» » » Коллектив авторов - Актуальные проблемы совершенствования высшего образования


Авторские права

Коллектив авторов - Актуальные проблемы совершенствования высшего образования

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Актуальные проблемы совершенствования высшего образования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Актуальные проблемы совершенствования высшего образования
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования"

Описание и краткое содержание "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования" читать бесплатно онлайн.



В сборнике материалов XII межвузовской научно-методической конференции нашли отражение проблемы реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Основное внимание уделено вопросам методического обеспечения самостоятельной работы студентов и формирования компетенций как результата освоения основных образовательных программ. В материалах сборника показаны особенности проектирования и реализации магистерских программ, развитие новых образовательных и компьютерных технологий. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в вузе и взаимодействие вузов с работодателями и социальными партнерами также нашли отражение в материалах конференции.






Формы вовлечения студентов в НИРС можно представить в следующем перечислении:

1. Получение студентами дополнительных знаний для проведения исследовательской работы. В плане выработки общекультурных компетенций это: «осознает социальную значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности» (позиция 9 из используемого списка), «стремится приобрести новые знания в области наук» (21), «имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации» (24).

2. Участие в комплектовании электронных ресурсов вуза в области науки, по которой ведется студентом исследовательская работа. Приведем пример репозитория НОЦ антиковедения ЯрГУ. DSpace – программный продукт, на основе которого создается наша электронная библиотека (репозиторий). Наполнение репозитория требует описания каждого исследования по многим позициям, в том числе составление аннотации на русском и английским языках. Студент продвигается в приобретении компетенций: «владеет одним из иностранных языков» (2), «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения» (3), «готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе» (4), «способен понимать сущность и значение информации в современном информационном обществе…» (5), «способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации» (7).

3. Подготовка текста научного доклада и выступление с ним. Студенты, занятые НИРС, делают доклады на конференциях более высокого уровня. Количественная оценка увеличения и усложнения приобретенных общекультурных компетенций при этом относительно трудна (в отличие от оценки профессиональных компетенций), но динамика процесса их приобретения может быть отслежена. Приобретаемые общекультурные компетенции при этой форме НИРС: 2, 3, 9, 21, 24 (названы выше), «использует основные положения и методы социальных, гуманитарных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» (6), «умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (12), «умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» (16), «способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления» (19), «владеет технологией проведения основных видов делового общения» (23).

4. Написание и публикация научных статей. Общекультурные компетенции, кроме названных выше: «умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели» (25), «способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы» (20). Результаты воспитательной стороны НИРС в этом случае также сложнее измерить, чем стороны профессиональной, но опять-таки изменение «поведенческих реакций» студента всегда заметно: активность, самореализация, самоутверждение и самоорганизация возрастают с каждой ступенькой его продвижения в публикациях на страницах разного уровня изданий.

5. Участие в научно-исследовательских проектах по грантам. Общекультурные компетенции, кроме ранее отмеченных: «способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность» (8), «умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности» (11) – это формируется при данной форме вовлечения студента в НИР с безусловной необходимостью, «готов проявлять национальную, этническую, религиозную толерантность» (13), если коллектив исполнителей проекта этнически и пр. разнороден, «знает регламентирующие документы системы менеджмента качества организации» (22) – без этого знания выполнение работ по проекту невозможно, «осознает социальную ответственность за влияние своей работы на природу и общество…» (26).

6. Участие в работе Научно-образовательных центров (НОЦ). Студенты приобретают при этом социально значимый опыт работы в команде (4). Поскольку Центры выполняют не только научную, но и образовательную функцию, студенту старших курсов приходится консультировать студентов младших курсов, поэтому он будет стремиться приобрести новые знания (21), овладевать деловым общением (23), повышать свой уровень самоорганизации (24) и координировать свои действия с чужими (25).

7. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ студентов и профильных олимпиадах. Воспитательный аспект здесь охватывает общекультурные компетенции 3, 6, 9, 12, 16, 19, 21, 24, 25. Победы (и даже просто участие) в конкурсах являются серьезным стимулом для саморазвития личности, заставляют совершенствовать свои сильные стороны и минимизировать недостатки. Студент получает оценку своего труда в виде дипломов, грамот, медалей и премий. Это поднимает его самооценку, помогает преодолеть сложности межличностного общения, повышает его социальную ответственность.

8. Участие в выставках научно-технического творчества молодежи. Реализация возможности наглядно представить результаты своего исследования помогает приобрести и актуализирует навыки делового общения (23), ближе познакомиться с регламентирующими документами системы менеджмента качества (22), повышает ориентацию в современной культурной среде, включая научную и творческую среды (27).

9. Участие в организации и проведении международных научных конференций, включая интернет-конференции. Опыт их проведения – с большим зарубежным представительством – показывает, как обогащается студент, принимающий участие в организации представительной конференции: растет в культурном отношении, учится нормам общественного поведения в научном сообществе, осозная себя гражданином своей страны при активном контакте с зарубежными коллегами. Лучше и прочнее усваиваются такие общекультурные компетенции, как 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 25.

Таким образом, заложенный в формах НИРС воспитательный потенциал в совокупности оказывается весьма существенным. НИРС неосознает себя гражданином своей страныпросто помогает интеграции талантливой молодежи в инновационную научную среду, но и наглядно показывает студентам значимость креативных потребностей, их преобладание уосознает себя гражданином своей страныобразованного и воспитанного человека над потребительскими, формирует языковую и коммуникативную компетентность, компетентности социального взаимодействия, менеджмента качества, также – в значительном объеме – общекультурную, а отчасти и граждански-правовую.

Формирование общекультурных компетенций у студентов средствами спортивных технологий

А. В. ДомничевЯрославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения поставили перед высшей школой ряд новых задач, одна из которых – формирование компетенций, определяющих современное качество образования. Сущность компетентностного подхода, по определению ЮНЕСКО, состоит в том, чтобы научить получать знания (учить учиться); работать и зарабатывать (учение для труда); жить (учение для бытия); жить вместе (учение для совместной жизни).

В проектах ФГОС ВПО третьего поколения компетенция представлена как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для осуществления успешной деятельности в определенной области. Компетенция включает совокупность взаимо-связанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Спортивные технологии формируют практические умения и навыки при реализации общекультурных компетенций. Прежде всего речь идет о формировании коммуникативных компетенций с помощью современных командообразующих технологий «teambuilding» (тимбилдинг).

Американская технология тимбилдинг внедряется в Россию с начала XXI века с целью формирования различного вида команд, но в первую очередь производственных и управленческих коллективов. Одним из наиболее простых упражнений для развития коммуникативных качеств является «Веревочный курс» – набор упражнений с использованием альпинистских веревок, заимствованных из туристской и альпинистской практик.

«Веревочный курс» – это спектр разнообразных командных упражнений и заданий, каждое из которых может быть успешно выполнено только командой. Любое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия – интеллектуального, физического, психологического или разнообразного их сочетания. Конкретное командное упражнение предназначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия, например ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности. Основной результат «Веревочного курса» – получение навыков создания команды и работы в ней. Благодаря упражнениям, в которых используются туристские веревки, развивается командный дух, чувство доверия и уважения к каждому участнику.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования"

Книги похожие на "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Актуальные проблемы совершенствования высшего образования"

Отзывы читателей о книге "Актуальные проблемы совершенствования высшего образования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.