Лактанций - Творения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Литературное наследие Лактанция — классический образец латинской христианской патристики, и шире — всей позднеантичной литаратуры. Как пишет Майоров задачей Лактанция было «оправдать христианство в глазах еще привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму его сочинений.
В наше собрание творения Лактанция вошли: «Божественные установления» (самое известное сочинение Лактанция, последняя по времени апология хрисианства), «Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей» (одно их самых известных творений Лактанция, несколько тенденциозное, ярко и живо описывающие историю гонений на христиан от Нерона до Константина и защищающее идею Божественного возмездия; по жанру — нечто среднее между памфлетом и апологией), «Легенда о Фениксе» (стихотворение, возможно приписываемая Лактанцию ложно, пересказывающее древнеегипетскую легенду о чудесной птице, умирающей и возрождающейся, кстати «Легенда о Фениксе» оказала большое влияние на К. С. Льюиса и Толкина), «О Страстях Господних» (очень небольшое сочинение, тема которого ясна по названию — интересна его форма — это прямая речь ХристаЮ рассказывающего о Себе: «Кто бы ни был ты, входящий в храм — приближаясь к алтарю, остановись ненадолго и взгляни на меня — невиновного, но пострадавшего за твои преступления; впусти меня в свой разум, сокрой в своем сердце. Я — тот, кто не мог взирать со спокойной душой на тщетные страдания рода человеческого и пришел на землю — посланник мира и искупитель грехов человеческих. Я — живительный свет, когда-то озарявший землю с небес и теперь снова сошедший к людям, покой и мир, верный путь, ведущий к дому, истинное спасение, знамя Всевышнего Бога и предвестник добрых перемен»).
Там же. VI.22–24.
474
Этих слов нет у Ездры, но со ссылкой на книгу этого пророка их приводит Иустин Мученик (Иустин. Разговор с Трифоном Иудеем. 72). Причем Иустин объясняет, что прежде эти слова были в Библии, но изъяты оттуда иудеями (Там же. 71).
475
Пс. 94(93).21–22.
476
И ер. 11.18–19.
477
Втор. 28.66.
478
Числ. 23.19. Перевод наш. — В. Т. Лактанций значительно меняет смысл библейской фразы. Ср. Синодальный перевод: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться».
479
Зах. 12.10.
480
Пс. 22(21).18–19.
481
3 Цар. 9.6–9. Последняя фраза дана в нашем переводе. — В. Т. Ср. Синодальный перевод: «И скажут: „за то, что они оставили Господа, Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие“».
482
Ам. 8.9–10.
483
Иер. 15.9.
484
Книги Сивилл. VIII.305–306.
485
Пс. 16(15). 10.
486
Пс. 3.6.
487
Ос. 13.13–14. Перевод наш. — В. Т. Синодальный перевод значительно отличается: «Он — сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало?»
488
Ос. 6.2.
489
Книги Сивилл. VIII.312–314.
490
Игр. 31.31–32.
491
Мер. 12.7–8. Перевод выполнен нами и включен в контекст дальнейших рассуждений Лактанция. — В. Т.
492
Ис. 42.6–7.
493
Дан. 7.13.
494
Апостолы Петр и Павел погибли в ходе первого гонения на христиан при Нероне (54–68 гг.) в 64 г.
495
Тит Флавий Веспасиан — римский император с 69 по 79 г., захватил Иерусалим, подавив иудейское восстание, в 70 г.
496
Ср.: Ин. 10.18 (здесь речь идет не о душе, а о жизни).
497
Вергилий. Георгики. III.491.
498
Цицерон. О природе богов. 11.28.72.
499
Лукреций. О природе вещей. 1.931 (Перевод наш. — В. Т.).
500
Вергилий. Энеида. VIII. 187 (Перевод наш. — В. Т.).
501
Ис. 45, 14.
502
Ис. 44, 6.
503
Ос. 13, 14.
504
Фригийцы — представители так называемой фригийской ереси, появившейся в Малой Азии во И в. Во многом ересь была связана с экзальтированным учением Монтана, направленным на отрицание церковной дисциплины вообще и власти епископов в частности.
505
Новациане — последователи Новациана, римского ересиарха III в., выступавшего против возвращения в Церковь падших во время гонений.
506
Валентиниане — последователи Валентина из Александрии (f ок. 160 г.), крупнейшего представителя александрийского гностицизма.
507
Маркиониты — последователи Маркиона из Синопа, ересиарха — гностика II в., отрицавшего Бога Ветхого Завета.
508
Enn. Ann. 272 (Перевод наш. — В. Т.).
509
Ср.: Лукреций. О природе вещей. 1.936–943.
510
1 Квинт Септимий Тертуллиан — христианский писатель (160 — |после 220 гг.), пресвитер Карфагенской церкви, прославился прежде всего 1 как апологет.
511
Святитель Киприан Карфагенский (Расций Цецилий Киприан) — 'христианский писатель (после 200–258 гг.), епископ Карфагена с 248 г., автор ряда произведений, в том числе более 80–ти писем.
512
Т. е. шутом.
513
В сочинении, посвященном истории Великого гонения, Лактанций называет три имени, кроме императорских, организаторов гонений в Вифинии: префект Флакцин, прежний помощник наместника Иерокл и его преемник в должности помощника наместника Присциллиан (Лактанций. О смерти гонителей. 16.4).
514
Аристофан — греческий филолог (ок. 257–180 гг. до н. э.), глава Александрийской библиотеки, занимался критикой античных авторов; Аристарх — греческий ученый (ок. 217–145 гг. до н. э.), также возглавлявший Александрийскую библиотеку, занимался изучением и изданием античных авторов.
515
См. комментарий к 1.10.4.
516
Аполлоний Тианский — странствующий неопифагореец I в. н. э., которого считали и мудрецом, и колдуном, и шарлатаном. Биографию его написал Флавий Филострат.
517
Апулей — римский писатель II в. до н. э., автор Апологии, в которой оправдывал себя от обвинения в использовании колдовских чар, известен прежде всего как автор романа Золотой осел.
518
Тит Флавий Домициан — римский император, правивший с 81 по 96 г.
519
См.: 11.16; IV.13.16; 27.
520
Овидий. Метаморфозы. 1.99–100.
521
Germ. Arath. Fr. 112 (Перевод наш. — В. Т.).
522
Ibid. Fr. 21 (Перевод наш. — В. Т.).
523
Вергилий. Георгики. 1.126–127.
524
Овидий. Метаморфозы. 1.111.
525
Вергилий. Энеида. VIII. 320.
526
Germ. Arath. Fr. 137 (Перевод наш. — В. Т.).
527
Cic. Arat. Fr. 23 (Перевод наш. — В. Т.).
528
Вергилий. Георгики. 1.129–130.
529
Вергилий. Энеида. VIII.327.
530
См.: II.17.1; 111.29.13–16.
531
Цицерон. О законах. Фрагм. I.
532
Скрытая ссылка на комедию Теренция Девушка с Андроса: «…ведьв Наши дни друзей/уступчивость родит, а правда — ненависть» (Терещий. Девушка с Андроса. 1.1.69).
533
Луцилий. Сатиры. Из неизвестных книг. Фрагм. 5.
534
Там же. 1.10 (Перевод наш. — В. Т.).
535
Там же. Х.517–520.
536
Там же. XI. 111.
537
Ср.: Там же. XI. 106 (Перевод наш. — В. Т.).
538
Ср.: Там же. Х.524 (Перевод наш. — В. Т.).
539
Там же. XII.946.
540
См.: Иез. 34.25,28.
541
См.: Цицерон. О государстве. IV. 1.1.
542
Вергилий. Энеида. XI.647.
543
Луций Фурий Фил — римский оратор и ученый, консул в 136 г. до н. э., которого Цицерон делает одним из участников диалога О государстве.
544
Цицерон. О государстве. III. 17.27.
545
Плавт. Куркулион. 1.3.22.
546
Муций Сцевола — герой войны римлян с Порсенной; он пробрался во вражеский лагерь с целью убить Порсенну, но по ошибке убил писца; схваченный, он положил руку на огонь и терпел боль, чем поразил врагов (ТитЛивий. История от основания Города. II.12.6–16). Атилий Регул — римский консул 269 и 256 гг. до н. э., потерпел поражение от карфагенян и был взят в плен; из Карфагена он был отправлен в Рим испрашивать мир, но убедил римский сенат не заключать мира, после чего, верный данной клятве, вернулся в плен и был жестоко казнен (см.: Полибий. Всеобщая история. 1.31–35; Цицерон. Об обязанностях. III.99).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лактанций - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.