» » » Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний


Авторские права

Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Корпоративная культура, бизнес, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний
Рейтинг:
Название:
Особенности корпоративной культуры российских компаний
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9988-0306-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Описание и краткое содержание "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать бесплатно онлайн.



Вопросы повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов всегда занимали важное место в экономической науке и практике. Помимо изучения материальных факторов, влияющих на достижение хозяйственных целей коммерческой организации, в настоящее время особое значение приобретает поиск новых возможностей, позволяющих фирмам выгодно отличаться от своих конкурентов. Наряду с разработкой новейших технологий, качественных товаров, маркетинговых стратегий, все более актуальным становится поиск новых ценностей фирмы, формирующих ее корпоративную культуру.

В своем исследовании автор монографии обосновывает значение корпоративной культуры фирмы как важного фактора, влияющего на эффективность ее функционирования. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке культура фирмы может стать одним из ключевых ресурсов, который поспособствует целостному и устойчивому развитию фирмы в долгосрочной перспективе и повышению ее конкурентоспособности. Задача каждой современной российской фирмы – найти собственную культуру, обрести свое лицо, оздоровить внутрифирменный климат.






– замещающая функция или функция субститута формальных отношений (сильная культура фирмы позволяет экономить на издержках управления);

– адаптивная функция (культура фирмы облегчает взаимное приспособление работников и организации);

– образовательная и развивающая функция (фирма расширяет количество и качество такого экономического ресурса, как «человеческий капитал», посредством заботы о подготовке и образовании своих подчиненных);

– функция управления качеством (культура фирмы оказывает влияние на отношение к работе, способствуя впоследствии повышению качества товаров и услуг, предлагаемых фирмой);

– функция ориентации на потребителя (культура фирмы способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими клиентами);

– функция регулирования партнерских отношении (культура фирмы развивает и дополняет нормы и правила взаимоотношений с партнерами);

– функция приспособления экономической организации к нуждам общества (действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности фирмы путем устранения экономических «минусов» – убытков).[67]

По мере роста значения «человеческого фактора» в эффективном функционировании фирмы люди и их индивидуальные способности выходят на передний план как никогда раньше. Новая культура фирмы, противопоставляемая «утилитарной» культуре традиционных бюрократических организаций, является последствием изменения взглядов на роль «человеческого фактора» в современном производстве. Моральные ценности (взаимоуважение, равенство в общении, справедливость, солидарность, доверие) превращаются в нормы производственных отношений, что развивает сознание коллективной ответственности за результаты деятельности компании.

Американские исследователи Ф. Харрис и Р. Морган предлагают рассматривать конкретную культуру фирмы на основе десяти характеристик, идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне:

– осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других через индивидуализм);

– коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, жаргонов, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организации);

– внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур);

– что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.);

– осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это);

– взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

– ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются;

– вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, этичное поведение, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали);

– процесс развития работников и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

– трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек – машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).[68]

Итак, культура фирмы исторически имела, скорее, не явно выраженный характер, но в последнее время возобладала тенденция признания необходимости ее формирования и развития, ввиду признания влияния на повышение эффективности функционирования экономической организации. Сама идея культуры фирмы носит достаточно абстрактный характер, однако все вышеперечисленные характеристики вместе взятые отражают смысл ее концепции. Несмотря на очевидное многообразие определений и толкований такого явления, как «культура фирмы», в них есть и общие моменты. Мы разделяем точку зрения большинства авторов, которые сходятся на том, что культура фирмы является набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в экономических организациях справиться с их проблемами.

Развитие фирмы можно интерпретировать как ее движение по особой траектории структурных изменений. Такое движение предполагает накопление и закрепление основ определенного типа взаимоотношений принципалов и агентов. При наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств агенты могут сквозь призму культуры фирмы оценивать обоснованность решений принципала.

Культура фирмы воплощается в формальных, полуформальных и неформальных правилах локального (на уровне хозяйственной организации) характера, которые служат ориентирами для взаимоотношений принципалов и агентов (в случае коллективных предприятий – коалиций агентов, работников), и является неотъемлемым фактором фирмы. Причем речь идет и о неформальных правилах, т. е. не фиксируемых в законах и контрактах, и о полуформальных правилах, фиксируемых лишь во внутренних документах (кодексах поведения) и не имеющих строгих правовых последствий. Реально структурируя взаимодействия субъектов. указанные правила фактически замещают формальные правила, выступая в роли их субститутов. Однако часть правил, входящих в культуру фирмы, приобретают формальный характер, становясь составным элементом контрактов и служебных обязанностей.

Таким образом, в теоретическом (институциональном) аспекте культуру фирмы можно определить как такую совокупность локальных формальных правил, а также неформальных и полуформальных правил, являющихся субститутами формальных отношений (контрактов), которая отражает коллективное представление участников (принципалов и агентов или коалиций агентов) фирмы об их взаимодействии, поведении и об облике фирмы.

Культура фирмы – составная часть экономики фирмы, т. е. системы экономических отношений, складывающихся на уровне фирмы. Рисунок 1, показывающий роль культурной среды в социально-экономической системе, может использоваться и применительно к фирме: на место культурной среды следует поставить культуру фирмы, а роль системы будет выполнять экономика фирмы.

Подругой терминологии, активно используемой в современной экономической теории, можно представить культуру фирмы как часть «защитного пояса», прямо не входящего в «жесткое ядро», но являющегося составным элементом экономической системы в ее широких границах.

Основу культуры фирмы составляет ее коллектив – люди, с их индивидуальным пониманием действительности и поведением, которые являются наименее познанными элементами хозяйственной жизни. Людям с различными культурными установками требуется больше времени для установления взаимопонимания, чем людям из одного культурного окружения: им требуется больше времени для того, чтобы у них появилось желание открыто и честно разговаривать друг с другом, делиться идеями и понимать друг друга. Стремление к общим основополагающим ценностям, разделяемым сотрудниками фирмы, способно объединять людей и создавать мощную силу для достижения поставленных целей.

В России роль культуры фирмы как эффективного инструмента управления организацией все еще не до конца осознана. Ввиду этого, формирование и развитие культуры российских фирм является одной из важнейших стратегических задач.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Книги похожие на "Особенности корпоративной культуры российских компаний" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гудкова

Татьяна Гудкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гудкова - Особенности корпоративной культуры российских компаний"

Отзывы читателей о книге "Особенности корпоративной культуры российских компаний", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.