» » » » С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития


Авторские права

С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития

Здесь можно купить и скачать "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАГРУС2c0ea7f5-71c0-11e5-b3e1-0025905b9d92, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Рейтинг:
Название:
Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9596-0994-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Описание и краткое содержание "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать бесплатно онлайн.



Представлена методика исследования состояния и перспектив развития регионов-субъектов Северо-Кавказского федерального округа, разработанная и апробированная авторами, основанная на применении комплексного социально-экономического анализа; осуществлено сценарное прогнозирование результатов функционирования региональных социально-экономических образований. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании управленческих решений в регионе, разработке новых и корректировке действующих программ развития.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистров, студентов вузов, руководителей и специалистов региональных органов управления.






Решение обозначенных проблем вполне реалистично с точки зрения усиления сбалансированности взаимодействия федеральных и региональных структур управления. Такое взаимодействие, прежде всего, будет направлено на сокращение диспропорций в развитии регионов. Среди действующих методов регулирования развития региональных социально-экономических систем одно из основных мест занимают федеральные целевые программы, однако, как показала практика их эффективность пока еще довольно низка. Во-первых, финансирование намечаемых мероприятий осуществляется в пределах 10–20 %, что разрушает программу в первый же год ее существования. Во-вторых, многочисленные отраслевые, социальные и экологические программы никак на территории не увязываются. В результате разрозненные мероприятия даже в случае их реализации не способствуют комплексному развитию хозяйства региона [25].

Дифференциация функций и полномочий между федеральными и региональными властями в области регулирования социально-экономическими процессами требует адаптации нормативно-правовой базы к современным условиям функционирования региональных социально-экономических систем. Законодательно должны быть трансформированы функции федеральных и региональных властей, а также установлены их первоочередные задачи.

Таким образом, исходя из анализа основных проблемных блоков функционирования региональных социально-экономических систем можно определить общие приоритетные направления по стратегическому развитию территорий:

1. развитие региональной инфраструктуры (организационной, институциональной, социальной, экономической, производственной и т. д.);

2. развитие локальных территориальных зон;

3. развитие приоритетных отраслей производственно-хозяйственного комплекса.

Изучение предмета настоящего исследование с позиций системного подхода позволило авторам дополнить и систематизировать принципы функционирования региональных социально-экономических систем. По отношению к региональной социально-экономической системе и ее развитию все принципы можно разделить на две группы (рисунок 4):

1. Базисные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, присущие абсолютно любым структурно-целостным пространственно-локализованным образованиям и системам.

2. Производные принципы функционирования системных территориальных образований, сложившиеся в результате эволюционного развития и учитывающие особенности развития территорий.


Рисунок 4 – Классификация принципов функционирования РСЭС


Принцип системности относится к группе диалектико-материалистических принципов и основан на методологическом подходе к анализу каких-либо процессов, который рассматривается как некоторая система, структурно состоящая из отдельных элементов, но не равная алгебраически их сумме. Свойства элемента определяются его местом в структуре. Базовым данный принцип является ввиду своей распространенности и широкого прикладного характера, однако существует довольно много производных видов системных методов, в результате чего авторами выделяется принцип поливариантности.

Принцип поливариантности исходит из определения многоплановости при изучении различных систем, обладающих теми или иных характерными особенностями. Применительно к социально-экономических региональным системам поливаринатность будет обусловлена условиями развития системы, определенными задачами, многообразием связей между социальной и экономической сферами.

Принцип комплексности также является основополагающим базовым принципом, предусматривающим всестороннее, многоаспектное рассмотрение системы, как неоднородной, взаимосвязанной и взаимодействующей совокупности компонент избирательно вовлеченных в единое целое в соответствии с определенными исходными концепциями, причем согласованное функционирование исходных компонент направлено на достижение единой глобальной цели. Комплексный подход, таким образом, представляет методологическую базу для анализа и синтеза сложных систем [35].

Отличия принципов комплексности и системности состоят в объекте (при комплексном подходе – любые явления, а при системном – только системы); механизме реализации (при комплексном – полидисциплинарный подход, в системности – монодисциплинарный) и конечном результате (при комплексности – экономический эффект, при системности – системный эффект).

На базе принципа комплексности формируются еще два производных принципа – взаимодействия и свободы выбора. Принцип взаимодействия основан на категориях, отражающих процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимный переход. Он выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.

Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в силу универсальности взаимодействие осуществляется с помощью взаимосвязи всех структурных уровней. Следовательно, реализация принципа взаимодействия обусловливает развитие объектов [81].

Принцип взаимодействия конкретизируется с помощью принципа свободы выбора, который применим к региональным системам в контексте управления, а именно в свободе выбора принимаемых решений – любое принимаемое решение в данный момент должно обеспечивать свободу выбора решений и в будущем.

Принцип сопряженности исходит из того, что развитие региональной социально-экономической системы следует рассматривать в контексте и взаимосвязи общего развития территории, страны, мировой экономики и т. д. Производными данного базисного принципа являются принципы соответствия и сопоставимости. Суть первого из них заключается в том, что развитие системных территориальных образований должно полностью соответствовать общей стратегии развития территории или страны, то есть глобальные задачи должны быть адаптированы на региональный уровень. Сущность принципа сопоставимости базируется на условии сравнения, сопоставления социальных и экономических величин или показателей, которые предварительно должны быть приведены к общему (сопоставимому) виду.

Нестабильность региональных социально-экономических систем, подверженных действию многочисленных внешних и внутренних факторов требуют от готовности от управляющей подсистемы к изменениям. Это возможно только в том случае, если имеется прогноз по каждой динамической линии развития системы. В процессе принятия решений следует, учитывает не только динамику развития, но и ее способность к адаптации, к изменениям, а также возможные последствия принимаемых решений. В этом и проявляется принцип динамичности. Принятие решения в соответствии с принципом динамичности позволяет региональным системам адаптироваться к изменениям, поддерживая тем самым их жизнеспособность.

Принцип динамичности находится в тесной взаимосвязи с принципом мотивации, так как никакое развитие невозможно без соответствующих стимулов. В свою очередь, принцип мотивации является производным для принципа полной реализации, сущность которого заключается в отражении и наиболее полной реализации целей развития региональных систем.

Принцип вариативности предполагает формирование в региональных системах способностей к систематическому перебору вариантов их развития и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. В настоящее время развитие региональных систем осуществляется в основном под влиянием экономических законов, которые в свою очередь, выражают наиболее существенные объективные и устойчивые связи, и тенденции развития экономических процессов и явлений.

Принцип интеграции хорошо просматривается в территориальном делении страны на федеральные округа, когда отдельные регионы интегрированы по территориальному, этническому, производственным и другим признакам. Данный принцип также предполагает уход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали, регионы каждый в отдельности равны, это делает равнозначным поведение элементов системы регионального управления в ходе их взаимодействия.

Принцип децентрализации означает, что принятие решений от центральных органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также обеспечивает передачу функций на региональный уровень [83].

Принцип оптимальности – это базовый общеэкономический принцип, согласно которому любое хозяйственное решение, вплоть до принятия плана социального и экономического развития страны или региона, должно исходить из задачи получения оптимального с точки зрения общенародных интересов результата. Оптимальность довольно тесно связана с принципом мобильности, так как только на основе быстрого реагирования системы на все проявления внешнего и внутреннего воздействия, возможно, ее устойчивое и сбалансированное развитие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Книги похожие на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Левченко

С. Левченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Отзывы читателей о книге "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.