Лактанций - Творения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Литературное наследие Лактанция — классический образец латинской христианской патристики, и шире — всей позднеантичной литаратуры. Как пишет Майоров задачей Лактанция было «оправдать христианство в глазах еще привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму его сочинений.
В наше собрание творения Лактанция вошли: «Божественные установления» (самое известное сочинение Лактанция, последняя по времени апология хрисианства), «Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей» (одно их самых известных творений Лактанция, несколько тенденциозное, ярко и живо описывающие историю гонений на христиан от Нерона до Константина и защищающее идею Божественного возмездия; по жанру — нечто среднее между памфлетом и апологией), «Легенда о Фениксе» (стихотворение, возможно приписываемая Лактанцию ложно, пересказывающее древнеегипетскую легенду о чудесной птице, умирающей и возрождающейся, кстати «Легенда о Фениксе» оказала большое влияние на К. С. Льюиса и Толкина), «О Страстях Господних» (очень небольшое сочинение, тема которого ясна по названию — интересна его форма — это прямая речь ХристаЮ рассказывающего о Себе: «Кто бы ни был ты, входящий в храм — приближаясь к алтарю, остановись ненадолго и взгляни на меня — невиновного, но пострадавшего за твои преступления; впусти меня в свой разум, сокрой в своем сердце. Я — тот, кто не мог взирать со спокойной душой на тщетные страдания рода человеческого и пришел на землю — посланник мира и искупитель грехов человеческих. Я — живительный свет, когда-то озарявший землю с небес и теперь снова сошедший к людям, покой и мир, верный путь, ведущий к дому, истинное спасение, знамя Всевышнего Бога и предвестник добрых перемен»).
640
См.: VI.18.13.
641
Еф. 4.26.
642
См.: VI.18.15.
643
Цицерон. В защиту Лигария. 12.35.
644
См.: Цицерон. Тускуланские беседы. III. 11.25.
645
См.: VI.16.11; 17.12.
646
Цицерон. Катон Старший, или О старости. 12.40.
647
Лактанций говорит об отсутствии жалости к чужой жизни у тех, кто не жалеет жизнь своего ребенка. В данном случае sanguis — потомок, отпрыск, «кровинушка».
648
Лактанций говорит о судьбе Эдипа, брошенного родителями, который впоследствии по незнанию убил собственного отца Лая и женился на матери своей — Иокасте.
649
Отсюда и далее ср.: Минуций Феликс. Октавий. 37.11.
650
Синний Капитон — римский грамматик I в. до н. э., известен рядом грамматических сочинений, а также сборником пословиц.
651
1 Кор. 6.16.
652
Мф. 7.12.
653
Мф. 5.32. Ср. с Синодальным переводом: «Кто разводится с женой своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
654
Ср.: Мф. 5.28.
655
Неизвестно, какое место Священного Писания цитирует в данном случае Лактанций, но, тем не менее, ср.: Мф. 19.12.
656
Cic. Acad. post. Fr. 16.
657
Вергилий. Энеида. VI.128–129.
658
Сотион — римский философ — пифагореец, ученик Секстия, наставлял юного Сенеку в философии; известен прежде всего как автор трактата О гневе.
659
Цицерон. Об обязанностях. III. 10.44.
660
Там же. III. 19.77.
661
Цицерон. Против Верреса. II. 11.28.
662
Там же. V. 14.35.
663
Ср.: Цицерон. О законах. 1.6.18; II.4.8.
664
См.: Там же. II. 18.45.
665
Там же. 1.10.28.
666
Ин. 1.1.
667
См.: VI.24.26.
668
Цицерон. В защиту Луция Лициния Мурены. 6.14.
669
Ср.: Платон. Федон. 80а — с.
670
Вергилий. Георгики. III.244.
671
См.: IV. 12.
672
Теренций. Формион. V.2.15.
673
Цицерон. Тускуланские беседы. 1.41.99. Ср.: Платон. Апология Сократа. 42а.
674
Ср.: Божественные установления. 1.5.25; Цицерон. Тускуланские беседы. 1.27.
675
Вергилий. Энеида. VI.726–727.
676
Ср.: Саллюстий. О заговоре Каталины. 20.11.
677
Лукреций. О природе вещей. V. 156–157.
678
Там же. V. 165–167.
679
См.: VII.2.3.
680
Cic. Acad, prior. 11.38.120.
681
Асклепиад — христианский писатель, современник и адресат Лактанция. О нем почти ничего не известно. Блаж. Иероним упоминает, что Лактанций написал для него две книги (Hier. De vir. ill. 80), которые, впрочем, до нас не дошли.
682
Лактанций намекает на скептическую критику всех философских школ, успешно предпринимаемую представителями Новой Академии.
683
См.: 11.9.
684
Ср.: 1 Кор. 13.11.
685
См.: VII.6.1.
686
Аристон — греческий философ III в. до н. э., приверженец стоической философии, ученик Зенона.
687
Ферекид — греческий философ VI в. до н. э., учитель Пифагора.
688
Ср.: Лукреций. О природе вещей. III.978–979: «Все, что, согласно молве, в глубине Ахеронта сокрыто,/Все, очевидно, у нас в самой жизни находится здешней».
689
Cm.: VII.6.1.
690
Ср.: Платон. Федр. 245с — е. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1.23.53; Цицерон. О государстве. V.25.27.
691
См.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1.27.66.
692
Там же. 1.16.38.
693
Там же. 1.11.23.
694
Цицерон. Из неизвестных книг. Фрагм. 11.
695
Цицерон. О законах. 1.8.24.
696
Цицерон. Тускуланские беседы. 1.46. ПО.
697
Цицерон. Тускуланские беседы. 1.30.72. Ср.: Он же. О государстве. VI.25.29.
698
См.: Цицерон. В защиту Марцелла. 4.11.
699
Лукреций. О природе вещей. III.417–418.
700
Платон. Федон. 80е.
701
Ср.: Лукреций. О природе вещей. III.440.
702
Там же. 11.999–1001.
703
Ср.: Там же. III.434–435.
704
Там же. III.445–446.
705
Ср.: Цицерон. О старости. 8.26.
706
Ср.: Лукреций. О природе вещей. 111.451–454.
707
Ср.: Там же. III.453; Цицерон. О старости. 7.21.
708
Ср.: Лукреций. О природе вещей. III.459–486.
709
См.: III. 12; VII.9.
710
Ср.: Лукреций. О природе вещей. III.487–522.
711
Ср.: Там же. III.548–579.
712
Ср.: Там же. III.526–547.
713
Ср.: Там же. III.545.
714
Там же. III.612–614.
715
Аристоксен — греческий философ IV в. до н. э., ученик Аристотеля.
716
Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1.10.19; 1.22.51.
717
См.: Цицерон. О дивинациях. 1.19.36.
718
См.: II.8 и сл.
719
См.: Ириней Лионский. Против ересей. V.28.3; 33.2.
720
Пс. 89.5.
721
Ср.: Книги Сивилл. V.54.
722
Ср.: Там же. III.316.
723
Ср.: Там же. III.350–355.
724
Ср.: Книги Сивилл. III. 159–161; VIII.6–9.
725
Вопрос о том, каким источником пользовался Лактанций в данном случае, представляет научную дискуссию. Ряд исследователей полагает, что он цитирует недошедший до нас исторический труд Сенеки Старшего От начала гражданских войн. Другие под упомянутым Сенекой склонны видеть Сенеку Младшего. Некоторые считают, что Лактанций неправильно называет имя другого Аннея — Флора, автора эпитомы труда Ливия. См.: Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Луций Анней Флор — историк Древнего Рима. Воронеж, 1977. С. 10–11.
726
Ср.: Книги Сивилл. VIII.171–173.
727
Ср.: Дан. 7.2–27.
728
Ср.: Книги Сивилл. VIII.342–344.
729
Ср.: Там же. VIII. 190–194; Мф. 22.29.
730
Ср.: Книги Сивилл. VIII.214.
731
Там же. VIII.239.
732
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лактанций - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.