» » » » Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении


Авторские права

Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении

Здесь можно купить и скачать "Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"

Описание и краткое содержание "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать бесплатно онлайн.



В этой книге освещены жизнь, творчество и воззрения 160 великих мыслителей, которые внесли наибольший вклад в развитие философской мысли, изменили взгляды людей на мир и на место человека в нем, а также даны основные этапы развития философии. Книга предназначена всем, кто интересуется философией, и может стать дополнительным справочным пособием для углубленного изучения философии в учебном процессе.






Авиценна – латинское имя Ибн—Сины Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха. А. крупнейший ученый энциклопедист средневековья, врач и философ. По национальности таджик. Родился в с. Афшана близ Бухары, столицы самаркандского гос—ва.

В Бухаре началась научная и врачебная деятельность А. После завоевания Бухары тюркскими племенами (999г.), спасаясь от преследования со стороны султана Махмуда, переехал в столицу Хорезма, позже (1012 г.) переехал в Иран, где стал придворным врачом и визирем у правителя Хамадана. Умер А. 18.06.1037 г. и похоронен в Хамадане.

На Западе А. прославился как философ и знаток трудов Аристотеля.

А. создал классификацию наук, разделив их на практические, трактующие вопросы поведения человека; и теоретические, изучающие конкретные явления материального мира, т. Е. Там, где исследование ведется ради знания.

А. Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей.

Популяризируя логическое учение Аристотеля, А. Стремился вывести логические формы и связи из особенностей бытия, настаивая на логической строгости построений и на точных методах доказательства. А. не сомневался в возможностях познать мир. При этом он придавал большое значение логике, считая ее введением к любой науке. Материя и форма для А. Не могут существовать самостоятельно, они связаны между собой.

Признавая Бога, А. лишал его атрибутов; признавал религию, но расходился с догмами ислама. Этим он заслужил репутацию вольнодумца. А. считал возможным самостоятельное существование религии и философии. Философия может быть независимой как наука, основанная на достижении человеческого разума.

А. отрицал создание мира Богом и полагал, что мир существует вечно вместе с Богом. Мир, считал А., возникает путем эманации («истечения») из божества, но не по воле Бога, а в силу непреложной необходимости. Бог абстрактен и безличен; мир материален и не менее вечен, чем сам Бог.«Бытие не имеет границ». В отличии от Аристотеля, который противопоставлял косной материи деятельную форму, А. утверждал, что «нет абстрактной телесной формы без материи, и тело образуется из этой материи». А. высказал мысль, что движение потенциально заключено в материи.

А. Понял взаимосвязь времени и движения. «Время представляется только движением, где нет движения, нет и времени».

Природные явления, по А., причинно взаимосвязаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая божественным вмешательством. «Разумную душу» А. считал бессмертной, но бессмертие он понимал не в прямом, а в философском смысле, отрицая возможность переселения душ.

А. оставил после себя множество трудов, среди них «Медицинский канон», «Книга исцеления» (философский труд в 18 частях), «Книга знания» (краткая философская энциклопедия на родном языке дари, «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений» и др.


Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109)


Средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Родился в Аосте (Италия) в дворянской семье. В молодые годы постригся в монахи, с 1093 г.– архиепископ Кентерберийский.

А. К. проводил в Англии политику римского папы, стремившегося к подчинению власти католической церковью, и в этом не останавливался даже перед открытым столкновением с королем.

В философии А. К. являлся последователем Августина, который поставил идеализм Платона на службу католического учения. Для А. К. Философия лишь служит религии. Выводы разума могут быть приняты только в том случае, если они согласуются со Священным писанием. А. К. считает, что вера является предпосылкой знания. Он размышляет не для того, чтобы верить, а верит, чтобы понимать. Сначала вера, а потом диалектическое искусство рассуждения.

В борьбе номиналистов с реалистами А. К. Стоял на стороне реалистов и защищал реальность общих понятий («универсалий»), предшествующих единичным вещам. Это положение было сформулировано Платоном и развито неоплатонистами и некоторыми представителями патристики. А. К. стоял на позициях крайнего реализма как Эриугена, а позже Августин.

А. К. развил онтологическое доказательство бытия Бога. Если понятие Бога предполагает идею божественного совершенства, то Бог должен обладать свойством существования, иначе это не было бы понятием Бога. Это доказательство было опровергнуто Кантом. Также против онтологического доказательства бытия Бога выступали современники А. К.– монах Гуанило, считавший, что таким образом можно доказать существование любой выдумки.

Известны такие работы А. К. как «О грамотном», «Прослогион», «Об истине», «О свободе выбора», «Почему Бог вочеловечился» и др.


Росцелин, Иоанн (ок.1050 – ок.1120)


Средневековый философ—схоласт и богослов, представитель крайнего номинализма. Родился во Франции, в Компьене, где стал канонником. Р. Известен своей полемикой с Ансельмом Кентерберийским и Абеляром, а также еретическим толкованием святой троицы как совокупности отдельных богов. Это толкование было осуждено церковью и Р. вынужден был отказаться от него на соборе в Суассоне в 1092 г.

По Р., объективным существованием обладают единичные чувственно воспринимаемые вещи. Общие же понятия («универсалии») – это только наименования – ноумены. Отсюда и название – номинализм.

Р. Стоял на позициях крайнего номинализма. Умеренные номиналисты считали, что общее хотя и не существует самостоятельно, но все—таки присутствует в вещах, на основании чего и формируется общее понятие в слове.

Концепция номинализма была применена Р. Для анализа христианского догмата Троицы. Раз нет самостоятельного существования общего, то не может быть и никакой божественной субстанции, которая едина и одновременно объединяет три божественных лица. Существует лишь три самостоятельных Бога.

Вообще вопрос о теоретическом споре о природе общих понятий крайних позиций— реализма и номинализма – основной вопрос всей схоластической философии.

Сочинения Р. до нас не дошли, и источником ознакомления с его взглядами являются сочинения Абеляра, Ансельма Кентерберийского и Иоанна Солсберийского.


Абеляр, Пьер (1079 – 1142)


Средневековый французский философ и теолог. А. родился в Пале, умер в Сен—Марселе, близ Шалон—сюр—Сон. Учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. Преподавал философию и теологию в Париже. В 1113 г.– открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагична история любви Абеляра и Элоизы, его талантливой ученицы. Они сочетались браком и у них родился сын, но по указанию дяди Элоизы А. Был оскоплен, после чего Элоиза ушла в монастырь. Свою жизнь А. Описал в книге «История моих бедствий», которая является шедевром средневековой литературы. А. был высокообразованным человеком, был знаком с философией Платона, Аристотеля, Цицерона.

А.– один из основателей схоластического метода, трактующий диалектику как исследование истины путем выявления и обсуждения различных, в т. Ч. Противоречивых суждений, что и было им изложено в сочинении «Да и нет» (1122 г.) – «Sic et non». Эта работа сделала А. Одним из крупнейших представителей схоластического метода.

В борьбе основных течений схоластической философии А. защищал, а потом развил учение, названное позже концептуализмом (близкое к номинализму). Смысл этого учения в том, что общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании сходства или совпадения между ними.

В эпическом учении А. перенес акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Сам по себе поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Грех совершать поступок в противоречии с убеждениями.

Незадолго до смерти А. Написал свое произведение «Диалоги между философом, Иудеем и Христианином», где он рассуждает о мудрости, о разуме, о благе и путях его достижения. «…очевидно, что человек совершенствуется благодаря трем, как мы утверждали, добродетелям (стойкость, воздержанность, умеренность), каждой из которых не может недоставать благоразумия, и совершенствуется во благе»19.

Рационалистическая направленность теологии, заключавшаяся в смысле «понимаю, чтобы верить», вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский). А. подверг сомнению искупительную мысль Христа, которая состояла не в том, чтобы снять грех с рода человеческого, а в том, что он был примером высокой морали для человечества.

Согласно А., божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление.

Учение А. Было осуждено Сауссонским (1121г.) и Сансским (1140 г.) соборами, а также папой Иннокентием П.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"

Книги похожие на "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Шманева

Людмила Шманева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Шманева - Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении"

Отзывы читателей о книге "Великие мыслители. История и основные направления философии в кратком изложении", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.