» » » » С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития


Авторские права

С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития

Здесь можно купить и скачать "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАГРУС2c0ea7f5-71c0-11e5-b3e1-0025905b9d92, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Рейтинг:
Название:
Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9596-0994-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Описание и краткое содержание "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать бесплатно онлайн.



Представлена методика исследования состояния и перспектив развития регионов-субъектов Северо-Кавказского федерального округа, разработанная и апробированная авторами, основанная на применении комплексного социально-экономического анализа; осуществлено сценарное прогнозирование результатов функционирования региональных социально-экономических образований. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании управленческих решений в регионе, разработке новых и корректировке действующих программ развития.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистров, студентов вузов, руководителей и специалистов региональных органов управления.






Следовательно, для выработки эффективных механизмов управления пространственно-территориальными образованиями на субфедеральном уровне, т. е. на уровне макрорегионов, необходимо произвести оценку достигнутого уровня социально-экономического развития их регионов.

Относительно недавно (в январе 2010 года) на геополитической карте России появился Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Приведем обобщающие результаты анализа состояния и развития регионов данного макрорегиона.

Основными отраслями производства Республики Дагестан являются сельское хозяйство, народные промыслы, нефтедобывающая, легкая и химическая промышленности, производство электроэнергии. В целом экономика является высокодотационной, почти 70 % республиканского бюджета финансируется из федерального центра.

Еще хуже ситуация в Республике Ингушетия, по объемам производства продукции сельского хозяйства занимает 76-е место в России, по валовому региональному продукту – на 83-м. Таким образом, экономика данного региона характеризуется как слаборазвитая и сверхдотационная, до 80 % республиканского бюджета.

Основой материально-сырьевой базы Кабардино-Балкарской Республики являются руды цветных и редких металлов, нефть и природный газ, различные виды горно-химического сырья, минеральные и пресные воды различного значения, многочисленные виды ценных строительных материалов. На базе рудных запасов вольфрама и молибдена был создан один из крупнейших в мире Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат. Главная особенность промышленности – высокая концентрация производства в немногих промышленных центрах – Нальчике, Тырныаузе, Прохладном, Тереке, Баксане, Майском. Дотационность КБР ежегодно снижается, в отчетном периоде достигла 62 %.

Основные отрасли промышленности Карачаево-Черкесской: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая промышленности, пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, топливная отрасли, строительство, производство стройматериалов. Дотационность бюджета КЧР – свыше 60 %.

Уровень дотационности Республики Северная Осетия-Алания в последние годы имеет тенденцию к снижению и составляет 55 %, при этом за исследуемый период в 1,9 раза возросли налоговые поступления, приток инвестиций увеличился в 2,4 раза. Самый высокий уровень дотационности в настоящее время среди субъектов макрорегиона наблюдается в Чеченской Республике, что вызвано объективными причинами и является следствием событий предшествующих лет, он превышает 80 %.

Ставропольский край является локомотивом экономического роста среди субъектов СКФО. Основными отраслями промышленности являются машиностроение, электроэнергетика, добыча и переработка нефти и газа, пищевая, химическая, легкая и др. Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей экономики края, в которой занято свыше 156 тыс. чел. Несмотря на то, что производство зерновых является основным направлением в земледелии и его доля в выручке составляет 72 %, в крае производятся значительные объемы технических культур. В последнюю трехлетку доля рентабельных хозяйств достигла уровня 70 % (в среднем по России – 54 %). Регион также является дотационным, но при этом удельный вес федеральных средств минимальный среди регионов СКФО – около 30 %.

В качестве ключевых детерминант, определяющих развитие субъектов Северо-Кавказского федерального округа можно выделить выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами [109, 110].

В свою очередь для нивелирования неоднородность уровня социально-экономического развития территорий исследуемого макрорегиона необходимо решение целого комплекса накопившихся проблем системного характера:

– снижение уровня дотационности бюджета и стимулирование роста налоговых поступлений;

– привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;

– рост среднедушевой заработной платы и увеличение доли ВРП на душу населения до среднероссийского уровня;

– производительность отраслей регионов СКФО ниже, чем в России, что требует глубокого анализа причин и разработки комплекса мероприятий по решению данной проблемы;

– отраслевая направленность экономики субъектов СКФО, её инерционность, отсутствие макрорегиональных «точек роста»;

– низкий уровень годности основных производственных фондов, отсутствие технологических инноваций, невысокая инновационная активность в регионах;

– региональное производство ориентировано на внутренне потребление, не развита логистическая инфраструктура;

– наблюдается постепенное снижение доли трудоустроенного местного населения, в связи с чем необходим глубокий анализ ситуации с миграцией в макрорегионе и эффективности миграционной политики.

Обобщая макрорегиональные проблемы, следует отметить перед региональными органами исполнительной власти стоят задачи не столько определении приоритетов социально-экономического развития, сколько разработка комплексных территориальных и отраслевых программ развития, обоснование комплекса мероприятий, создание эффективного механизма реализации утвержденной стратегии.

Очевидно, что сложившаяся в последнее десятилетие система регионального управления не может решить обозначенные проблемы, необходима её модернизация в соответствии с современными представлениями теории регионального управления. Для эффективного достижения стратегических целей, решения приоритетных задач регионального развития необходимо внедрение в практику регионального менеджмента механизмов и научно обоснованных методов управления.

При этом необходимо понимать, что разработка перспективных направлений развития региональных социально-экономических систем должна соответствовать общеметодическим принципам их функционирования – системности и комплексности, многовариантности и вариативности, динамичности и оптимальности, сопряженности и взаимодействия, интеграции и децентрализации и др.

Важную обобщающую роль в понимании сущности таких понятий, как «региональная политика» и «региональное управление», инструменты и методы управления, их функции и принципы, и пр.; их взаимосвязь и роль в достижение поставленной цели и задач играет категория «региональная система управления», под которой мы понимаем совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование региональных образований в макрорегионе. Структура региональной системы управления представлена на рисунке 7.


Рисунок 7 – Система управления экономикой субъектов макрорегиона


Функции управления и установление объема работ по каждой функции является основной для формирования структуры управляющей системы в регионе и взаимодействия его компонентов. Для успешной реализации менеджмент-функций на территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления [71].

Изучение предмета настоящего исследование с позиций системного подхода позволило авторам дополнить и систематизировать факторы развития региональных социально-экономических систем. Нами предлагается следующая систематизация факторов, предполагающая выделение группы экзогенных (геополитические, геоэкономические, циклического развития, историко-культурные, природно-климатические) и эндогенных (экономические, социально-демографические, инновационные, институциональные) факторов, оказывающих прогрессивное и сдерживающее воздействие на характер развития пространственной социально-экономической системы (рисунок 8).


Рисунок 8 – Классификация факторов развития региональных социально-экономических систем


Экзогенные факторы (внешние по отношению к исследуемым региональным социально-экономическим системам) трудно контролируемы и сложно управляемые, однако, их обязательно требуется учитывать при обосновании и разработке перспективных направлений развития РСЭС. Среди экзогенных факторов нами выделены следующие их группы:

1. Геополитические факторы;

2. Геоэкономические факторы;

3. Факторы циклического развития;

4. Природно-климатические факторы;

5. Историко-культурные факторы.

На современном этапе особое значение приобретают факторы циклического развития, их влияние не только формирует предпосылки для структурных преобразований в экономике региона, но и влечет за собой социальные трансформации. Необходимость изучения влияния этих факторов обусловлена происходящими в регионах процессами экономической модернизации, формированием устойчивого роста. По мнению, ряда авторов современный период развития региональной экономик следует рассматривать как «окно возможностей» в преддверии начала стадии оживления и подъема шестого экономического цикла Кондратьева.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Книги похожие на "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Левченко

С. Левченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Левченко - Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития"

Отзывы читателей о книге "Северо-Кавказский федеральный округ: оценка состояния и перспектив социально-экономического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.