» » » Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие


Авторские права

Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-07-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Рассмотрены теоретические аспекты и практические разработки современных технологий обучения. Дана характеристика активным методам обучения. Изложены особенности разработки и применения метода кейсов, деловых игр, социально-психологических тренингов. Представлены формы самостоятельной работы студентов.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, а также маркетологов, менеджеров и экономистов и всех, кто интересуется вопросами современных технологий обучения.






Выбор приемов обучения, как уже говорилось, зависит от многих факторов. Но в любом случае этот выбор должен быть обоснованным. В процессе обучения преподаватель, как минимум, трижды обращается к одному и тому же учебному материалу: при первичном обучении, при закреплении материала и при проверке знаний.

Выбирая метод обучения, преподаватель должен осознавать, что главное при изучении дисциплины – это формирование знаний, умений, навыков, а также воспитание и развитие обучающихся. Каждый из методов, которые применяются в педагогической практике, имеет свои достоинства и недостатки, но использование их в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний и развитии их мыслительной активности.

Можно выделить некоторые пути обновления образования на современном этапе:

1. Необходимо системное осмысление научно-исследовательской работы студентов, так как в ней заложены значительные возможности для дальнейшего более высокого личностного развития.

Важно, чтобы научно-исследовательская работа включалась в образовательный процесс вуза не как дополнительное, хотя и желательное явление. Необходимо, чтобы научная работа была его стержнем, придавала смысл изучению теоретических учебных курсов, определяла творческий характер учебной и преддипломной практики. В этом смысле может помочь разработанный методический аппарат ее осуществления:

• положения, определяющие виды, направления, формы организации;

• перечень жанров научной работы и требования к выполнению каждого из них;

• наборы диагностических методик;

• научно-методические пособия, раскрывающие цели исследовательской деятельности, логику его проведения;

• списки рекомендуемой научной литературы.

Вуз практически должен постоянно находиться в состоянии творческого состязания студентов: важны защиты научных работ, творческие конкурсы разработок, олимпиады, конкурсы начального профессионального мастерства и прочее. Кроме того, серьезным шагом к обновлению вузовского образования должно стать усиление внимания к личностному росту преподавателей вуза.

2. Методика проведения семинарских и практических занятий (дискуссий, «дебатов» как состязаний в выстраивании аргументации и т. п.) должна быть разнообразной и ориентированной на глубокую личную заинтересованность студентов.

3. Преподавателям и студентам необходимо повернуться «лицом друг к другу», научиться безоценочному взаимовосприятию, эмпатийным взаимоотношениям, поверить в возможность усиливающегося взаимовлияния и психологические защиты.

4. За главное средство взаимного влияния следует принять «глубинное общение».

5. Важно помочь студенту осознать свою ценность для себя и социума; сформировать потребность работать над развитием и укреплением чувства собственного достоинства.

6. Преподавателю следует демонстрировать уважительное, внимательное отношение к личности студента.

7. Осознать развитие как движение через «точки бифуркации»[2].

8. Помочь студенту ощутить и развить всю полноту собственной субъективности в образовании, осознать его (образование) как инструмент самосотворения, принять на себя ответственность – за содержание – как инициативный поиск информации, ее источников и методов овладения.

2.2. Особенности разработки и применения метода кейсов

2.2.1. Понятие кейса

Кейсовый метод имеет свою историю, которая начинается с XVII в., когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. В конце XIX – начале XX в. прообразы кейсов стали применяться при обучении юристов. Описывалась ситуация, рассмотрев которую, будущие юристы должны были принять решение по конкретным вопросам. Затем эту практику распространили на медиков. Студенты тренировались в постановке диагнозов и разработке курсов лечения без непосредственного контакта с пациентами.

В качестве учебного задания кейсы впервые стали использоваться в Гарвардской школе бизнеса при подготовке управленческих кадров. В 1920 г. после издания сборника кейсов, деканом Wallace B. Donham был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В 1926–1929 гг. кейсы начали использоваться практически во всех американских школах бизнеса. Набиравшие популярность программы МВА требовали конкретных примеров, которые могли бы имитировать ситуацию принятия решения. Журнал Harvard Business Review до сих пор в каждом номере публикует новые кейсы.

Кейс методы обучения в последнее время нашли широкое распространение в медицине, юриспруденции, маркетинге, менеджменте и др.

Метод кейсов, казусов (от лат. casus – запутанный или необычный случай) – наиболее приемлемая интерактивная технология для руководителей и специалистов, которая направлена как, на формирование новых психологических качеств и умений, так и на освоение знаний.

Многие курсы, которым обучают маркетологов и менеджеров, переложены на язык рассмотрения конкретных проблемных и бизнес-микроситуаций. В большинстве случаев при использовании метода кейсов участникам обучения предоставляют краткую запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариантность обучения.

Методологическое определение кейса (от английского CASE) и кейс – метода обучения встречается в разных источниках.

Кейс – это описание реальной ситуации.

Кейс – это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

Кейс – это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения.

Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

Определения сходны в одном: кейс – не просто описание реальных событий, а информационная конструкция, построенная для решения конкретных задач.

Такими задачами могут быть: формирование у студентов исследовательских и коммуникативных навыков, формирование умений планирование и анализа, а также принятия управленческих решений.

Можно сказать, что кейс-метод – это деловая игра в миниатюре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

Описание ситуаций для стимулирования творческой и критической деятельности слушателей может носить различный характер в зависимости от педагогической цели ее использования в учебном процессе.

Цель обучения с помощью кейс-метода заключается в формировании специалиста – человека, который правильно анализирует ситуацию, т. е. симптомы проблемы, выявляет возможные причины их появления, устанавливает истинную причину (ставит диагноз), анализирует возможные варианты решения, выбирает наиболее оптимальный из них, приводит его в действие и параллельно осуществляет контроль.

Применение кейсов как формы обучения и активизации учебного процесса направлено на решение следующих задач:

• овладение навыками и приемами анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

• отработка умений сбора дополнительной информации, необходимой для конкретизации исходной ситуации;

• приобретение навыков применения теоретических знаний для анализа практических проблем в ситуации неопределенности, а также четкого изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме;

• принятие решений по разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

• отработка умения конструктивно критически оценивать точки зрения других и самостоятельно принимать решения на основе группового обсуждения;

• овладение умением использовать обратную связь и извлекать пользу из своих и чужих ошибок.

Применение кейс-метода в образовании направлено на развитие у обучающихся следующих навыков.

Аналитические навыки. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.

Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.

Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие"

Книги похожие на "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Благирева

Елена Благирева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.