Лактанций - Творения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Литературное наследие Лактанция — классический образец латинской христианской патристики, и шире — всей позднеантичной литаратуры. Как пишет Майоров задачей Лактанция было «оправдать христианство в глазах еще привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму его сочинений.
В наше собрание творения Лактанция вошли: «Божественные установления» (самое известное сочинение Лактанция, последняя по времени апология хрисианства), «Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей» (одно их самых известных творений Лактанция, несколько тенденциозное, ярко и живо описывающие историю гонений на христиан от Нерона до Константина и защищающее идею Божественного возмездия; по жанру — нечто среднее между памфлетом и апологией), «Легенда о Фениксе» (стихотворение, возможно приписываемая Лактанцию ложно, пересказывающее древнеегипетскую легенду о чудесной птице, умирающей и возрождающейся, кстати «Легенда о Фениксе» оказала большое влияние на К. С. Льюиса и Толкина), «О Страстях Господних» (очень небольшое сочинение, тема которого ясна по названию — интересна его форма — это прямая речь ХристаЮ рассказывающего о Себе: «Кто бы ни был ты, входящий в храм — приближаясь к алтарю, остановись ненадолго и взгляни на меня — невиновного, но пострадавшего за твои преступления; впусти меня в свой разум, сокрой в своем сердце. Я — тот, кто не мог взирать со спокойной душой на тщетные страдания рода человеческого и пришел на землю — посланник мира и искупитель грехов человеческих. Я — живительный свет, когда-то озарявший землю с небес и теперь снова сошедший к людям, покой и мир, верный путь, ведущий к дому, истинное спасение, знамя Всевышнего Бога и предвестник добрых перемен»).
С рассуждениями Лактанция в отрывках 14–19 ср.: Цицерон. О природе богов. 11.56.140; Цицерон. О законах. 1.9.26; Саллюстий. О заговоре Каталины. \Л \ Минуций Феликс. Октавий. 17.2.
222
Авл Персий Флакк — римский поэт — сатирик (34–62 гг. до н. э.), творивший в эпоху Нерона. В Сатирах выступал как продолжатель Горация и Луцилия.
223
Персий. Сатира 2.61.
224
Ср.: Св. Киприан Карфагенский. К Деметриану. 16.
225
Филиппики — речи Цицерона против Антония, названные так по аналогии с речами Демосфена против Филиппа Македонского.
226
Лукреций. О природе вещей. VI.52–53.
227
Там же. V.1198–1202.
228
Цицерон. О природе богов. 1.32.91.
229
Вергилий. Георгики. IV. 110–111.
230
Персий. Сатиры. 2.73–74.
231
Там же. 2.69–70 («Мне объясните, жрецы, к чему ваше золото храмам? То же оно для святынь, что и куклы девиц для Венеры»),
232
Поликлет — греческий скульптор середины V в. до н. э. из Сикиона, автор трактатов об искусстве; Эвфранор — живописец и скульптор IV в. До н. э. из Стима; Фидий — греческий скульптор, современник Поликлета.
233
Дионисий Старший — тиран Сиракуз (ок. 430–367 гг. до н. э.). Историю святотатств Дионисия Лактанций заимствует у Цицерона (О природе богов. III.34.83–84).
234
См.: II.7.7 и сл.
235
Ср.: Цицерон. О природе богов. 1.12.30–13.34.
236
Фаларис — знаменитый тиран Акраганта, живший в VI в. до н. э., своего рода символ жестокости. См., например: Павел Орозий. История против язычников. 1.20.1–6.
237
Цицерон. Речь против Гая Верреса. V.56.145.
238
См.: Там же. IV.45, 48–51.
239
Тиберий и Гай Гракхи были народными трибунами во второй половине II в. до н. э.
240
Имеется в виду проскрипция 43 г. до н. э., проведенная во времена второго триумвирата.
241
Там же. 1.79.
242
Луцилий Бальб — современник Цицерона, ученик римского юриста Квинта Муция Сцеволы. Цицерон сделал его участником своего диалога О природе богов, в котором Луцилий выражает взгляды стоической философии.
243
Цицерон. О природе богов. II.21.54.
244
Там же. И. 16.44.
245
Архимед — знаменитый математик и механик из Сиракуз (287–212 гг. До н. э.). О созданной им медной сфере сообщает Цицерон (О природе богов. II- 35.88; Тускуланские беседы. 1.25.63).
246
Цицерон. О природе богов. III.2.6.
247
Ср.: Тит Ливии. История от основания Города. 1.8.
248
Проперций — римский поэт (ок. 47 — ок. 15 гг. до н. э.), известен прежде всего как автор элегий.
249
Проперций. Элегии. IV. 1.11–14.
250
См.: 1.22.
251
Рассказ взят у Тита Ливия, который называет авгура Аттом Навием (Тит Ливий. История от основания Города. 1.36.3–4).
252
См.: Val. Мах. 1.8.1.
253
Речь идет о Третьей Македонской войне (171–168 гг. до н. э.).
254
Ср.: Овидий. Фасты. IV.293–344; Тит Ливий. История от основания Города. XXIX. 14.5–14.
255
См.: Ливий. Периоха 11.
256
Рассказ взят у Ливия {Тит Ливий. История от основания Города. IX. 29.9–11).
257
Ср.: Тит Ливий. История от основания Города. XLII.3.1–11.
258
Ср.: Там же. XXIX. 18.2–8.
259
Ср.: Там же. 11.36.1–8. У Тита Ливия этот плебей назван Титом Латанием.
260
Ср.: Светоний. Божественный Август. 91.
261
Вергилий. Энеида. XI.361.
262
См.: IV.6.
263
Ср.: Овидий. Метаморфозы. 1.7,21, 32.
264
В трактате О природе богов этих слов нет.
265
См.: 1.7.13.
266
См.: Цицерон. О природе богов. 1.8.19.
267
Цицерон. О природе богов. 11.27.68.
268
Гераклит — греческий философ из Эфеса (ок. 554–483 гг. до н. э.), натурфилософские идеи изложил в трактате О природе, от которого сохранились отдельные фрагменты.
269
Фалес Милетский — греческий философ (624–546 гг. до н. э.), один из семи мудрецов, представитель ионийской натурфилософии.
270
Овидий. Метаморфозы. 1.430–433.
271
Ср.: Цицерон. О законах. 1.8.15.
272
Платон. Государство. VI. 501Ь.
273
Книги Сивилл. VIII.402.
274
См.: 1.11.17–36; 19.5.
275
См., например: Цицерон. О законах. 1.9; Цицерон. О природе богов. II. 54.134–136.
276
Лактанций говорит о своем сочинении О творении Божием, посвященном вопросам антропологии.
277
Вергилий. Георгики. 11.341.
278
Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1.28.70; Cic. Acad. 11.38.119.
279
См.: VII. 14.5.
280
Лукреций. О природе вещей. V.806.
281
Ср.: Там же. V.793–796; 826–836.
282
Цицерон. О законах. 1.7.22.
283
См.: П. 10.3.
284
Эмпедокл — греческий философ (ок. 495–435 гг. до н. э.); кроме трактата О природе вещей написал сочинение Очищения, от которого сохранились лишь фрагменты.
285
Саллюстий. О заговоре Каталины. 1.2.
286
Книги Сивилл. Фрагм. III. 46–48.
287
Там же. VIII. 260–262.
288
Гесиод. Труды и дни. 122–123 (Перевод наш. — В. Т.).
289
Платон. Пир. 202е. Ср.: Минуций Феликс. Октавий. 26.9,12.
290
Книги Сивилл. III.228–229.
291
См.: 1.6.4; 7.5–8.
292
Вергилий. Энеида. VIII.292 (Перевод наш. — В. Т.).
293
Лактанций обращается к истории Второй Пунической войны и битвы при Каннах (2 августа 216 г. до н. э.), крайне неудачной для римлян.
294
Вергилий. Энеида. 1.16–17.
295
Там же. 1.19–20.
296
См.: VII.20.
297
Вергилий. Энеида. IV.464–465 (Перевод наш. — В. Т.).
298
Лактанций говорит о своем сочинении О гневе Божием.
299
Цицерон. Тускуланские беседы. IV. 11.26.
300
Ср.: 1 Кор. 3, 19.
301
Теренций. Самоистязатель. III. 1.504–506.
302
Спарты — мифическое племя, выросшее из зубов дракона, посеянных Кадмом по совету Афины. Появившись на свет, спарты начали истреблять друг друга. См.: Овидий. Метаморфозы. Ш.6–130; Аполлодор. III.4.1.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лактанций - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.