» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-25-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.



Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.






Первоначальные искры сознания и интеллекта, зачатки нравственности и духовности, очевидно, вспыхивали еще на заре человечества, в течение сотен тысяч лет стадной жизни первобытных людей. Именно во взаимном общении во всех формах стадной жизни, в стремлении передать от одного человека к другому, от поколения к поколению тот или иной способ добычи пищи, координации действий при охоте на зверей, при защите от разного рода опасностей могли возникнуть предпосылки сознания. При каждой проблемной ситуации между клетками и цепочками мозга миллиарды раз проскакивали электрические заряды и осуществлялись физиологические взаимодействия. Выстраивалась своеобразная замкнутая цепь взаимообусловленных явлений: потребности людей заставляли их действовать; необходимость обеспечения эффективного удовлетворения этих потребностей вызывала коллективность действий; последняя обусловливала зарождение сознания; сознание способствовало развитию и расширению исходного элемента цепочки – потребностей, совершенствованию средств и способов, росту эффективности их удовлетворения.

Элементы указанной цепочки, воздействуя друг на друга, приводят к развитию, росту и расширению каждого из них. Так, от эпохи к эпохе истории существования людей на планете становятся все изысканнее, возвышеннее и шире их материальные потребности и способы их удовлетворения. Все это способствует последовательному развитию различных форм коллективности людей: стадо – племя – род – народность – нация – государство; кооперация – мануфактура – предприятие – компания – отрасль – транснациональная корпорация. Все это сопровождается увеличением и совершенствованием человеческого мозга, развитием сознания, «ответвлением» от него различных проявлений интеллекта, духовности, психики, нравственности, эмоционального богатства человеческой жизни. Более того, сознание человека развивается не только во взаимосвязи с его материальными потребностями, но и способствует появлению самостоятельных нематериальных – интеллектуальных, духовных и психологически-эмоциональных – потребностей, а также их удовлетворению через развитие самостоятельных форм нематериальной жизни: религии, мифологии, философии, науки, культуры, искусства, литературы и т. п.

3.3. Сознание – воплощение мировосприятия человека и творец его мировоззрения

Способность человеческого мозга воспринимать из окружающего мира непрерывный поток информации и на этой основе формировать системное представление о мире и о самом себе выступает как мировосприятие, а сам процесс мировосприятия формирует сознание. Тем самым мировосприятие человека является поставщиком «строительного материала» для его сознания, которое в последующем вырабатывает мировоззрение человека.

Мировосприятие человека возникает как картина, которая виртуально «нарисована» в его представлении и которую он «видит» вокруг себя непосредственно и идеально до бесконечных пределов мироздания в пространстве, а также назад и вперед во времени. В процессе мировосприятия участвуют повседневный опыт человека, общение с окружающими людьми, обучение, данные научных исследований, практическая деятельность, а также воображение человека, рисующее ему самые различные картины – как существующие в реальной действительности, так и в виде виртуальных миров.

Очевидно, первобытный человек с еще неразвитым мозгом воспринимал окружающий мир как ребенок мать, как нечто притягательное, дающее пищу, удовольствия, укромные места для проживания, но иногда и отказывающее во всем этом и наказывающее своим невниманием и причинением боли. Окружающую природу, солнце, луну, звезды он, по-видимому, воспринимал как данность, так же как и самого себя, без всяких размышлений на эту тему. В последующем, по мере расширения потребностей и развития мозга, человек начинает понимать таинственность мира, задумываться о наличии неких сверхъестественных, недоступных его пониманию сил в природе. В результате он начинает обожествлять множество предметов из окружающего мира: солнце, луну, звезды, огонь, горы, деревья, зверей, птиц и т. д. На этой же почве у него возникает религиозное восприятие окружающего мира. Религиозное мировосприятие – это восприятие мира как божественного творения, функционирующего по божественному же предписанию. Вплоть до XVII века в религиозном восприятии мира земная поверхность рисовалась как некая плоскость, а Солнце, Луна и звезды – как восходящие и заходящие над этой плоскостью небесные тела. Попытки опровергнуть такое восприятие жестоко карались. Историческими свидетельствами этого явилось преследование инквизицией Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея.

Мировосприятие человека в новейшее время, в последние 300–400 лет развивается, в основном, через научные открытия как особые формы проявления его интеллектуального сознания. За это время благодаря развитию палеонтологии приблизительно описана история возникновения Земли, растительного и животного мира на ней, в том числе и человека. Изучены строение, механизм движения и функционирования почти всех звездных и планетарных систем Вселенной, а также элементарных частиц. Наука превращается в многоотраслевую сферу жизнедеятельности человека, в каждой из которых он осуществляет постоянные открытия, шаг за шагом расширяя свое мировосприятие.

Современный человек в состоянии воспринимать мир во всей его целостности – от глубин микромира до далеких галактик, в развитии – от зарождения Вселенной, солнечной системы и планеты Земля до возникновения на ней жизни, живых существ, в том числе человека, его эволюции и достижения сегодняшнего состояния. Такое мировосприятие происходит в соответствии с философской концепцией универсального эволюционизма, принципами синергетики и других достижений человеческой мысли.

Вместе с тем современное мировосприятие человека еще не дает адекватного отражения реальной действительности. Это обусловливается принципиальной невозможностью окончательно и досконально познать мир в целом, его безграничностью. Познавать мир приходится шаг за шагом, не имея при этом гарантии того, что познанное адекватно реальности. Сознание человека нередко обрекает его на жизнь в нереальных воображаемых мирах, дает искаженное представление о содержании явлений и процессов, неправильные ориентиры его жизнедеятельности. Более того, сознание выступает источником угрозы для безопасности человека, поскольку служит, как отмечалось, главным фактором безграничного развития, возвышения и расширения его потребностей, а также производства предметов потребления для их удовлетворения, что, в конечном счете приводит к исчерпанию на Земле ресурсов жизнеобеспечения.

Под руководством своего сознания, инерционной потребительской психологии, чрезмерно развивая производство, вырывая из природы ресурсы, загрязняя воздух и воду, истощая почву, истребляя леса, растения и животный мир и, в конечном счете, изменяя климат на Земле, человек оказывается под нарастающей угрозой самоуничтожения. Это тот случай, когда человек не знает обо всех возможных последствиях своей сознательной деятельности, а видит лишь результаты, полезные для него в данный момент, но губительные в перспективе.

На основе обработки информации, поступающей из окружающего мира «на входе», и, тем самым, осуществления мировосприятия человека его мозг продуцирует сознание. Последнее, в свою очередь, «на выходе» формирует мировоззрение человека – систему его оценочных, нормативных представлений и взглядов на то, что́ из себя представляет окружающий его мир и каково место человека в нем, какими являются и какими должны быть общественные и межличностные отношения между людьми. Эта система взглядов на практике выступает как мировоззрение не только отдельной личности, но и больших групп людей, крупных социальных сообществ, политических партий, идеологических, научных, философских школ и т. д. Обобщенным проявлением мировоззрения совокупности социальных групп выступает общественное сознание.

Мировоззрение как проявление человеческого сознания предполагает субъективную морально-этическую, социально-политическую и правовую оценку общественного явления индивидуумом, политическим движением, научной или философской школой, их способность к сопоставлению своей оценки с реальной действительностью, формированию твердых убеждений на основе осуществленной оценки.

В содержание мировоззрения людей входят представления о соответствующих или несоответствующих их убеждениям общественных строях, политических системах, поведении, образе жизни и характере взаимоотношений между различными людьми и их сообществами.

Условно в мировоззренческой сфере можно говорить о дифференцированности общественного сознания, о субъективных системах взглядов на определенные объективные явления в жизни людей: а) на социальную дифференциацию; б) специфику политических, идеологических позиций; в) ценностные установки; г) национальные особенности; д) свободу совести; е) расовую принадлежность; ж) половозрастные проблемы, отношения между поколениями, мужчиной и женщиной; з) социальные вопросы, связанные с взаимоотношениями между работающими и нуждающимися в содержании членами общества и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.