Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Описание и краткое содержание "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать бесплатно онлайн.
В этой книге освещены жизнь, творчество и воззрения 160 великих мыслителей, которые внесли наибольший вклад в развитие философской мысли, изменили взгляды людей на мир и на место человека в нем, а также даны основные этапы развития философии. Книга предназначена всем, кто интересуется философией, и может стать дополнительным справочным пособием для углубленного изучения философии в учебном процессе.
Мистика проявляется и в его практической философии, в которой он пытался восстановить обряды языческой религии.
Главное для Я. – вера в богов, общению с которыми он придавал большое значение и поэтому занимался мантикой (различными способами гадания), жертвоприношениями и т. Д.
Я. верил в земных и небесных богов.
Нам известны такие сочинения Я. как «Жизнь Пифагора», «Свод пифагорейских учений» (в 10 книгах), «О египетских мистериях», «О богах», «Платонова теология» и др.
Философия Я. оказала влияние на многих последующих философов и особенно на Пико дела Мирандолу.
Глава 3. Средневековая философия
Средневековая философия развивалась в эпоху от распада Римской империи (V в.) до эпохи Возрождения, т. Е. до ХV в., что составляет почти тысячелетие. Считалось, что падение античного рабовладельческого общества сопровождалось упадком философии: античное философское наследие было утрачено и до второй половины ХII в. оставалось почти неизвестным ученым Зап. Европы. Между тем, это период глубоких поисков и находок в области философии и важный этап в истории духовной культуры.
Для раннего средневековья характерна религиозная идеология, которая стала главенствующей. В Азии, Аравии и арабоязычных странах утвердилась мусульманская религия, в Европе – христианская в двух ее разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Философия средневековья стала, по выражению религиозного мыслителя ХIII в. Фомы Аквинского, «служанкой богословия» и была направлена на то, чтобы отстаивать религию..
Догмы церкви лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. «Отцы церкви» Августин (354 – 430), Григорий Нисский, немесий, лже—Дионисий Ареопагит и др. видели задачу философии в учении об отношении между знанием и верой. С именем Августина связана разработка догмата о личностной форме единого Бога.
Цели философии сводились главным образом к обновлению религиозных догматов, но вместе с этим разрабатывались и проблемы теории познания и логики. Господствующей формой философского обучения в школе являлась схоластика, первым представителем которой был Иоанн Скот Эриугена (810 – 877). В ранней схоластике (до ХII в.) господствовали платонизм и неоплатонизм, приспособленные к нуждам христианства.
Одной из главных философских проблем средневековья была прблема реальности или нереальности общих родов бытия, или универсалий. Происходила борьба между реалистами (реализм средневековый) и номиналистами. Против крайностей обеих точек зрения выступил в ХII в. Пьер Абеляр (1079 —1142), пытавшийся сгладить противоречия между реализмом и номинализмом в учении т. Н. концептуализма.
В середине ХII в. основные сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля церковь сначала встретила враждебно, но вскоре оно было признано в качестве философской основы христианства.
Развитию схоластики в Зап. Европе в ХIII в. предшествовало развитие арабской философии Средней Азии, Наиболее выдающимися мыслителями в Средней Азии были Аль—Фараби (870—950) и Ибн—Сина (Авиценна) (ок.980—1037), а в арабской философии – Аль— Кинди (9 в.) и Ибн—Рошд (Аверроэс) (1126—1198). Выдвинув учение о двойственной истине, допускавшее философские истины, расходящиеся с догмами ислама, Ибн—Рошд подрывал авторитет вообще религиозных догм, что имело прогрессивное значение и оказывало прямое влияние на развитие философской мысли в Зап. Европе, где непререкаемым авторитетом в философии стал Аристоиель.
Главными проводниками схоластики в XIII в. стали Альберт Великий, Фома Аквинскиц и Иоанн Дунс Скот. Особенно церковь оценила учение Фомы Аквинского: причислила его к кругу «святых», а в 1879 г. объявило его учение официальной философской доктриной (неотомизм).
Развитие в XIII в. средневековых городов, ремесла, торговли, торговых путей, усилившееся в результате Крестовых походов, связи с Востоком привели к подъему номинализма, теоретиком которого стал Оккам и его последователи в парижской школе оккамизма. Идейная борьба была не только внутри схоластики: самой схоластике противостояла мистика, которая ставила авторитет церкви и ее учений ниже, чем субъективное сознание.
Несмотря на процветание схоластики, обусловленное господством церкви, отрывом философии от практических интересов жизни, все же в период средневековья философия имела прогрессивное значение, и такие мыслители как Альберт Великий, Фома Аквинский (испытавший сильное влияние Авиценны), Дунс Скот, Р. Бэкон, создали большие философские системы.
Августин Аврелий Блаженный (354 – 430)
Один из первых христианских теологов, виднейший представитель патристики.
Родился в Тагасте в Северной Африке, умер в Гиппоне (Сев. Африка). В 387 г. принял крещене. С 395 г.– епископ Гиппона. Воинствующий церковный проповеник, прозванный католическими богословами «блаженным», А. говорил, что «лучше сжечь еретиков живьем, чем дать им коснеть в заблуждениях».
Для А. философия вне богословия – ничто.
«Идеи» Платона А. превращает в «мысли творца перед актом творения». «Сверхчувственный мир» у А. превращается в иерархию христианского неба с Богом во главе. Бог, по А., предназначил людей, независимо от их поступков, одних к спасению, других к адским мукам. А. вообще защищал концепцию неравенства людей. Он считал, что неравенство навсегда сохранится в обществе; богатство или бедность обусловлены божественным провидением.
По А. церковная власть должна стоять над светской. А. Признавал необходимость государственной власти, но называл ее «большой разбойничьей шайкой».
Учение А. О Боге как абсолютном бытии следует неоплатонизму, но А. заново осмысливал старые идеи исходя не из объекта, а из субъекта. Бытие Бога можно вывести непосредственно из самосознания человека.
А. Проявил внимание к диалектике человеческой личности, чему посвятил автобиографическую работу «Исповедь», где показал на своем примере развитие человека от младенчества до утверждения в христианстве.
Диалектике общечеловеческой истории А. Посвящает трактат « О граде божьем», где он рассматривает два вида общности: «град земной», т. Е. государственность, основанная «на любви к себе доведенной до презрения к Богу»; и «град божий» – духовную общность, основанную «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Всякое насилие для А. является средством греховной испорченности человека, оно достойно презрения, но неизбежно.
В трактате «О величии души» А. говорит о превосходстве души над телом и рассматривает душу как «разумную субстанцию, приспособленную для управления телом».
Для средневековья учение А. имело решающее значение. А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии вплоть до Фомы Аквинского.
Философия А., будучи теологической, в то же время заложила основы теории общественного прогресса. Смысл, который заключался в победе христианства в мире, стали связывать впоследствии уже не с прогрессом только в деле христианства, а вообще с прогрессом.
Прокл, Диадох (ок.410 – 485)
Греческий философ, видный представитель неоплатонизма. Учился в Александрии, затем в Афинах. Некоторое время возглавлял Афинскую школу неоплатоников. Прозван Диадохом, т. Е. преемником (в руководстве Афинской школой).
Литературное наследие П. Состоит из многочисленных сочинений по философии и математике, из которых часть дошла до нашего времени: «Элементы теологии», «Относительно теологии Платона», «Парменид», «Кратил», «Первый Алкивиад» и др.
Наиболее важными произведениями П. являются комментарии к диалогам Платона « Государство» и к «Началам» Эвклида.
Полное изложение неоплатонизма, всей его системы П. дал в работе «Богословское элементарное учение».
П. развивает и пытается свести в единую систему философию неоплатонизма. П. развивает представление Ямвлиха о триадическом построении мира и проводит этот принцип в философии, мифологии, мантике.
Триада П. Включает три положения: пребывание в себе; выступление из себя, т. Е. эманация, при которой происходит переход от единства к множеству; и возврат к себе, т. Е. переход от множества к единству.
П. Рассматривает категории: Единое и Многое, Ум и Душу :
«Всякое множество тем или иным образом причастно единому… Всякое множество вторично в сравнении с единым»,
«Всякий божественный ум единовиден и совершенен и есть первичный ум, производящий из себя другие умы»,
«Всякому божественному уму, допускающему причастность себе, причастны божественные души»,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Книги похожие на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"
Отзывы читателей о книге "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении", комментарии и мнения людей о произведении.