» » » » Юрий Кузнецов - Введение в теорию национальной безопасности


Авторские права

Юрий Кузнецов - Введение в теорию национальной безопасности

Здесь можно купить и скачать "Юрий Кузнецов - Введение в теорию национальной безопасности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Введение в теорию национальной безопасности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в теорию национальной безопасности"

Описание и краткое содержание "Введение в теорию национальной безопасности" читать бесплатно онлайн.



В настоящее время многие политики используют такое понятие как "НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" во многих своих работах совершенно произвольно его трактуя. Чаще всего это понятие отождествляется с понятием "ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ", что абсолютно не правомерно.






Из всех рассмотренных геополитических факторов важнейшим является ПРОСТРАНСТВО. Именно оно рассматривается с точки зрения политической организации народа – государства. Соответственно от пространства и связанных с ним проблем зависит политика народа и его государства. С формальной точки зрения пространство есть некоторая форма или структура, служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные структуры. При этом огромное значение имеют топологические характеристики пространства - "соприкосновение" различных форм и структур, число направлений.

С геополитической точки зрения вначале пространство было представлено только сушей - КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ. Моря и океаны использовались человеком для перевозки товаров и войск и в основном вдоль берегов. И хотя многие такие плавания были продолжительны, но моря и океаны были враждебной средой и вся экспансия человека тогда шла вдоль берегов морей и океанов. Только начиная с III века до нашей эры (Пунические войны) начинается превращение моря в геополитическое МОРСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. Этот процесс был ускорен в эпоху Великих географических открытий в ХIV-ХVI веках, когда человек освоил карту, компас, парус, и построил корабли на которых он был способен месяцами оставаться в океане. Именно эти корабли впервые оторвались от берегов и пересекли океаны. Теперь экспансия пошла через океан. Можно согласиться с Мэхэном, когда он определил, что именно в XVII веке появилась морская война - война за обладание морским пространством. Именно в этот период океан из "пустыни" с редкими путниками превратился в насыщенное тысячами судов морское пространство.

Отношение государств, народов и цивилизаций к этим пространства разделяет их на КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ и МОРСКИЕ НАРОДЫ. Не последнюю роль здесь играют те самые вопросы обеспеченности энерго-сырьевыми ресурсами цивилизаций, которые рассматривались в предыдущей главе. Так недостаток энергосырьевых ресурсов в одних регионах и избыток их в других предопределяет интенсивную мировую торговлю сырьем и товарами. Большие объемы ввоза сырья предопределяют и значительный вывоз товаров в энергосырьевые регионы. Поскольку основной грузопоток идет морским путем, то для цивилизаций и стран испытывающих недостаток в энергосырьевых ресурсах обладание средствами доставки - соответствующим морским транспортом является жизненно важной задачей. Полная или значительная зависимость страны или цивилизации от морской торговли может определять такую страну как морскую, в отличие от континентальной - независимой от морской торговли. Таким образом Западно-христианская цивилизация является морской. Отсюда становится понятным большое внимание уделяемое в странах этой цивилизаций развитию Военно-Морских сил, как сил обеспечивающих устойчивость морских перевозок сырья и товаров

В таблице 3.2. приведены сведения по морскому транспортному флоту стран субъектов цивилизаций на 1998 год, а также тех стран у которых суммарное водоизмещение транспортных судов превышает 500 тыс.т. Таким образом с учетом всех стран имеющих торговый флот (и менее 500 тыс.т каждая) страны Западно-христианской цивилизации с учетом подконтрольных стран обладают 60% мирового торгового тоннажа. Интересно отметить, что в последние годы наиболее развитые народы этой цивилизации оставили за своей непосредственной юрисдикцией всего 0.04-0.08 т. торгового тоннажа на каждого жителя передав остальной тоннаж народам менее развитым. Всего на каждого представителя этой цивилизации приходится примерно 0.25 т торгового тоннажа. В Российско-православной цивилизации на каждого представителя приходится почти столько же 0.24 т., в остальных менее 0.1 т. Надо однако отметить, что такие высокие "морские" показатели Российско-православной цивилизации не вытекают из ее внутренней сути и объясняются пока еще большим, но постепенно сокращаемым, торговым флотом России -остатком торгового флота СССР, и значительными торговыми флотами Греции и Кипра (стран пока условно отнесенных к данной цивилизации) которые в основном используются для перевозок в интересах других стран мира.

Последующий научно-технический прогресс привел к тому, что в начале XX века в геополитическое пространство стал включаться ВОЗДУШНИ ОКЕАН, а со второй его половины и космос. Они во все возрастающей степени становились предметом геополитических и геостратегических расчетов и важнейшим компонентом национальной безопасности.

Наряду с делением мира на континентальное и морское пространство с геополитической точки зрения он может быть поделен и на регионы. ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН как совокупность взаимоотношений в большой части мира, выраженная в понятиях местоположения, движения, ориентации торговли, культурных и идеологических связей. Наконец последний может быть разделен на ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ представляющие органическую часть первого, но более ограниченные географически и политически. В них взаимосвязь экономических и торговых связей плотнее, и здесь вероятны региональные силовые противостояния. Отдельные регионы, имеющие важное геополитическое значение, получили специфические названия. Так регион, играющий основную роль в мировой политике и свя­занный с центром Евразийского пространства получил название ОСЕВОГО РЕГИОНА - ХАРТЛЕНД. Регион, отделяющий Хартленд от основных морских торговых путей получил название РИМЛЕНД.

Наконец часть пространства над которым государство устанавливает свое господство в юридической форме называют ТЕРРИТОРИЕЙ ГОСУДАРСТВА. Ей присущи следующие характеристики: размер и географическим положением на карте мира, в том числе наличие рек и выходов к морю; населенность; климатические условия и ландшафт; арактер недр; характер границ и сопредельных территорий; время существования и др.

С пространством в геополитике связана проблема его КАЧЕСТВА. Одним народам в результате Глобального Исторического процесса досталась пустыня или ледяное море, а другим земной рай и теплое море, одни народы владеют территорией недра которой заполнены богатствами, а у других они пусты. Морские пространства по качеству также сильно отличаются. Например экономическое освоение Северного Ледовитого океана требует огромных затрат не сравнимых с освоением других океанов. Проблема качества морских пространств имеет и военную сторону. Так, например, моря отделяющие Китай от Тихого океана мелководны и почти везде доступны для минных постановок, которые могут затруднить или даже пресечь мореплавание. С точки зрения обороны побережья эти моря удобны, а с точки зрения использования коммуникаций и развертывания сил в Тихий океан они неудобны. Как видим в зависимости от геостратегических устремлений меняется оценка качества морей. Подобное можно наблюдать и с сухопутными пространствами. Следовательно, с военной точки зрения качество любого пространства переменно.

Наконец применительно к определенным государствам в геополитике существует и особая оценка как ЦЕНТР СИЛЫ. Обычно под ним понимается достаточно крупное и развитое государство, прямо или косвенно претендующее на гегемонию в мире или в регионе. Это понятие согласуется с ЦЕНТРОМ-ЛИДЕРОМ в общей теории управления.

Проблема качества территорий прямо связана в геополитике с проблемой ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА, которая всегда была исключительно актуальной. Важно отметить, что часто эту проблему рассматривали только как проблему территориального роста государств через изменение границ, то есть, понимали ее в буквальном смысле слова. Однако часто эта проблема решалась другим, более эффективным способом, через демографическую или экономическую экспансию. Демографическая экспансия направлена как против элиты народа данного государства, так и против народа в целом. Во все времена большая часть демографической экспансии осуществлялась незаконным образом и часто именно морским путем. Экономическая экспансия так же является высокоэффективным средством расширения жизненного пространства. Однако навязываемые экономическим способом чуждые образы жизни могут оказаться недолговечными (например активизация исламского фундаментализма в "светских" исламских государствах). Наконец экономическая зависимость имеет и обратное воздействие, ибо государство осуществляющее экономическую экспансию в другое государство само постепенно попадает в зависимость от него, как своего должника.

Не надо, однако, полагать, что во второй половине XX века был полностью прекращен прямой рост территориального пространства ряда го­сударств. Локальные войны и конфликты приводили к "локальному" улучшению жизненного пространства на континенте отдельных государств в во всех частях света.

Включение морского пространства в жизненное пространство того или иного государства является одной из древнейших проблем. В начале эпохи Великих географических открытий весь мировой океан был "поделен" с благословения церкви между Испанией и Португалией. В ХVII-ХVШ веках весь мировой океан пыталась объявить своим жизненным пространством Англия. И только в XIX веке всеми странами мира фактически было признано право свободы мореплавания во всем мировом океане и все государства ограничили своей юрисдикцией плавание лишь в прибрежных водах получивших название территориальных вод. Вместе с тем и в XX веке великие державы, например США и СССР, провозглашали и провозглашают зоной своих жизненных интересов многие морские пространства. Конечно, это уже не означает, что в этих районах вводятся ограничения на свободу мореплавания. Патрулирующие в этих районах военно-морские группировки только наблюдают за мореплаванием, но всегда могут быстро применить силу. Особый режим установлен в Северном Ледовитом океане, который поделен между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией (государства имеющие выход в этот океан) на Арктические сектора. Суда и самолеты других государств плавать и летать в пределах этих секторов могут лишь с согласия прилежащих государств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в теорию национальной безопасности"

Книги похожие на "Введение в теорию национальной безопасности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Кузнецов

Юрий Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Кузнецов - Введение в теорию национальной безопасности"

Отзывы читателей о книге "Введение в теорию национальной безопасности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.