признаков системы относится совместимость подсистем и элементов, которая означает, что все элементы должны обладать родственными свойствами, быть взаимоприспособляемыми. Каждая из подсистем должна быть совместима не только с самой системой, но и со всеми ее составляющими подсистемами и элементами [13]. Неаддитивность систем – это еще один признак, который заключается в том, что система не равна сумме подсистем, в нее входящих.

Обобщая теоретические выводы, можно сказать, что системный подход в исследовании региональных особенностей развития региональных социально-экономических систем находит свое выражение в том, что система должна рассматриваться как некоторый целостный объект, цели, функции, принципы, структуры, методы и органы управления в котором взаимообусловлены и взаимодополнены.

В экономической литературе само понятие «регион» в переводе с латинского вполне сопоставим с термином «территория», зачастую регион определяется как некая территориальная общность. В нашем исследовании основное внимание уделяется региону не как территориальной единице, а как региональной социально-экономической системе, являющейся совокупностью всех социальных, экономических, экологических, управленческих процессов, проходящих на определенной отдельной территории, и на основе функционирующих в ней взаимоотношений и организационных форм.

В экономической литературе, при определении региональной социально-экономической системы, определяется двоякая сущность данного определения. С одной стороны, понятие «региональная система» характеризует родовой характер этого понятия для всего класса территориальных социально-экономических и природных систем. С другой стороны, региональные социально-экономические системы формируют единое целое и поэтому для их системного изучения, следует выделять чисто региональные проблемы. Таким образом концепция изучения региональных социально-экономических систем, базируется на сочетании макро- и мезоуровней социально-экономической политики [36, 64].

Региональные социально-экономические системы по своим сущностным характеристикам относятся к открытым системам, то есть на входе – поступление ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, капитала), внутри региональной системы – процесс (региональное социально – экономическое развитие), а на выходе – взаимодействие в другими региональными системами и вышестоящей системой. Основной характеристикой открытой региональной системы является е неустойчивость, то есть она в значительной степени подвержена влиянию внешнего воздействия. В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем больший охват корреляциями и взаимосвязями, тем выше согласованность процессов, а сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему [79].

Одновременно региональная социально-экономическая система может рассматриваться и как закрытая система по отношению к субъектам ее образующим, но закрытость эта является условной, так как каждый региональный субъект в отдельности является открытой РСЭС. Региональные социально-экономические системы обладают как общими признаками (присущими всем системным образованиям), так и специфическими.

К общим признакам РСЭС относятся:

– признак целостности – наличие стабильных внутренних производственных, экономических, социальных и технологических связей;

– признак территориальности – РСЭС четко увязана с определенной территорией;

– признак эмерджентности – основные цели и функции, отдельно взятых подсистем, могут не совпадать с целевой функцией всей макросистемы;

– признак синергичности, означающий однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата;

– признак мультипликативности – эффекты, как положительные, так и отрицательные, в макросистемах обладают свойством умножения;

– признак управляемости, связанный с административно-территориальным делением в России.

К специфическим признакам РСЭС относят:

– признак многоплановости – наличие многосторонней системы взаимосвязей между субъектами и элементами;

– признак специализации, означающий приоритетность отраслей народного хозяйства в общей региональном развитии;

– признак комплексности, означающий всесторонне сбалансированное экономическое, социальное, экологическое, институциональное развитие региона.

Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы [14, 110].

Современный подход к исследованию особенностей развития региональных социально-экономических систем обуславливает необходимость изучения условий их функционирования, выявления наиболее существенных проблем, заключающихся, по нашему мнению, в обострении межрегиональных противоречий, усилении диспропорций и пространственной дифференциации, сохраняющейся неравномерности экономического развития и несовершенстве территориально-отраслевой структуры.

С позиции научного понимания системы, как образующего объекта, РСЭС обладает всеми присущими ей признаками, и в первую очередь, наличием составляющей структуры [66]. Элементами первого ранга региональной социально-экономической системы являются: население, как носитель социо-культурных признаков и экономический редуцент; территория, имеющая административно-территориальные границы; природный потенциал исследуемой территории, определяющий направления и темпы развития экономического комплекса региона в тесном взаимодействии с социальной стороной; экономико-отраслевой комплекс, обусловленный наличием имеющихся природно-сырьевых ресурсов и сфера институционального регулирования региона, базирующаяся на нормативно-правовых актах.

Позиционирование региональной социально-экономической системы можно рассматривать в нескольких траекториях:

1. Как самостоятельная система, с собственным организационно-экономическим механизмом развития, но являющаяся объектом государственного регулирования и управления (рисунок 1).

2. Как подсистема производственно-хозяйственного комплекса страны (самостоятельной крупной системы), выполняющая роль хозяйственного субъекта в виде реализации национальных программ (рисунок 2).

3. Как системообразующее формирование для более мелких подсистем (муниципальных районов, отдельных предприятий), выполняющее роль координатора, организатора и контролера.


Рисунок 1 – Структура социально-экономической системы в рамках отдельных территорий


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Книги похожие на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Левченко

С. Левченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Отзывы читателей о книге "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.