» » » Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы


Авторские права

Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы

Здесь можно купить и скачать "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Музыка и балет, издательство Литагент 5 редакция, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы
Рейтинг:
Название:
Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-04-095008-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"

Описание и краткое содержание "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать бесплатно онлайн.



Паганини, Крейслер, Вивальди – гениальные композиторы и виртуозы. Их жизненный путь – мечта и образец для многих юных дарований, которые с ранних лет вступают в гонку за привилегированные позиции, пытаясь построить карьеру профессиональных солистов-скрипачей. Страсть, стремление к идеалу и к исполнению, высокие амбиции и исключительная конкуренция – все это лишь немногие аспекты жизни талантливых детей, того мира музыкальной элиты, с которым знакомит нас Изабелла Вагнер. Ее книга – удивительное исследование длительного процесса воспитания высококлассного скрипача, основанное на изучении десятков реальных людей, чьи судьбы не оставляют равнодушным никого.





У восьми из десяти учащихся класса солистов в Европе по крайней мере один из родителей является музыкантом (Wagner, 2006 а). К категории «родитель-музыкант» я отношу отцов и матерей, являющихся как профессионалами, так и любителями музыки. У большей части студентов, наблюдаемых мной, оба родителя были музыкантами.

Родителей-музыкантов я разделяю на две группы. Одна – родители, имеющие непосредственное отношение к профессиональному миру музыки: инструменталисты, педагоги, скрипичных дел мастера, звукорежиссеры и т. д., они составляют 64 % выборки. Вторая – группа непрофессиональных музыкантов – составляет 16 % выборки. Данные подтверждают «наследственность» в мире музыкантов, что уже отмечалось в предыдущих исследованиях (Defoort-Lafourcade, 1996; Dupuis, 1993).

Родители-профессионалы рассматривают поступление в класс солистов как путь к совершенству, дающий возможность ребенку со временем присоединиться к музыкальной элите. В любом случае скрипка рассматривается не как увлечение или же «пункт» общего развития, а как шаг к будущей профессии.

Родители-профессионалы намерены передать свой капитал, а если получится, то и пополнить его. Майкл Пинсон и Моника Пинсон-Шарло (М. Pincon, M. Pincon-Charlot, 1997 а) полагают, что реляционный капитал может быть плодотворным только при условии его передачи. Ребенок музыканта, ставший учителем математики, не пожнет плоды профессиональных достижений своих родителей.

Родители-профессионалы рассматривают поступление в класс солистов как путь к совершенству, дающий возможность ребенку со временем присоединиться к музыкальной элите.

Передача капитала для родителей становится мотивирующим фактором в определении будущего детей. Приведу высказывание скрипача-солиста, занимающегося преподавательской деятельностью, отец которого также был скрипачом и преподавателем теории музыки, а жена вела класс фортепьяно. «Оба моих ребенка [у них с женой семнадцатилетняя дочь и десятилетний сын] станут музыкантами. У нас достаточно профессиональных связей, чтобы ввести их в эту среду. Дети неплохо освоили свои инструменты. Им не составит труда стать профессионалами».

Преемственность предполагают многие профессии. Этот феномен исследовался на примере физиков (Thélot, 1982), нотариусов и аукционистов (Quemin, 1997). Благодаря раннему погружению детей в соответствующую культуру они часто оправдывают надежды своих родителей. Семьи, члены которых из поколения в поколение занимаются определенным видом деятельности, составляют династии. Хорошо известны музыкальные династии прошлых веков, самой известной из которых была, пожалуй, семья Бахов, члены которой занимались музыкой на протяжении трехсот лет. Музыкальные династии ХХ века тоже не редкость (например, Менухины или Стерны).

Роль родителей

Дети часто начинают обучаться игре на скрипке еще до того, как им исполнится пять лет. Потом они говорят, что помнят, когда начинали учиться читать и писать, но не помнят первых уроков скрипки. Им кажется, что на скрипке они играли всегда. Погружение настолько глубоко, что воспринимается учащимися класса солистов как неотъемлемая часть их жизни. Пинхас Цукерман, знаменитый солист-скрипач, сын скрипача, говорит: «Я родился, чтобы играть на скрипке. Это так естественно для меня» (Schwarz, 1983. Р. 608).

Может быть, не все уловят эту разницу, но мотивация родителей-музыкантов в приобщении ребенка к своему миру представляется отличной от мотивации родителей, занятых в других сферах. Хилари Леви-Фридман (Levey-Friedman, 2013) провела исследование среди родителей, вкладывающихся в подготовку на высоком уровне будущих участниц конкурса красоты (потенциальных моделей), танцоров или спортсменов. Практически без исключения все руководствовались стремлением к выигрышным местам в американском обществе. Музыканты же, хотя они тоже не чужды конкуренции, просто приобщают потомков к своей профессии.

Как показывают исследования Ховарда Беккера и Джеймса Карпера (H. S. Becker, J. W. Carper, 1956), профессия родителей всегда оказывает косвенное влияние на ориентацию детей. Например, родители, работающие техническими специалистами, если у них все складывается, считают, что лучшее будущее для их детей заключается в получении диплома инженера. Степень магистра философских наук их бы не устроила. В мире музыкантов картина иная. Большинство родителей «юных дарований» сами не были солистами, однако, повторю, определение ребенка в класс солистов представляет для них собой путь к совершенству.

Опрошенные мною были, по выражению одного из учащихся, «с рождения погружены в семейную атмосферу, сосредоточенную вокруг музыки». Музыка в таких семьях не просто вид досуга, но часто финансовый ресурс; активно или пассивно занимаются музыкой несколько членов семьи. Такое отношение к музыке описывается как «страстное», «невероятно значимое», «жизненно необходимое». Дети в таких семьях занимаются с желанием, их не нужно заставлять. Распространенный ответ от них на вопрос «Почему вы занимаетесь музыкой?» – «Играть на инструменте – это нормально». Сам контекст музыкальной семьи подталкивает к занятиям. Здесь, однако, нужно отметить, что студенты в возрасте пятнадцати лет и старше из семей, не связанных с музыкой, высказывались в таком же роде. Возможно, это связано с социализацией, приобретенной за годы обучения игре на скрипке.

Слово «нормально», на мой взгляд, исчерпывающее. Учащиеся не считают, что музыкальная жизнь, которую они ведут, стоит какого-то особого обсуждения, да к тому же подростки склонны к лаконизму. Однако родители готовы обсудить тему более подробно. Многие настаивают на том, что ребенок сам захотел играть, а семья только поддержала его желание. «Я люблю музыку и пою в хоре. У нас трое детей. Мы предложили им выбрать инструмент, на котором они хотели бы научиться играть. Оба сына сначала играли на фортепьяно, потом занялись саксофоном и барабанами. Но наша младшая дочь очень любит скрипку. Это ее выбор», – сказала одна мама из семьи, где пока еще не было профессиональных музыкантов.

Безусловно, атмосфера семьи играет важную роль в решении ребенка серьезно заниматься музыкой, но к этому подключаются и другие факторы. Это и истории об успешных музыкантах, и обязательные посещения концертов, особенно знаменитостей, и обсуждения этих концертов в домашнем кругу, прослушивание записей. Ребенок не может носить все накопленные впечатления и эмоции – ему нужен человек (а лучше несколько), который разделял бы его восторги. Меня не удивляет, что среди учащихся класса солистов (как и среди уже состоявшихся солистов) трудно встретить детей бизнесменов, рабочих или фермеров.

Распространенный ответ от них на вопрос «Почему вы занимаетесь музыкой?» – «Играть на инструменте – это нормально».

Хотя, конечно, есть исключения. Например, Элмар Оливейра (род. 1950). Оливейра – сын плотника, иммигрировавшего в США из Португалии. Но увлечение Оливейры-старшего Страдивари, великим скрипичным мастером, подтверждает мои выводы о том, что семейная атмосфера, пронизанная ценностями мира музыки, является главным фактором в обучении будущего солиста.

Родители почти всех учащихся-солистов не из музыкальных семей (10 % выборки) являются работниками умственного труда, страстно увлеченными музыкой. Они не только любят музыку, но и имеют общее с родителями-музыкантами честолюбивое стремление вырастить подлинных виртуозов.

Но почему именно скрипка? Решение семьи относительно выбора рабочего инструмента зависит от ряда факторов. Чаще всего родители дают два объяснения: во-первых, скрипачи занимают высокое иерархическое положение в музыкальном мире, во-вторых, им обеспечены относительно хорошие возможности трудоустройства (сольное исполнение, оркестр, ансамбль камерной музыки, педагогическая деятельность).

Родители-скрипачи говорят о том, что хотели бы, чтобы дети осваивали «их» инструмент. Это очень удобное решение, так как они, будучи специалистами, могут оценить качество инструментального образования ребенка. Как и все родители, они надеются, что их опыт поможет ребенку построить благополучную карьеру.

Программа в классе солистов насыщенная, и детям действительно нужна помощь. Может ли оказать такую помощь родитель-солист, который в связи с плотным концертным графиком проводит большую часть своего времени вне дома? Будем реалистами – нет. Дети знаменитых скрипачей-виртуозов чаще всего становятся композиторами, дирижерами, пианистами, но не скрипачами (что не отменяет понятие музыкальной династии). Такие исключения, как виртуозы международного уровня Давид Ойстрах и его сын, являются редкими.

Программа в классе солистов насыщенная, и детям действительно нужна помощь.

Влияние сверстников также играет важную роль в выборе инструмента, что подтверждается словами восемнадцатилетнего солиста: «Когда я был совсем еще маленьким, родители отдали меня в музыкальную школу учиться играть на фортепьяно. У меня был друг, который начинал учиться скрипке. Я тоже захотел учиться скрипке, потому что мне казалось, что, когда мы шли с ним по улице, все думали, глядя на нас: «Вот идут скрипачи», рояль же с собой не потащишь».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"

Книги похожие на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Изабелла Вагнер

Изабелла Вагнер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"

Отзывы читателей о книге "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.