» » » » С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития


Авторские права

С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития

Здесь можно купить и скачать "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАГРУС2c0ea7f5-71c0-11e5-b3e1-0025905b9d92, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Рейтинг:
Название:
Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9596-0994-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Описание и краткое содержание "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать бесплатно онлайн.



Представлена методика исследования состояния и перспектив развития регионов-субъектов Северо-Кавказского федерального округа, разработанная и апробированная авторами, основанная на применении комплексного социально-экономического анализа; осуществлено сценарное прогнозирование результатов функционирования региональных социально-экономических образований. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании управленческих решений в регионе, разработке новых и корректировке действующих программ развития.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистров, студентов вузов, руководителей и специалистов региональных органов управления.






3. Как системообразующее формирование для более мелких подсистем (муниципальных районов, отдельных предприятий), выполняющее роль координатора, организатора и контролера.


Рисунок 1 – Структура социально-экономической системы в рамках отдельных территорий


Изучение с позиций системного подхода условий функционирования и особенностей развития региональных социально-экономических систем требует сущностно-содержательного уточнения объекта исследования, что позволило авторам представить категорию «региональная социально-экономическая система» как структурно-целостное пространственно-локализованное образование, базирующееся на эффективном взаимодействии и функционировании подсистем природного, хозяйственного, экономического и социального характера, направленное на решение приоритетных стратегических задач: увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной инфраструктуры.


Рисунок 2 – Аспекты позиционирования и структуры региональной социально-экономической системы (*составлено авторами)


Структурная многообразность РСЭС требует применения методов системного анализа «при выборе региона в качестве субъекта хозяйствования», делая акцент на изучении таких процессов как «экономическая целостность территории, хозяйственного комплекса, характера внутренних и внешних экономических связей, общности экономических, социальных и общественно-политических задач, решаемых на территории, возможности эффективного управления территорией» [169].

Сущность региональной системы проявляется в понимании ее основных составляющих: наличие ресурсного потенциала, определяющего специализацию регионального развития; наличие социально-экономических отношений, основанных на формах собственности, имеющихся экономических ресурсах и результатах хозяйственной деятельности; институциональные аспекты взаимодействий внутри региональной системы, выражающиеся в наличии институтов власти, предпринимательства, науки и общественности; социально-экономическое взаимодействие между структурными подразделениями региональных систем и хозяйственный механизм системы.

В составе социально-экономических региональных систем можно выделить составляющие элементы, каждый из которых в свою очередь также является отдельной системой или подсистемой: производственная, социальная, природно-ресурсная, рекреационная, производственно-инфраструктурная, социально-инфраструктурная. Взаимодействие этих подсистем сформировалось под воздействием многих видов связей (экономические, социальные, организационные, информационные и др.).

Представленная интерпретация категории позволяет не только обозначить ключевые проблемы становления и развития региональных социально-экономических систем, вызванные посткризисными экономическими деформациями, низкой эффективностью предпринимательского сектора, невысокой инвестиционной привлекательностью большинства территорий, но и классифицировать задачи их функционирования по трем модельным блокам: экономический, социальный и организационный, а также определить инструменты целенаправленного решения последних (рисунок 3).

Такое модельное представление проблемных блоков позволяет выделить приоритетные задачи стратегического развития территорий Северо-Кавказского федерального округа, отмеченных нами в определении региональной социально-экономической системы (увеличение валового регионального продукта, повышение качества жизни населения и развитие институциональной инфраструктуры).


Рисунок 3 – Классификация проблем функционирования, задач развития региональных социально-экономических систем и инструментов целенаправленного воздействия


Экономическая сфера региональной системы является определяющей по отношению к социальной и взаимосвязанной с организационной, так как социальный уровень жизни целиком зависит от макроэкономических показателей, а степень организации экономического механизма определяет всю региональную политику в целом. К блоку экономических проблем функционирования и развития системных территориальных образований прежде всего, относится угроза сокращения объема валового регионального продукта. В условиях недостаточности финансовых ресурсов наибольший эффект дает селективная региональная экономическая политика, устанавливающая приоритеты в формировании определенного набора отраслей и направленная на достижение основных стратегических целей [137].

Другой экономической проблемой, затрудняющей нормальное развитие региональных социально-экономических систем, является несовершенство экономической инфраструктуры. Инфраструктура в современных условиях может рассматриваться как особый общественно-рыночный институт. Инфраструктура играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства со свободным перемещением товаров, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе правопорядка, установленного и поддерживаемого государством [130]. Экономическая инфраструктура представляет совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование рыночного механизма регулирования экономики, непрерывное движение товаров, услуг и разных ценностей в разных сферах общественного воспроизводства [56]. Глобальный экономический кризис диагностировал слабые стороны региональной экономической инфраструктуры в части обеспечения региональной экономики необходимыми ресурсами [109].

Экономические проблемы функционирования и развития региональных социально-экономических систем неизбежно влекут за собой появление социальных проблем, охватывающих спектр демографических, экологических, этно-политических и миграционных аспектов.

Социальная политика – необходимый элемент регионального развития. Сильное социальное неравенство может сдерживать рост и развитие регионов, поэтому поддержка бедных территорий также является важным элементом региональной политики. Однако ее дизайн должен создавать стимулы к собственному развитию, иметь долгосрочные эффекты на стороне предложения, а не краткосрочные эффекты на стороне спроса [79, 84]. Для проведения такой политики необходимы отлаженные механизмы взаимодействия центра и регионов, четко обозначенные приоритеты и ясные критерии отбора получателей помощи.

Основной проблемой социального характера в региональных социально-экономических системах является необходимость повышения уровня жизни населения. Основными тенденциями в России стали: снижение уровня жизни населения, глубочайшая дифференциация населения по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. Однако, в большинстве регионов существующая структура экономики не нуждается в трудовых ресурсах с высокой квалификацией, вакантными остаются рабочие места с тяжелыми условиями труда и относительно невысоким заработком [57, 66].

Третьим направлением проблем функционирования региональных социально-экономических систем является организационное. Все строение региональной социально-экономической системы базируется на организационных связях (институтов управления, контроля, регулирования, институциональные взаимоотношения и т. д.), которые в целом представляют собой институциональную инфраструктуру РСЭС, в которой главенствующее место занимает управление.

Система управления регионом представляет собой совокупность государственных, общественных и хозяйственных субъектов управления, объединенных механизмом взаимодействия и испытывающих на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, а также обеспечивающих решение внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов и комплексом социально-экономических задач [54].

Выполнение управленческой функции может осуществляться двумя методами: институциональным и директивным. Как показывает практика, наиболее эффективными являются так называемые плавные меры политики регионального развития, включающие формирование и поддержку региональных институтов, межрегионального партнерства, государственно-частных ассоциаций. Именно такие формы поддержки создают условия для того, чтобы региональные группы специальных интересов оказались вовлечены в процесс принятия и исполнения решений. Однако, сегодня наблюдается чрезмерное административное давление на рыночные институты. В силу этого одним из важнейших направлений совершенствования всей институциональной инфраструктуры выступает развитие качественно нового механизма согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности [43].

Решение обозначенных проблем вполне реалистично с точки зрения усиления сбалансированности взаимодействия федеральных и региональных структур управления. Такое взаимодействие, прежде всего, будет направлено на сокращение диспропорций в развитии регионов. Среди действующих методов регулирования развития региональных социально-экономических систем одно из основных мест занимают федеральные целевые программы, однако, как показала практика их эффективность пока еще довольно низка. Во-первых, финансирование намечаемых мероприятий осуществляется в пределах 10–20 %, что разрушает программу в первый же год ее существования. Во-вторых, многочисленные отраслевые, социальные и экологические программы никак на территории не увязываются. В результате разрозненные мероприятия даже в случае их реализации не способствуют комплексному развитию хозяйства региона [25].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Книги похожие на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Левченко

С. Левченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Отзывы читателей о книге "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.