» » » Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний


Авторские права

Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Корпоративная культура, бизнес, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний
Рейтинг:
Название:
Особенности корпоративной культуры российских компаний
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9988-0306-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Описание и краткое содержание "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать бесплатно онлайн.



Вопросы повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов всегда занимали важное место в экономической науке и практике. Помимо изучения материальных факторов, влияющих на достижение хозяйственных целей коммерческой организации, в настоящее время особое значение приобретает поиск новых возможностей, позволяющих фирмам выгодно отличаться от своих конкурентов. Наряду с разработкой новейших технологий, качественных товаров, маркетинговых стратегий, все более актуальным становится поиск новых ценностей фирмы, формирующих ее корпоративную культуру.

В своем исследовании автор монографии обосновывает значение корпоративной культуры фирмы как важного фактора, влияющего на эффективность ее функционирования. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке культура фирмы может стать одним из ключевых ресурсов, который поспособствует целостному и устойчивому развитию фирмы в долгосрочной перспективе и повышению ее конкурентоспособности. Задача каждой современной российской фирмы – найти собственную культуру, обрести свое лицо, оздоровить внутрифирменный климат.






Традиционно экономическая наука, как и большинство наук классического типа, изучала свой предмет по монодисциплинарному принципу, который предполагает выделение и изучение отдельного аспекта общественной жизни: экономического, политического, социального, культурного и т. д. Это позволяет абстрагироваться от воздействия многообразных побочных факторов и рассматривать процесс в чистом, наиболее абстрактном виде. Монодисциплинарный подход играет в познании важную роль, однако практическое применение его результатов искажается теми факторами, которые были устранены при исследовании. В частности, применение предлагаемых «Экономикс» универсальных «правил экономической игры» всегда осложняется воздействием культурно-исторических, политических, социально-психологических и тому подобных факторов экономической деятельности.

Характерной чертой современной науки становятся комплексные (междисциплинарные) исследования. При исследовании такого объекта, как фирма, необходимо использовать комплексный подход, при котором предмет исследования рассматривается как целостная система: социальные явления и объекты представляют собой не хаотичное соединение разнородных элементов, а целостные образования. Настоящий анализ культуры фирмы предполагает использование данных ряда общественных наук (экономической теории, институционального анализа. менеджмента, социологии, психологии, культурологии, теории управления), а следовательно, комплексного (междисциплинарного) подхода к исследованию.

Культура – многомерное общественно-историческое явление. В настоящее время специалисты обнаруживают от 250 до 400 и более существующих сегодня и используемых в различных научных областях определений культуры, и каждое из них отражает один из аспектов этого многогранного явления. Многомерность культуры четко прослеживается не только в многообразии ее определений, но и в разнообразии исследовательских подходов к изучению данного феномена. На сегодняшний день известны социологические, этнографические, антропологические, экономические, социально-психологические, экологические и другие направления изучения культуры.

Термин «культура» (от латинского cultura – возделывание, развитие) первоначально означал в Древнем Риме обработку почвы, позднее под «культурой» понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека. Большинство современных исследователей под культурой понимают специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе. Культуролого-экономический словарь дает следующее определение: «культура – это творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества, в результате которой формируется конкретно-историческая система создания, сохранения и потребления материальных и духовных ценностей».[53] В широком смысле под «культурой» принято понимать образ жизни, накапливаемый, развиваемый и передаваемый людьми сознательно и бессознательно для продолжения в следующих поколениях. Именно поэтому культуру можно рассматривать как универсальный механизм адаптации человека к окружающей реальности.

Из анализа определений культуры можно сделать вывод, что она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека.

Используя принцип от общего к частному, можно установить логические связи и переходы между видами культур экономической реальности. Экономическая культура общества, о содержании которой подробно говорилось в параграфе 1.1, характеризует восприятие и интерпретацию экономической реальности и норм поведения в ней. В экономической культуре общества выделяют хозяйственную культуру общества, которая представляет собой систему ценностей (смыслов, символов, знаний, традиций), обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (производственной, предпринимательской, финансовой, коммерческой и т. д.) деятельности в рамках данного общества. Таким образом, хозяйственная культура сужает сферу восприятия реальности и поведения до уровня деловых взаимодействий. В свою очередь, организационная культура локализует специфику этого восприятия до элементарных единиц этого взаимодействия – организаций. Частным случаем организационной культуры является культура фирмы. Носителями данного вида культуры являются коммерческие организации («деловые предприятия»), подвергающиеся (как будет показано ниже) воздействию многих специфических факторов эндогенного и экзогенного, экономического и неэкономического характера, которые обогащают содержание культуры фирмы по сравнению с организационной культурой.

Важно подчеркнуть, что культура фирмы имеет в своем основании перечисленные уровни культуры и ее развитие детерминируется ими. В свою очередь, позитивно развивающаяся культура фирмы не оставляет без изменений виды культуры более высокого уровня (см. схему 1).


Схема 1. Уровни культуры


В экономической литературе отсутствует строгое употребление таких терминов, как «организационная культура», «корпоративная культура» и «культура фирмы». В большинстве работ отечественных авторов эти понятия четко не разводятся (можно встретить труды, в которых они используются как синонимы), хотя попытки их систематизации и предпринимаются. Анализируя подходы к определению данных категорий в литературе, в основном можно выделить три точки зрения:[54]

1. Корпоративная культура тождественна организационной культуре. Это объясняется тем, что организационная культура определяется при помощи тех же терминов, что и корпоративная, а именно: философия и идеология организации, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, важные предположения, принимаемые и разделяемые всеми членами коллектива. На Западе «корпоративная культура» чаше всего обозначает то же самое, что и «организационная» (западные авторы используют термины corporate culture, organizational culture, corporate identity). Этого подхода придерживаются и некоторые российские исследователи (О. С. Виханский, С. В. Иванова, Л. В. Карташова, Е. Д. Малинин. В. Л. Михельсон-Ткач, В. А. Спивак).

2. Корпоративная культура – часть организационной культуры (Л. Колесникова, Ю. Д. Красовский, Б. З. Мильнер, Е. Г. Молл, В. Перекрестов. С. В. Щербина). Эта точка зрения менее распространена. Проблема заключается в том, что приводимые отличия представляются неубедительными. Можно найти, например, утверждение о том, что организационная культура – это культура материнской организации, а корпоративная – культура подразделений этой организации в других странах. Вопрос, чем же они различаются по существу (по структуре, функциям), остается неразрешенным. В то же время само наличие разных названий предполагает что такие различия должны быть.

3. Корпоративная и организационная культуры – самостоятельные феномены. Согласно этой точке зрения, два рассматриваемых феномена – разные явления, имеющие пересечение в отдельных элементах.

Автор разделяет именно эту точку зрения. Если организацию рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из нескольких взаимозависимых подсистем, то наряду с этим следует отметить, что и фирму экономисты также рассматривают как сложную, социально-экономическую открытую систему. Но экономическая организация как частный случай организации является социальным образованием, осуществляющим экономическую деятельность, т. е. участвующим в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, под «организационной культурой» следует понимать культуру любой организации, независимо от вида деятельности, формы собственности, вида организационной структуры и численности персонала, а носителями культуры фирмы являются непосредственно коммерческие организации, находящиеся в особой социально-экономической среде: как внутренней, так и внешней. Поскольку корпорация – это особый вид фирмы, то корпоративная культура может рассматриваться как специфическая разновидность культуры фирмы.

Существуют десятки определений культуры фирмы, приведем лишь некоторые из них.

Р. Рютингер использует общее понятие культуры фирмы как своеобразной системы, направленной на производство материальных ценностей и восприятие событий, образов, чувств и моделей поведения.[55] Н. С. Злобин в своих работах указывает, что культура фирмы – «это творческая, созидательная деятельность организации, как прошлая, воплощенная в ценностях, так и настоящая, основывающаяся на опредмечивании этих ценностей, норм и традиций».[56]

Э. М. Коротков приводит целую серию определений культуры фирмы. По его мнению, это «совокупность норм, ценностей, убеждений, образов поведения и т. п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей». «На наш взгляд, культура – это не то, что организация имеет, а то, чем она является». «Культура предприятия – это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими"».[57]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Книги похожие на "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гудкова

Татьяна Гудкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Отзывы читателей о книге "Особенности корпоративной культуры российских компаний", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.