» » » Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний


Авторские права

Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Корпоративная культура, бизнес, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний
Рейтинг:
Название:
Особенности корпоративной культуры российских компаний
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9988-0306-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Описание и краткое содержание "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать бесплатно онлайн.



Вопросы повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов всегда занимали важное место в экономической науке и практике. Помимо изучения материальных факторов, влияющих на достижение хозяйственных целей коммерческой организации, в настоящее время особое значение приобретает поиск новых возможностей, позволяющих фирмам выгодно отличаться от своих конкурентов. Наряду с разработкой новейших технологий, качественных товаров, маркетинговых стратегий, все более актуальным становится поиск новых ценностей фирмы, формирующих ее корпоративную культуру.

В своем исследовании автор монографии обосновывает значение корпоративной культуры фирмы как важного фактора, влияющего на эффективность ее функционирования. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке культура фирмы может стать одним из ключевых ресурсов, который поспособствует целостному и устойчивому развитию фирмы в долгосрочной перспективе и повышению ее конкурентоспособности. Задача каждой современной российской фирмы – найти собственную культуру, обрести свое лицо, оздоровить внутрифирменный климат.






Исследователи настаивают на существовании в современных фирмах двух основных способов формирования ее культуры:[74]

1. В основе формирования и дальнейшего развития культуры фирмы лежит инициатива основателей и других представителей высшего руководства. Однако, как и другие представители высшего руководства, основатель не способен создать сильную культуру фирмы без активной поддержки со стороны единомышленников. В том случае, если основателю фирмы удается объединить вокруг себя группу разделяющих его взгляды и идеи людей, в их лице он приобретает союзников для формирования культуры фирмы. В обратном случае, если в фирму, а особенно на руководящие посты, приходят люди с несовместимыми или даже противоречивыми позициями, возможность формирования единой культуры фирмы ставится под большое сомнение.

2. Культура фирмы возникает спонтанно, в результате совместной деятельности людей, направленной на решение двух проблем: внутренней интеграции и проблемы адаптации к внешней среде. Этот тип не находится под прямым контролем официального руководства и носит спонтанный и незапланированный характер. Культура фирмы рассматривается здесь как продукт социального опыта людей, направленного на достижение общей цели и преодоление разного рода проблемных ситуаций. Второй тип чаше всего связан с возникновением в рамках культуры фирмы различных субкультур. При этом некоторые элементы субкультур получают свое распространение среди всех членов организации, становясь неотъемлемой частью единой культуры фирмы. Для дальнейшего их распространения необходимо чтобы они имели ценность и значимость в пределах всей фирмы.

В. Л. Семиков культуру фирмы рассматривает как совокупность субкультур руководителей, работников аппарата управления и работников организации.[75] Изучение субкультур весьма важно, поскольку каждая фирма имеет не только единую культуру, но и достаточно большое количество разнящихся субкультур, каждая из которых обладает уникальным набором идеологических образцов и культурных форм, оказывающих значительное воздействие на людей и, соответственно, «размывающих» основные положения единой культуры. Внимание к субкультурам позволяет правильно понять различные противоречия, которые могут затруднять функционирование фирмы. Несмотря на то что субкультуры не находятся под прямым контролем официального руководства фирмы, они также могут быть использованы как инструмент управления культурой: субкультура вырабатывает систему идеологических образцов, способных найти свое дальнейшее распространение среди всех сотрудников в качестве элемента единой культуры фирмы.

В реальности фирма не может обладать единой культурной средой. Ее, скорее, необходимо рассматривать как совокупность различных субкультур, которые отличаются от единой культуры фирмы, а иногда и противоречат ей. Если единая культура фирмы состоит из некоторого числа культурных элементов, принятых и разделяемых практически всеми членами коллектива, то субкультура, в свою очередь, находит распространение среди членов отдельно существующих в рамках данной фирмы группах.

Для эффективного управления руководитель должен хорошо представлять, какие субкультуры существуют в его фирме, уметь адекватно оценивать влияние, которое они могут оказывать на достижение поставленных целей, а также управлять ими. Практически в каждой фирме существуют отдельные группы – формальные и неформальные, которые являются носителями своих «локальных субкультур». Люди могут принадлежать сразу к нескольким субкультурам, будучи членами как формальных, так и неформальных групп: формальная культура закреплена теми или иными документами, а неформальная возникает в ходе работы фирмы, связывая ее участников симпатией и антипатией, устанавливая иную, чем указано в документах, последовательность действий, изменяя порядок согласования решений и т. д.[76]

Многие исследователи подходят к анализу фирм с точки зрения существующих в них субкультур. Субкультуру можно рассматривать как подсистему, существующую как обособленное явление на фоне доминирующих культурных тенденций и лежащую в основе образования и дальнейшего развития культуры фирмы. Субкультуры могут формироваться по нескольким признакам: национальному, региональному, функциональному, структурному, стратегическому и т. п.[77] Администрация, отделы, службы нередко имеют свои субкультуры, которые могут как мирно, так и враждебно сосуществовать с единой культурой фирмы.

Как уже отмечалось, субкультуры могут отличаться от господствующей в фирме культуры, что, в свою очередь, может способствовать разладу. Это возможно в том случае, если сотрудники начинают строить свои действия на основе определенной совокупности идей и убеждений, сложившихся в оппозиции единой культуре фирмы. Иными словами, субкультуры могут ослабить или нанести фирме серьезный ущерб, если они состоят в конфликте с доминирующей культурой и общими целями. Однако, руководители успешных фирм считают, что такое происходит нечасто. В большинстве случаев субкультура возникает для того, чтобы помочь членам какой-нибудь группы справиться с повседневными проблемами. Члены этой группы также могут разделять многие, если не все: ценности доминирующей культуры.

Субкультуры также могут противоречить друг другу: различие в идеологической направленности субкультур фирмы может стать причиной межгрупповых конфликтов. Однако у исследователей нет единого мнения относительно этого вопроса: одни настаивают на высокой степени уникальности различных субкультур, другие, наоборот, отмечают их значительное сходство.

Нельзя забывать о существовании так называемых импортируемых субкультур, выработка которых, происходит не внутри фирмы, а за ее пределами. Основным источником обмена культурными элементами являются люди: становясь сотрудниками фирмы, они привносят в нее те культурные элементы, носителями которых являются. В качестве примера «импортируемой» субкультуры могут выступать субкультуры, основанные на профессиональной принадлежности, на их демографических характеристиках и т. п. В рамках организации «импортируемые» субкультуры, как правило, получают свое дальнейшее развитие.

Существование фирмы невозможно без ее постоянного, активного взаимодействия с внешней средой, в процессе которого происходит широкий обмен как материальными, так и духовными ресурсами. Люди, которые формируют культуру фирмы, обладают системами ценностей, сложившимися на основе ценностных ориентиров национальной культуры. Следовательно, рассматривая различные аспекты культуры фирмы, нельзя не упомянуть о национальной культуре, которая, бесспорно, оказывает влияние на ее формирование.

Как мы выяснили, культура любой фирмы не является замкнутым образованием, а обязательно испытывает на себе влияние извне. Наиболее сильным является влияние культуры той страны, где находится фирма. Примером влияния государства и регулирующих институтов на культуру фирмы может служить различие культур компаний в Западной и Восточной Германии, Северной и Южной Корее, исламских странах с прозападным и радикальным режимом власти. Это свидетельствует о том, что национальный фактор может проявляться по-разному, в зависимости от институциональной основы, на которой выстроено общество: экономической, политической и религиозной системы, характера взаимоотношения контактных аудиторий и приемлемого для данного общества уровня трансакционных издержек.[78]

По своей сути культура фирмы является частью национальной культуры и менталитета, преобладающих в стране. Как результат длительного процесса трансформации национальная культура включает в себя наиболее развитые способы и формы освоения окружения в различных видах деятельности (политика, экономика, наука, философия, искусство и т. д.). В национальной культуре находят свое выражение осознание большими сообществами людей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам. Можно даже утверждать, что тип личности, присущий конкретному этносу, будет определять характер межличностных отношений, складывающихся внутри фирмы в данной стране.

Применительно к деловым организациям типы национальных культурных особенностей формируют определенные типы культур фирмы, которые называются также деловыми национальными культурами. Согласно Ричарду Льюису, исследователю национального фактора в культуре, деловые культуры классифицируются в зависимости от отношения к использованию времени и доминирующих способов получения информации. Он выделяет три типа деловых культур по национальному признаку:

– моноактивные (линейно организованная жизнедеятельность и поэтапная организация трудовой деятельности);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Книги похожие на "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гудкова

Татьяна Гудкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Отзывы читателей о книге "Особенности корпоративной культуры российских компаний", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.